НОД по опытно– экспериментальной деятельности в средней группе "История путешественницы Капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе
«История путешественницы Капельки, дочери Королевы Воды».
Конспект разработан и составлен
воспитателем старшей группы
МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок»
Фрунзенского района города Саратова
Поповой С.А.
Саратов 2018 г.
Цель: открытие новых знаний о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека, животных, растений;
- Знакомство детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, является растворителем
Развивающие:
- Развивать и закреплять представления о свойствах воды;
- Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка;
- Развивать умения анализировать и самостоятельно делать выводы;
- Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию;
- Воспитывать чувство сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу;
- Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, стаканчики, сахар, сок, молоко, трубочки, лимон, ракушки, ложки. Таблички с использованием «Мнемотехники» на столах.
Поощрение: кулончики – капельки.
Предварительная работа:
- Беседы на тему: «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»;
- Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок.
- Обсуждение с детьми того, что они знают о воде.
Методические приёмы:
Мотивационно-побудительный этап:
- Упражнение на эмоциональный заряд перед НОД;
- Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент).
Организационно – поисковый этап:
- Актуализация знаний: познавательная и практическая мотивация;
- Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы;
- Открытие новых знаний: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Рефлексивный этап:
- Включение новых знаний в систему знаний;
- Осмысление: анализ НОД;
- Поощрение.
Ход НОД:
Мотивационно – побудительный этап:
- Ребята, здравствуйте, я – Королева Вода, я пришла к вам в гости. Давайте встанем в круг и поиграем.
(Игра «Эмоциональная буря).
- Поздоровайтесь со мной «радостно», «грустно», «испугано», «страшно» и …… «весело». Поздоровайтесь с нашими гостями. (Дети выполняют просьбы воспитателя).
- Приободрились, а теперь отправимся в необычное путешествие с моей сестричкой, которую зовут Капелька. Но пока она в пути, мы с вами…
- Послушайте, что вы слышите? (Что-то капает). Так это моя сестрёнка уже у нас в гостях (аудио запись капающей воды).
Появляется Капелька. (Воспитатель надевает на руку «Капельку).
- Но почем у Капелька такая печальная? Давайте послушаем её историю:
Капелька:
- Я недавно родилась и ничего не знаю про себя. От этого мне грустно, ведь ничего о себе не знать – совсем не весело. Я поэтому к вам и пришла, чтобы вы помогли мне узнать все обо мне.
Воспитатель:
- Сможем помочь Капельке? (ответы детей).
- Как мы это сделаем? (ответы детей).
Организационно – поисковый этап:
- Из чего состоит капелька? (Из воды).
- Где она живет? (В воде).
- Где можно встретить воду? (Ответы детей).
- Кому нужна вода? (Человеку, растениям, животным).
- Почему? (Ответы детей).
- Да, ребята, без воды все живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
- Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички – капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек – капелек мы будем красивыми капельками (капли из клейкой массы).
Путешествие по залу (Обозначение капельками тех мест, где нужна вода).
- Возле растений в зале. (Дети: да нужно они живые, без воды засохнут и завянут, им нужна вода. Приклеивают большую капельку).
- У стола, на котором стоит бутылка с водой. (Дети: вода нужна, чтобы мы могли её попить. Приклеивают большую капельку).
- Вот, Капелька, сколько в нашем зале твоих сестричек – капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Физминутка:
- А вы знаете, в какие игры люби играть наша Капелька? (Ответы детей).
Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. (Проводится музыкальная игра «Капельки»).
- Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (Ответы детей).
- А вы знаете, вода имеет волшебные свойства? (Ответы детей).
- С ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы? (Ответы детей).
- Для этого мы превратимся в лаборантов (надеваем одноразовые фартуки).
- А Капелька сможет узнать намного больше о себе.
Опыт № 1. Определение цвета воды.
- Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам налить в один стакан воду, а в другой молоко. Определите, в каком стакане вода. Как вы определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
- Давайте с вами посмотрим, правда это или нет. Положите в стакан с водой 2-3 ракушки. Вы видите ракушки? (Да).
- А теперь положите ракушки в стакан с молоком. Видно их? (Нет).
- Какой вывод мы можем сделать? (Что вода на сомом деле прозрачная).
- Посмотрите: Капелька улыбнулась. Она немного уже о себе узнала.
Опыт № 2. Определение запаха воды.
- Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? (Ответы детей).
- Посмотрите, что у вас на столах? (Ответы детей).
- Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (Ответы детей).
- Правильно, чистая вода ничем не пахнет!
- Понюхайте апельсин, у него есть запах? (Ответы детей).
- Положи апельсин в воду.
- А теперь, понюхайте воду с апельсином. Есть запах? (Есть).
- Как вы думаете, почему вода с апельсином пахнет? (Апельсин пахнет, поэтому и вода пахнет).
- Правильно, потому что у апельсина есть запах.
- Какой вывод мы можем сделать? (Чистая вода не пахнет, а если в неё положить что- то, что имеет запах, то у воды появится запах того, что внеё положили.
Капелька радуется.
Опыт № 3. Определение вкуса воды.
- А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
- Посмотрите, что у вас на столах? (Ответы детей).
- Возьмите трубочки и сначала попробуйте воду. Какая вода на вкус? (Безвкусная, нет вкуса).
- Правильно. А теперь попробуйте сок. Какой он на вкус? (Ответы детей). Правильно, ребята!
- Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).
Опыт № 4.Определение возможности воды растворять.
- Опустите в воду кусочек сахара, возьмите в руки ложки, размешайте. Что происходит с сахаром? (Он исчезает, растворяется).
Вывод: вода – растворитель, может растворять различные вещества. Где в жизни мы можем наблюдать, что вода растворитель? (Когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким).
- Молодцы! Вы много знаете о воде.
- Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому нужна вода? Для чего нужна вода? А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества (Дети дают свои ответы).
Рефлексивный этап:
Капелька:
- Спасибо за то, что вы так хорошо знаете сестричек - капелек и я сегодня много узнала. За это я подарю вам подарки, чтобы вы всегда помнили о бережном отношении к воде, о ее пользе! (Дарит на память о себе волшебные капельки).
Воспитатель:
- Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Звучит «волшебная музыка», Королева Вода и Капелька уходят, прощаясь с детьми и гостями, собираясь продолжить путешествие по детским садам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Приключения капельки»
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Приключения капельки»...
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Спасение рыбки»
Цель НОД:Развивать познавательно - исследовательскую активность детей, формировать навыки экспериментирования с водой, вызвать желание заботиться о подводном животном мире....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие Капельки» Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное пре...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки-путешественницы»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки-путешественницы»Интеграция с образовательными областями:-Познание;-Социально-коммуникативное ра...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки путешественницы ».
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки путешественницы »....
- Мне нравится (1)