Волшебная капелька
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Б – Косульский детский сад
«Волшебная капелька»
Воспитатель младшей группы
Шумихина В.В.
2018 г.
Волшебная капелька
Цель:
познакомить со свойствами воды: прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха.
Задачи:
- развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
-упражнять в отгадывании загадок, проговаривании потешек (малые формы русского фольклора);
- обратить внимание на значение воды в нашей жизни и воспитывать к воде бережное отношение;
Словарь: превращается, льется, переливается, прозрачная, текучая, безвкусная, разноцветная.
Методические приемы: отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: салфетки, ложечки, тазик с водой, баночки (из под пюре, с краской под крышечкой), аудиозапись «шум воды», льдинки, тарелочки для льдинок, картинки (превращение воды в разные состояния), разной формы баночки, игрушки из резины, пластмассы, камни, перышки, лейки, бутылки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, капелька.
Организационный момент.
Воспитатель:
Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показать траекторию движения.
И вторая прибежала - кап! То же проделать другой рукой.
Мы на небо посмотрели. Посмотреть вверх, не поднимая головы.
Капельки «кап - кап» запели
Намочились лица.
Мы их вытирали. Вытереть лицо руками, встать на ноги.
Туфли, посмотрите, мокрыми не стали. Посмотреть вниз, показать руками.
Плечами дружно поведем. Поднять и опустить плечи
И все капельки стряхнем.
От дождя мы убежим. Бег на месте
Под кусточком посидим. Приседание
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такой красивый сундучок, но открыть его не смогла, так как замочек откроется, только если отгадать загадку, я думала-думала, но так и не смогла отгадать, вы мне поможете? (ответы детей)
Загадка:
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
Дети: капля воды
Воспитатель: Правильно, смотрите замочек открылся, а в сундучке капелька (воспитатель показывает детям игрушку капельку воды)
Воспитатель: Здравствуй капелька, откуда и зачем ты к нам пришла?
(Воспитатель говорит за капельку) Здравствуйте, ребята. Я заблудилась. Однажды подул сильный ветер и унес меня.
Воспитатель: А где же ты живешь капелька?
Я живу там, где много воды. А где есть вода, всем хорошо. Там растения радуют своей зеленью, цветы издают чудесный аромат, рыбки плавают в воде. Люди и животные пьют воду и умываются. Вода очень, нужна всему живому, а еще вода может делать чудеса.
Воспитатель: Да ребята вода волшебница у нас. Ведь без водицы нам никак не обойтись, она нужна нам, чтобы пить, мыть руки, готовить еду, поливать растения, стирать…
Вода бывает очень разной. Она умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.
Давайте вспомним правила занятий с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
Воспитатель: Давайте вспомним свойства воды. Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? У меня есть бутылочки с водой, потрогайте их. Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие.) Как можно сделать теплую воду? (смешать холодную и горячую).
Ребята, давай выльем холодную воду из бутылки, в стаканчик с горячей водой. Теперь, какая водичка стала? (теплая) Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Возьмите мячики в руки, подержите их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпустим их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).
Возьмите в руки камушки. Какие камушки (тяжелые)? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). А еще у меня есть перышки. Они твердые или легкие? (легкие). Как вы думаете, что с перышком произойдет, если его опустить в воду? Перышко отпускаем в воду. Что случилось с перышком? (Перышко плавает).
Мы с вами убедились, что на разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
Ребята, а сейчас я вас приглашаю поиграть.
Физминутка:
Встаём в круг и повторяем за мной:
Капля – раз, капля – два, (показываем поочерёдно ладошки)
Очень медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
а потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом. (бег)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня стаканчики. В одном что? (молоко). В другом? (вода). В каждый из них я положила ложечку.
В стаканчике с молоком мы видим ложечку? (дети - нет).
В каком стаканчике мы видим ложечку? (где вода) А почему? (Вода прозрачная и ложечку видно, а молоко непрозрачное и ложечку не видно).
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте повторим: Вода прозрачная.
Воспитатель: У вас на столе стоит баночка с водичкой без крышечки. Давайте узнаем, пахнет вода или нет? (нюхают воду).
Воспитатель: Что можно сказать?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Значит, чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: Попробуем воду. Что можно сказать? Какая вода на вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Молодцы! Вода не имеет вкуса, запаха – свойства воды. А теперь скажите, а почему воду называют Волшебницей?
Дети: (отвечают), (вода может превращаться)
Воспитатель: Да, правильно. Вода может превращаться.
Предлагаю мольберт с картинками.
Зима, снежинки, снежный ком - вода превратилась в снег;
каток – в лед; пар из чайника, дыхание на морозе – в пар;
капельки на траве – в росу; картинка о дожде – здесь вода - это дождь.
Воспитатель: Из - за этих превращений воду и называют волшебницей.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам волшебные льдинки. Они тоже волшебные, а почему?
Дети: Они превращаются из льдинок в воду.
Воспитатель: А почему? Возьмите льдинки в руку, что происходит?
Дети: Они тают, превращаются в воду.
Воспитатель: А почему?
Дети: Рука, тёплая, от тепла, от нагревания лед тает.
Воспитатель: Во что он превращается?
Дети: В капельки.
Воспитатель: А вы знаете, почему еще воду называют Волшебницей?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Хотите узнать?
Воспитатель: мы сей час будем с вами превращать воду из прозрачной в разноцветную. У меня на столе баночки с крышечкой. Чтобы превратить воду из прозрачной в разноцветную, скажем волшебные слова, повторяйте за мной:
Ах, водица, ты водица,
Не простая ты порой,
Можешь мигом превратиться
Из прозрачной в цвет любой.
(2 раза говорят). Подуем на баночки, а теперь потрясем баночки.
В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.
Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?
Водичка наша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Вода окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет? (перечисляют: желтый, красный, зелёный)
Вот какие мы волшебники!
Значит, вода может окрашиваться в разные цвета.
Воспитатель: А теперь, соберем всю водичку из баночек в тазик. Как это сделать?
Дети: Вылить из стаканов в тазик, перелить (переливаем).
Воспитатель: Почему мы это смогли сделать?
Дети: Водичка – течёт.
Воспитатель: Она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка. Мы вылили, и у нас получилось целое озеро.
(Налить немного воды на плоскую тарелочку). Что случилось с водой? Она растеклась по тарелочке. Вода не имеет формы, т.к. она жидкая и растекается. Но если мы нальем воду в бутылку, чашку, вазу, пакет, то вода примет форму того сосуда, в который налита. Вода принимает любую форму, куда бы мы ее не наливали.
Это тоже свойство воды – она не имеет формы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашей Капельке с нами очень понравилось играть, но ей пора возвращаться на свою тучку.
Рефлексия: Так что интересного вы сегодня узнали?
Давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, без запаха, мы сами можем менять цвет воды, вода может принимать любую форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие :"Волшебная капелька"
закрепить свойства воды с помощью эксперимента. Развивать диалогическуюречь, умение отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к водезакрепить умение склеивать полоску в виде капельки....
Презентация проекта "Волшебные капельки".
Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....
"Волшебная капелька"
Исследовательский проект...
Проект "Волшебная капелька"
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...
Проект "Волшебная капелька"
Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...
Развлечение «Волшебные капельки воды»
Цель:• Закреплять знания детей о воде, её свойствах.• Развивать поэтический слух.• Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.• Воспитывать доброе отношение к воде.Материалы:Плоскостны...