Главные вкладки
Занятие по правовому воспитанию для старшего дошкольного возраста " Я знаю свои права"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Познакомить с основными правами ребенка.
Обобщить знания об основных правах ребенка.
Разграничить «права» и «обязанности».
Побудить детей к защите своих прав.
Воспитывать уважение к правам других людей.
Формировать у детей представления о правах через литературные произведения
Учить отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_pravovomu_vospitaniyu_detey.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА»
Цель:
Познакомить с основными правами ребенка
Обобщить знания об основных правах ребенка.
Разграничить «права» и «обязанности».
Побудить детей к защите своих прав.
Воспитывать уважение к правам других людей.
Формировать у детей представления о правах через литературные произведения
Учить отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.
Задачи:
- дать знания о правах ребёнка на: имя и фамилию, семью, на жизнь, на воспитание;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников, привлекать детей к созданию общества друзей;
- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассказ воспитателя
Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях.
Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
А Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права. (право на жизнь, на отдых, на образование и т. д.). но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно: хорошо учиться, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.
Рассказ о правах ребенка.
Как только человек рождается он уже обладает правами человека, и они не могут, отняты у нас.
Какие же права ребенка вы должны знать?
Самое главное право – это право на жизнь. А кто дал Вам жизнь?
Дети: родители (мама и папа)
Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
.В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. – И вас, когда вырастете, будут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас и какое у вас имя и отчество? (ответы детей)
.У каждого из Вас есть своя семья, мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка, дяди, тети, они Вас любят, заботятся о Вас, помогают Вам. Если случилась какая-то беда, мы первым делом расскажем об этом кому?
Дети: маме или папе
Все правильно, чтоб они пожалели нас, помогли нам справиться с нашей бедой. И это Ваше право жить в семье, чтоб Вас любили, о Вас заботились, помогали Вам и защищали Вас.
Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья?
Дети: называют состав семьи, имена
Каждый ребенок имеет право на образование. Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
А ещё имеет право на охрану здоровья!
Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
Никто не имеет права обижать, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивать кулаками.
Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать.
Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.
Каждый имеет право на отдых. У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск
И это еще одно Ваше право, на воспитание, чтоб каждый из Вас был воспитанным, с хорошими манерами, ведь с таким человеком каждый захочет дружить и играть, правда?
Но, важно помнить, что помимо прав, у каждого ребенка есть свои обязанности. Что это такое обязанности?
Дети: объясняют, что такое обязанности.
Правильно, это то, что ребенок обязан делать. Какие обязанности есть у Вас?
Дети: называют свои обязанности:
- помогать родителям
- прибирать за собой вещи, игрушки
- хорошо кушать, чтоб быть здоровыми и сильными и красивыми
- слушаться взрослых
- хорошо заниматься на занятиях, чтоб быть умными, воспитанными
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Спасибо, что Вы так внимательно меня слушали! Наверное, Вы немного устали, давайте сделаем с Вами небольшую зарядку.
Проводим физкультминутку, показывая действиями то, о чем говорится в стихотворении:
Моя семья
1, 2, 3, 4 —
кто у нас живет в квартире?
(Дети топают на месте)
9, 8, 7, 6, 5 —
их могу я посчитать.
(ритмично хлопают в ладоши)
Мама, папа, брат, сестренка,
(ставят руки на пояс и выполняют наклоны вперед)
кошка Мурка, три котенка,
(наклоняются вправо – влево)
мой щенок, хомяк и я —
(делают повороты туловища в стороны)
это вся моя семья.
(широко расставляют руки).
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос,
Давайте вспомним сказки, где были нарушены права главных героев?
Вспомним сказку «Гадкий утёнок». (Показываю иллюстрацию из сказки и зачитываю отрывок, в котором описывается появление гадкого утёнка на птичьем дворе.)
- Все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?
- Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка? (он был не похож на других.)
А кто пользовался особым авторитетом на птичьем дворе?
(Особым авторитетом пользовалась большая утка. У нее на лапке была красная ленточка.)
Воспитатель: Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку?
Дети: Нет, они нарушили право. Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по - братски".
- Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу пришёл ребёнок, непохожий на вас: очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими волосами? (Ответы детей)
-Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?(ответы детей)
Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый ребёнок обладает всеми правами человека.
Вспомните сказку « Заюшкина избушка".
Воспитатель: Кто попал в беду?
Дети: в беду попал Заюшка.
Воспитатель: Что с ним случилось?
Дети: Лиса выгнала Заюшку из его избушки.
Воспитатель: Что нарушила лиса?
Дети: Право.
(Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища".)
Воспитатель: Ребята, вспомните, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?
( В сказках: "Гуси - лебеди", "Красная шапочка", "Волк и семеро козлят", "Колобок", "Маша и медведь»
) Назовите сказку, в которой врачи борются за право на жизнь (К. Чуковский "Айболит")
4) Право на жилище ( "Теремок")
Воспитатель подводит итог беседы (дети перечисляют, какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву)
3.Заключительная часть.
- Ребята, что нового мы сегодня узнали? О чём говорили? (о правах) Для чего нужны права ребёнку? (для счастливой жизни.) Где записаны все права ребёнка? Как называется этот документ?
Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.
Хорошо, а о чем мы еще говорили, кроме прав?
Дети: об обязанностях!
Молодцы, что Вы знаете и помните, что помимо прав, у Вас уже есть и свои обязанности.
Защищать Ваши права должны взрослые. Чтобы дети были здоровы, радостны, полны сил и энергии. Тогда и детство можно будет назвать счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Береги свои глаза»
Занятие подготовлено учителем-дефектологом - Корловской Ольгой Николаевной и учителем-логопедом - Игнатенко Натальей Ефимовной . Занятие было проведено на базе МБОУ "Начальная ш...
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности.
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности". Программа расчитана на год....
Конспект занятия в подготовительной группе"Я ребёнок и я знаю свои права"
Занятие направлено на знакомство и расширение знаний о своих правах,а также какие обязанности имеются у детей....
Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"
Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1. Уточнить знания детей о гражданск...
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ФОРМИРОВНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О СВОИХ ОРГАНАХ ЧУВСТВ.
В статье представлена система специальных занятий, для детей с нарушением зрения, объединенная в тематические блоки. Главная цель данных занятий - дать детям элементарные сведения о своем теле, ...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области - Социально коммуникативное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко» Воспитатель: Костыгова Екатерина
Название: «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко».Цель: Формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.Задачи: 1.Образовательные: продолжать формировать у дет...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ Ко дню защиты детей с детьми старшего дошкольного возраста «Я знаю свои права»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯКо дню защиты детейс детьми старшего дошкольного возраста«Я знаю свои права»...