Конспект открытого занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Юные экологи-исследователи» в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Леонидовна

Материал для воспитателей подготовительной группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx194.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

«Юные экологи-исследователи»

в подготовительной группе

Составила и провела воспитатель

подготовительной группы «Почемучки»

ГБДОУ детский сад №63

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Иванова Татьяна Леонидовна

Конспект открытого занятия НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

«Юные экологи-исследователи»

в подготовительной группе «Почемучки»

Цель: развивать экологическое образование детей через опытно - экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи;

- развитие понимания зависимости между повадками и средой обитания водных и пернатых животных;

-закрепление в активном словаре слов: хищник, обитатели, лаборатория, исследования.

Воспитательные:

- воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи, аккуратность, бережного отношения к объектам живой природы, правильного поведения в природе.

Развивающие:

- развитие умения анализировать, делать выводы, иметь свое мнение.

Развивающая среда: демонстрационный материал «Нефтяная речка», «Птицы, водные обитатели и нефть", «Свалка мусора", правила поведения в уголке экспериментирования, карты-схемы проведения опытов.

Оборудование: халаты и шапочка, вода, растительное масло, лейка, контейнеры, песок, стаканчики, гуашь, губка, шприц, перья, пипетка.

Содержание:

Воспитатель: -Я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что я для вас приготовила? Я предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами.

Чем занимаются люди этой особенной профессии? Где работают? (изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу, пишут статьи, книги, научные труды, их участием составляется "Красная книга", создаются НИИ, лаборатории).

-Вы хотите стать учеными-экологами? - (Да)

- Чтобы быть зачисленными в группу ученых-экологов надо пройти тест-разминку.

Тест-разминка

1. Камни, цветы, глина, песок - Что относится к живой природе?

2. Рыбы, деревья, горы, птицы – Что относится к неживой природе?

3. Микроскоп, колба, ложка, лупа - Что лишнее и почему?

- Молодцы! Вы зачислены!

- Наша группа превращается в НИИ. Мы - научные сотрудники: я- старший научный сотрудник, вы - ассистенты и лаборанты.

Вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.

Правила при проведении опытов:

МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать приборы для экспериментов.

НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества.

-Проходим, садимся на рабочие места (полукругом перед столом для экспериментирования)

-Первое наше исследование "Нефтяная речка"(на экране выставляются картинки)

-Что видите на картинке? Почему решили, что это нефть? (черная, с радужными разводами, жидкая, маслянистая)

-Почему никого не видно на берегу? На воде?

-Давайте проведем опыты и ответим на эти вопросы и на вопрос: как нефть влияет на окружающую среду?

ОПЫТ №1

«Нефтяная речка»

(Как нефть влияет на окружающую среду)

Выбирается первый ассистент для проведения опыта (считалкой)

На доске выставляется карта-схема с алгоритмом проведения опыта.

                                      Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Юные экологи-исследователи»

1. Берем контейнер с отверстием и вставленной трубочкой, закрепленной пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.

2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)

3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку.

В банку сливается несмешанная с маслом вода.

Результат: 

-Что произошло с водой и маслом? (вода и масло не перемешались между собой).

-Что стало с маслом? (разлив масла образовал пленку на поверхности воды, как и нефть)

-Чем опасна такая маслянистая пленка на поверхности воды? (она представляет собой серьезную опасность для живой природы).

Вывод: капельки масла (нефти) образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность. Насекомые и лягушки погибнут на берегу (на экране выставляются картинки).

-А что будет с водоплавающими птицами?

ОПЫТ №2

"Птицы и нефть"

Выбирается второй ассистент для проведения опыта (считалкой)

На доске выставляется карта-схема с алгоритмом проведения опыта.

                                          http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14287-1486230213.jpg

1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.

2. Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).

3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз.

Результат: 

Что произошло с пером птицы? (перо слиплось и потеряло способность "отталкивать" воздух)

Чем это грозит птице? (птица не сможет взлететь и станет легкой добычей хищников).

Вывод: масло (нефть) склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание" птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде. Если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет (на экране выставляются картинки).

Физкультминутка «Разминка»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

ОПЫТ №3

"Свалка и дождь "

Выбирается третий ассистент для проведения опыта (считалкой)

На доске выставляется карта-схема с алгоритмом проведения опыта.

                                         http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14287-1486230305.jpg

-Рассмотрите картинки на экране. Что вы видите? (горы мусора, свалка)

-Исследуем, загрязнит ли окружающую среду дождевая вода на свалке?

1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит

на подставке.

2. В пипетку набираем разведенную гуашь и капаем на губки.

3. Поливаем губки из лейки водой.

4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. 

Результат: 

-Что произошло с водой? (вода стала грязная)

-Куда впиталась дождевая вода, отравленная вредными веществами? (в почву)

- Чем это опасно? (корни растений впитывают воду, отравленная вода попадает в реки и опасна для животных и человека)

Вывод: грязная вода, отравленная вредными веществами, впитывается в почву, корни растений питаются и погибают; загрязненная вода опасна для всего живого.

Природные объекты мусора (бумага, очистки овощей и фруктов) съедаются, перегнивают.

Искусственные - (пластик, пластмасса, стекло, металлы) выделяют вредные вещества и отравляют, загрязняют природу. Их необходимо перерабатывать.

Итог:

-Провели 3 опыта, сделали выводы и убедились в том, что существуют угрозы живой природе.

-Что же мы, люди, можем и должны сделать, чтобы сохранить живую природу?

(строить очистительные сооружения, сажать леса, мусор бросать только в специально отведенных местах, не использовать питьевую воду в хозяйственных целях, не мыть машины в реке, не вредить природе, любить ее, не губить, беречь, не отравлять, охранять).

(на экране выставляются картинки).

Рефлексия.

- Какие опыты вам понравились больше всего? Что нового вы узнали?

-Наша лаборатория закрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».

Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1.     Формировать у детей понятие о семье, как о  людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия по использованию в детском саду нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. Тема: «Сказочный витраж»

Познакомить с одним из видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса выполнения витражей. Показать красоту и необычность картин на стекле....

Конспект открытого занятия для родителей на тему «Путешествие в пустыню» для детей подготовительной группы № 2

Предоставить детям возможность проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельно...

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по плаванию с элементами прикладного плавания «Морское путешествие» в подготовительной группеЦель: формировать потребность к здоровому образу жизни; уметь п...

Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы.

Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы. ...