Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Воздух невидимка"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Цели занятия:

Задачи:

обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: урок-исследование.

Тип занятия: получение новых знаний.

Цели занятия:

Задачи:

*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.

*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

Изготовление с детьми вееров из бумаги.

Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:

Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.

Пособия:

Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.

Ход занятия:

Воспитатель: Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух. 

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?

Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде. Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно. Что еще прозрачное?  (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1.  «В стакане есть воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

 

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3:  «В губки для посуды, тоже воздух».

Воспитатель показывает губку. В губке есть отверстия- «дырочки».

Что в этих дырочках?(воздух)

Что случится, если губку погрузить воду? Опустите губку в воду, нажмите на нее, что увидели?(пузыри) ,а что в пузырьках?(воздух)

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

 Вывод: В губке есть воздух и в камне тоже есть воздух.

        

Опыт 4. «Воздух – упругий, воздух не имеет формы»

Воспитатель предлагает детям надуть воздушные шарики. Ребята выпускают воздух из шариков. Воспитатель обращает внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает его и тот начинает двигаться. Если отпустить шар он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Увидеть невидимку-воздух нельзя, а вот узнать о нем как он движется можно. Когда воздух движется, люди его называют- ветром.

Вынести мяч, надувной круг и спросить у детей: имеет ли форму воздух?(нет). Но воздух принимает форму предмета, в котором он находится

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.Воздух не имеет форму.На экране рассмотреть какой бывает ветер

Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер». Мы представим, что мы частичка ветра.

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо

Закачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише,                                 приседание

Деревцо всё выше, выше,                               поднимание вверх на носочках

Разминка проводится под музыку.

Опыт 6. «Веер»

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель:  Где используется ветер человеком?

Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.(рассмотреть на экране)

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»

        Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

         Опыт 9 «Мыльные пузыри»

Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

Воспитатель: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.Чем может пахнуть воздух?(свежестью дождя, едой которая готовится на кухне, дымом если горит костер, духами, бензином)

Вывод:Запаха и вкуса своего воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали? Дети рассматривают схему

 (Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

Где можно встретить воздух?

Почему мяч прыгает?

Почему мы не видим воздух?

Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. А теперь я предлагаю сделать султанчики, чтобы играть с ними на прогулке, когда ветер.

«Лаборатория чудесных превращений воздуха».

Свойства воздуха

Воздух

Как защитить   воздух?              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия старшая группа познание - аппликация. Тема "Бумажный зоопарк"

данное занятие демонстрирует знания детей на конец года по матиматике и аппликации....

план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"

Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...

Конспект занятия старшая группа ДОУ

Игровая ситуация "Путешествие в Англию"...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....