НОД по опытно– экспериментальной деятельности в средней группе "История путешественницы Капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру

Попова С.А.

Вода эксперементирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_korolevy.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе
 «История путешественницы Капельки, дочери Королевы Воды».

 

Конспект разработан и составлен

воспитателем старшей группы

МДОУ «Детский сад № 25 «Маячок»

Фрунзенского района города Саратова

Поповой С.А.

Саратов 2018 г.

Цель: открытие новых знаний о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека, животных, растений;
  • Знакомство детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, является растворителем

Развивающие:

  • Развивать и закреплять представления о свойствах воды;
  • Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка;
  • Развивать умения анализировать и самостоятельно делать выводы;
  • Развивать познавательную активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию;
  • Воспитывать чувство сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу;
  • Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, стаканчики, сахар, сок, молоко, трубочки, лимон, ракушки, ложки. Таблички с использованием «Мнемотехники» на столах.

Поощрение: кулончики – капельки.

Предварительная работа:

  • Беседы на тему: «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»;
  • Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок.
  • Обсуждение с детьми того, что они знают о воде.

Методические приёмы:

Мотивационно-побудительный этап:

  • Упражнение на эмоциональный заряд перед НОД;
  • Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент).

Организационно – поисковый этап:

  • Актуализация знаний: познавательная и практическая мотивация;
  • Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы;
  • Открытие новых знаний: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).

Рефлексивный этап:

  • Включение новых знаний в систему знаний;
  • Осмысление: анализ НОД;
  • Поощрение.

Ход НОД:

Мотивационно – побудительный этап:

- Ребята, здравствуйте, я – Королева Вода, я пришла к вам в гости. Давайте встанем в круг и поиграем.

(Игра «Эмоциональная буря).

- Поздоровайтесь со мной «радостно», «грустно», «испугано», «страшно»          и …… «весело». Поздоровайтесь с нашими гостями. (Дети выполняют просьбы воспитателя).

- Приободрились, а теперь отправимся в необычное путешествие с моей сестричкой, которую зовут Капелька. Но пока она в пути, мы с вами…

- Послушайте, что вы слышите? (Что-то капает). Так это моя сестрёнка уже у нас в гостях (аудио запись капающей воды).

Появляется Капелька. (Воспитатель надевает на руку «Капельку).

- Но почем у Капелька такая печальная? Давайте послушаем её историю:

Капелька:

- Я недавно родилась и ничего не знаю про себя. От этого мне грустно, ведь ничего о себе не знать – совсем не весело. Я поэтому к вам и пришла, чтобы вы помогли мне узнать все обо мне.

Воспитатель:

- Сможем помочь Капельке? (ответы детей).

- Как мы это сделаем? (ответы детей).

Организационно – поисковый этап:

- Из чего состоит капелька? (Из воды).

- Где она живет? (В воде).

- Где можно встретить воду? (Ответы детей).

- Кому нужна вода? (Человеку, растениям, животным).

- Почему? (Ответы детей).

- Да, ребята, без воды все живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

 

- Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички – капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек – капелек мы будем красивыми капельками (капли из клейкой массы).

Путешествие по залу (Обозначение капельками тех мест, где нужна вода).

  • Возле растений в зале. (Дети: да нужно они живые, без воды засохнут и завянут, им нужна вода. Приклеивают большую капельку).
  • У стола, на котором стоит бутылка с водой. (Дети: вода нужна, чтобы мы могли её попить. Приклеивают большую капельку).

- Вот, Капелька, сколько в нашем зале твоих сестричек – капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.

Физминутка:

- А вы знаете, в какие игры люби играть наша Капелька? (Ответы детей).

Сейчас поиграем.

Превратились детки в капельки. (Проводится музыкальная игра «Капельки»).

- Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (Ответы детей).

- А вы знаете, вода имеет волшебные свойства? (Ответы детей).

- С ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы? (Ответы детей).

- Для этого мы превратимся в лаборантов (надеваем одноразовые фартуки).

- А Капелька сможет узнать намного больше о себе. 

Опыт № 1. Определение цвета воды.

- Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам налить в один стакан воду, а в другой молоко. Определите, в каком стакане вода. Как вы определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).

- Давайте с вами посмотрим, правда это или нет. Положите в стакан с водой 2-3 ракушки. Вы видите ракушки? (Да).

- А теперь положите ракушки в стакан с молоком. Видно их? (Нет).

- Какой вывод мы можем сделать? (Что вода на сомом деле прозрачная).

- Посмотрите: Капелька улыбнулась. Она немного уже о себе узнала.

Опыт № 2. Определение запаха воды.

- Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? (Ответы детей).

- Посмотрите, что у вас на столах? (Ответы детей).

- Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (Ответы детей).

- Правильно, чистая вода ничем не пахнет!

- Понюхайте апельсин, у него есть запах? (Ответы детей).

- Положи апельсин в воду.

- А теперь, понюхайте воду с апельсином. Есть запах? (Есть).

- Как вы думаете, почему вода с апельсином пахнет? (Апельсин пахнет, поэтому и вода пахнет).

- Правильно, потому что у апельсина есть запах.

- Какой вывод мы можем сделать? (Чистая вода не пахнет, а если в неё положить что- то, что имеет запах, то у воды появится запах того, что внеё положили.

Капелька радуется.

Опыт № 3. Определение вкуса воды.

- А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

- Посмотрите, что у вас на столах? (Ответы детей).

- Возьмите трубочки и сначала попробуйте воду. Какая вода на  вкус? (Безвкусная, нет вкуса).

- Правильно. А теперь попробуйте сок. Какой он на вкус? (Ответы детей). Правильно, ребята!

- Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).

Опыт № 4.Определение возможности воды растворять. 

- Опустите в воду кусочек сахара, возьмите в руки ложки, размешайте. Что происходит с сахаром? (Он исчезает, растворяется).

Вывод: вода – растворитель, может растворять различные вещества. Где в жизни мы можем наблюдать, что вода растворитель? (Когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким).

- Молодцы!  Вы много знаете о воде.

- Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому нужна вода? Для чего нужна вода? А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества (Дети дают свои ответы). 

Рефлексивный этап:

Капелька: 

- Спасибо за то, что вы так хорошо знаете  сестричек - капелек и я сегодня много  узнала. За это я подарю вам подарки, чтобы вы всегда помнили о бережном отношении к воде, о ее пользе! (Дарит на память о себе волшебные капельки).

Воспитатель:

- Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. 

Звучит «волшебная музыка», Королева Вода и Капелька уходят, прощаясь с детьми и гостями, собираясь продолжить путешествие  по детским садам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Приключения капельки»

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Приключения капельки»...

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Спасение рыбки»

Цель НОД:Развивать познавательно - исследовательскую активность детей,  формировать навыки экспериментирования с водой, вызвать желание заботиться о подводном животном мире....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебница Вода».Цель: Продолжить знак...

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе  на тему: «Путешествие Капельки»  Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное пре...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки-путешественницы»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки-путешественницы»Интеграция с образовательными областями:-Познание;-Социально-коммуникативное ра...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки путешественницы ».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе: «Капельки  путешественницы »....