Конспект открытого занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные экологи-исследователи» в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал для воспитателей подготовительной группы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 194.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия НОД
по опытно-экспериментальной деятельности
«Юные экологи-исследователи»
в подготовительной группе
Составила и провела воспитатель
подготовительной группы «Почемучки»
ГБДОУ детский сад №63
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Иванова Татьяна Леонидовна
Конспект открытого занятия НОД
по опытно-экспериментальной деятельности
«Юные экологи-исследователи»
в подготовительной группе «Почемучки»
Цель: развивать экологическое образование детей через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи;
- развитие понимания зависимости между повадками и средой обитания водных и пернатых животных;
-закрепление в активном словаре слов: хищник, обитатели, лаборатория, исследования.
Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность, бережного отношения к объектам живой природы, правильного поведения в природе.
Развивающие:
- развитие умения анализировать, делать выводы, иметь свое мнение.
Развивающая среда: демонстрационный материал «Нефтяная речка», «Птицы, водные обитатели и нефть", «Свалка мусора", правила поведения в уголке экспериментирования, карты-схемы проведения опытов.
Оборудование: халаты и шапочка, вода, растительное масло, лейка, контейнеры, песок, стаканчики, гуашь, губка, шприц, перья, пипетка.
Содержание:
Воспитатель: -Я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что я для вас приготовила? Я предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами.
Чем занимаются люди этой особенной профессии? Где работают? (изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу, пишут статьи, книги, научные труды, их участием составляется "Красная книга", создаются НИИ, лаборатории).
-Вы хотите стать учеными-экологами? - (Да)
- Чтобы быть зачисленными в группу ученых-экологов надо пройти тест-разминку.
Тест-разминка
1. Камни, цветы, глина, песок - Что относится к живой природе?
2. Рыбы, деревья, горы, птицы – Что относится к неживой природе?
3. Микроскоп, колба, ложка, лупа - Что лишнее и почему?
- Молодцы! Вы зачислены!
- Наша группа превращается в НИИ. Мы - научные сотрудники: я- старший научный сотрудник, вы - ассистенты и лаборанты.
Вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.
Правила при проведении опытов:
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать приборы для экспериментов.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества.
-Проходим, садимся на рабочие места (полукругом перед столом для экспериментирования)
-Первое наше исследование "Нефтяная речка"(на экране выставляются картинки)
-Что видите на картинке? Почему решили, что это нефть? (черная, с радужными разводами, жидкая, маслянистая)
-Почему никого не видно на берегу? На воде?
-Давайте проведем опыты и ответим на эти вопросы и на вопрос: как нефть влияет на окружающую среду?
ОПЫТ №1
«Нефтяная речка»
(Как нефть влияет на окружающую среду)
Выбирается первый ассистент для проведения опыта (считалкой)
На доске выставляется карта-схема с алгоритмом проведения опыта.
1. Берем контейнер с отверстием и вставленной трубочкой, закрепленной пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.
2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)
3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку.
В банку сливается несмешанная с маслом вода.
Результат:
-Что произошло с водой и маслом? (вода и масло не перемешались между собой).
-Что стало с маслом? (разлив масла образовал пленку на поверхности воды, как и нефть)
-Чем опасна такая маслянистая пленка на поверхности воды? (она представляет собой серьезную опасность для живой природы).
Вывод: капельки масла (нефти) образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность. Насекомые и лягушки погибнут на берегу (на экране выставляются картинки).
-А что будет с водоплавающими птицами?
ОПЫТ №2
"Птицы и нефть"
Выбирается второй ассистент для проведения опыта (считалкой)
На доске выставляется карта-схема с алгоритмом проведения опыта.
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2. Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз.
Результат:
Что произошло с пером птицы? (перо слиплось и потеряло способность "отталкивать" воздух)
Чем это грозит птице? (птица не сможет взлететь и станет легкой добычей хищников).
Вывод: масло (нефть) склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание" птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде. Если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет (на экране выставляются картинки).
Физкультминутка «Разминка»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
ОПЫТ №3
"Свалка и дождь "
Выбирается третий ассистент для проведения опыта (считалкой)
На доске выставляется карта-схема с алгоритмом проведения опыта.
-Рассмотрите картинки на экране. Что вы видите? (горы мусора, свалка)
-Исследуем, загрязнит ли окружающую среду дождевая вода на свалке?
1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит
на подставке.
2. В пипетку набираем разведенную гуашь и капаем на губки.
3. Поливаем губки из лейки водой.
4. Берем шприц, откачиваем воду из песка.
Результат:
-Что произошло с водой? (вода стала грязная)
-Куда впиталась дождевая вода, отравленная вредными веществами? (в почву)
- Чем это опасно? (корни растений впитывают воду, отравленная вода попадает в реки и опасна для животных и человека)
Вывод: грязная вода, отравленная вредными веществами, впитывается в почву, корни растений питаются и погибают; загрязненная вода опасна для всего живого.
Природные объекты мусора (бумага, очистки овощей и фруктов) съедаются, перегнивают.
Искусственные - (пластик, пластмасса, стекло, металлы) выделяют вредные вещества и отравляют, загрязняют природу. Их необходимо перерабатывать.
Итог:
-Провели 3 опыта, сделали выводы и убедились в том, что существуют угрозы живой природе.
-Что же мы, люди, можем и должны сделать, чтобы сохранить живую природу?
(строить очистительные сооружения, сажать леса, мусор бросать только в специально отведенных местах, не использовать питьевую воду в хозяйственных целях, не мыть машины в реке, не вредить природе, любить ее, не губить, беречь, не отравлять, охранять).
(на экране выставляются картинки).
Рефлексия.
- Какие опыты вам понравились больше всего? Что нового вы узнали?
-Наша лаборатория закрыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».
Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1. Формировать у детей понятие о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия по использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. Тема: «Сказочный витраж»
Познакомить с одним из видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса выполнения витражей. Показать красоту и необычность картин на стекле....
Конспект открытого занятия для родителей на тему «Путешествие в пустыню» для детей подготовительной группы № 2
Предоставить детям возможность проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельно...
Конспект открытого занятия художественно-эстетическому развитию. Рисование. «Золотая осень» (нетрадиционное рисование) в подготовительной группе.
Открытое занятие "Золотая осень"...
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группеЦель: формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь п...
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы.
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы. ...