Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти используемый на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках и в режимных моментах.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Мочалова Надежда Федоровна

Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти используемый на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках и в режимных моментах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти используемый на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по теме «Удивительные предметы»:

Дидактические игры:

1 «Заметь и запомни».

Цель игры: развивать зрительную память, наблюдательность.

Ход игры: на столе выкладывают 7-10 карточек с изображением различных

предметов (вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, зонт, поезд, самолет) и прикрывают их салфеткой. Затем, приоткрывают примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить.

2 «Разведчики»

Цель игры: развивать зрительную память и внимание.

Ход игры: перед детьми выложены 2 группы предметов рукотворного и нерукотворного мира, дети запоминают, какие предметы находятся в обеих группах. Через минуту дети поворачиваются к предметам спиной, а педагог переносит некоторые предметы из одной группы в другую. Дети поворачиваются и называют, какие предметы находятся не в своей группе.

3 «Оживи стихотворение»

Цель игры: развить слуховую память и внимание.

Ход игры: перед детьми выкладываются карточки с предметами изображением вниз. Дети слушают стихотворение, затем переворачивают карточки и находят предметы, о которых говорилось в стихотворении.

4 «Назови пару»

Цель игры: развить слуховую память

Ход игры: воспитатель читает вслух один раз пары слов, дети запоминают эти слова, затем воспитатель называет первое слово из пары, а дети произносят второе слово.

5 «Пересказ по кругу»

Цель игры: развить слуховую память

Ход игры: воспитатель читает текст. Дети внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из детей. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Индивидуальные упражнения:

«Нарисуй (опиши) такой же»

Цель упражнения: тренировка зрительной (слуховой) памяти.

Детям показывают картинку с рукотворным или природным объектом. Воспитатель описывает объект, обращает внимание детей на детали объекта, его характеристики. Затем картинку убирают и просят детей изобразить предмет на листе бумаги или описать его. При проверке упражнения учитывается точность изображения или описания (количество деталей, цвет, форма)

«Найди отличие».

Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.

Перед ребенком кладут сюжетную картинку, просят посмотреть на нее не более 1 минуты и запомнить что и как на ней изображено. Затем ее убирают, а на место этой картинки кладут другую, она по сюжету сходна с предыдущей, но имеет некоторые отличия. На нее тоже следует смотреть не более 1 минуты. Затем ее убирают, а ребенку предлагают назвать вслух, какие отличия он заметил. Допускается не более пяти отличий.

Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти, используемый на занятиях по ознакомлению с окружающим миром по теме «Как хорошо у нас в саду»:

Дидактические игры:

1 «Узнай по картинке»

Цель игры: развивать слуховую память

Ход игры: воспитатель рассказывает детям о помещениях детского сада, перечисляет предметы, находящиеся в них и их назначения. Затем детям показывают фотографии этих помещений, дети отгадывают названия помещений.

2 «Кто работает в детском саду?»

Цель игры: развивать слуховую память.

Ход игры: детям показывают картинки с изображением работников детского сада. Воспитатель рассказывает, какие предметы необходимы для разных сотрудников. Затем перед детьми выкладываются предметы, о которых говорилось в рассказе воспитателя. Дети подбирают предметы подходящие для картинки с сотрудником детского сада.

3 «Найди лишнее»

Цель игры: развивать зрительную память.

Ход игры: перед детьми раскладываются 4 картинки с изображением людей разных профессий, которые есть в детском саду. Дети запоминают картинки в течение 20 секунд. Затем дети отворачиваются от картинок, воспитатель меняет одну из картинок на другую, с профессией которой нет в детском саду. Дети поворачиваются, находят картинку и объясняют свой выбор.

4 «Режим для в картинках»

Цель игры: развивать зрительную память.

Ход игры: воспитатель показывает плакат разделенный на несколько секторов, на плакате изображен режим для в детском саду. Дети рассматривают плакат, запоминают последовательность секторов. Затем перед детьми выкладывают карточки с режимными моментами в произвольном порядке, дети выкладывают карточки в правильном порядке не глядя на плакат.

Индивидуальные упражнения:

Цель упражнения: развивать зрительную и слуховую память.

На стол выкладываются карточки разных цветов, воспитатель называет сотрудника детского сада, либо режимный момент и просят подобрать карточку с цветом и объяснить, почему именно этот цвет он выбрал. Выбранные карточки откладываются в сторону. Затем перед ребенком выкладываются выбранные ими карточки, и ребенок, указывая на карточку, называет то слово, которое называл воспитатель.

Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти, используемый на прогулках в рамках работы по ознакомлению с окружающим миром по темам «Удивительные предметы» и «Как хорошо у нас в саду»:

Дидактические игры:

1 «Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие.

Ход игры: во время прогулки на улице обратить внимание детей на то, какие предметы находится на территории детского сада и за ней. Побеседовать с детьми, что это за предметы и для чего они нужны. По возвращении с прогулки дети зарисовывают то, какие предметы рукотворного или нерукотворного мира они запомнили.

2 «Узнай по картинке» «Узнай по описанию»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание.

Ход игры: воспитатель показывает картинки одну за другой или описывает предметы. Дети запоминают, что изображено на картинке и последовательность картинок или описаний. Затем картинки убирают, дети находят предметы на участке детского сада и называют в той последовательности, как им демонстрировали картинки или описывали предметы.

3 «Кто знает – продолжает».

Цель: развить слуховую память, внимание.

Ход игры: задается тема игры (природные объекты нашего участка, имена детей в группе и так далее). Воспитатель называет предмет и передает мяч следующему игроку, каждый следующий ребёнок должен повторить уже названные слова, потом прибавить своё.

Подвижные игры:

1 «Раз, два, три, к дереву беги»

Цель: развить зрительную и слуховую память

Ход игры: воспитатель показывает и называет деревья, растущие на участке детского сада. Дети запоминают названия и характерные признаки. По команде воспитателя дети подбегают к определенному дереву. В указании, к какому дереву нужно подбежать может прозвучать название дерева либо его описание.

2 «Изобрази то, что я назову»

Цель: развить слуховую память

Ход игры: воспитатель загадывает детям несколько действий или предметов , которые нужно изобразить позой, жестами в строго определенном воспитателем порядке – предметы созданные человеком, природные объекты, режимные моменты и так далее.

3 «Кто найдет, тот возьмет».

Цель: развить зрительную память.

Ход игры: воспитатель прячет предмет на участке, затем показывает детям картинку, на которой изображен спрятанный предмет. Дети запоминают предмет и ищут его на участке детского сада. Усложнение игры: количество спрятанных предметов увеличивается.

Комплекс мероприятий по развитию зрительной и слуховой памяти, используемый в режимных моментах в рамках работы по ознакомлению с окружающим миром по темам «Удивительные предметы» и «Как хорошо у нас в саду»:

1 «Дорисуй предмет»

Цель игры: развивать зрительную память.

Ход игры: детям показывают карточку с предметом рукотворного или природного мира, помещения, сотрудника детского сада дети рассматривают предмета или объект. Затем детям раздаются карточки с неполным или неточным изображением предмета. Дети исправляют ошибки на раздаточных карточках.

2 «Успей запомнить!»

Цель игры: развить зрительную образную и вербально-логическую память.

Ход игры: перед детьми выкладываются пары карточек, на одной предметы созданные человеком, на второй предмет нерукотворного мира. За одну минуту надо запомнить как можно больше пар. Затем карточки перемешиваются, и дети складывают карточки по парам.

3 «Перечисли предметы»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: найти в игровой комнате как можно больше предметов рукотворного мира или нерукотворного мира объединенных общими параметрами (цвет, форма, размер), запомнить эти предметы. Воспитателю сообщается, сколько предметов нашел ребенок. Перечислить предметы через несколько минут. Число предметов, сообщенное воспитателю и число предметов перечисленных через промежуток времени должны совпасть.

4 «Кто что любит?»

Цель: развивать слуховую память.

Ход игры: ребенок перечисляет, чем он любит заниматься в детском саду, второй ребенок запоминает то, что называет первый. Затем второй ребенок повторяет любимые занятия первого ребенка, не изменяя слов и в правильной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Развитие зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста"

В материале представлены Игры на развитие зрительной и слуховой памяти, а также памятка для родителей, что такое память и для чего ее нужно развивать....

Комплекс игр, направленных на развитие зрительной и слуховой памяти у детей с речевыми нарушениями

Картотека игр, направленных на развитие зрительной и слуховой памяти у детей с речевыми нарушениями...

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы «Колокольчик» со слуховой депривацией.

Тема занятия: «Мебель» Образовательная область «Познавательное развитие» - учить показывать предмет по устному называнию, подкрепленное соответствующей табличкой; продолжа...

Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром...