открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром " Спасение бусинок из ледяного плена" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Волкова Вероника Юрьевна

Занятие  по ознакомлению с окружающим миром  через  опытно эксперементальную деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Спасение бусинок из ледяного плена» (средняя группа).

ОО «Познавательное развитие»

Цель:   Развитие познавательного интереса детей и расширение представлений о свойствах льда – тает в тепле.

 Задачи:

Образовательные:

Создать условия для обогащения представлений  детей о признаках зимы, и изменениях в неживой природе.

  Создать условия для развития у детей навыков элементарной исследовательской деятельности;

Развивающие:

Способствовать развитию мышления и способности к умозаключениям; путем несложных исследовательских действий совершенствовать  представления  детей о свойствах: льда; ставить проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагать возможные решения,

- проверять эти решения исходя из данных;

- делать выводы в соответствии с результатами проверки;

- делать обобщения

Способствовать развитию связной речи через подбор прилагательных;

Способствовать развитию  у детей смекалки, сообразительности и логического мышления;

Воспитательные:

 Приобщать к развитию  эмпатии,  желания помочь другим; воспитание аккуратности в работе.

Вид  детской  деятельности:

 игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Материал: Презентация «Признаки зимы», замороженные  бусинки в кубиках льда  (2 – 3 штуки, баночки и ванночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого, карточки с условными изображениями: лёд, горячей воды, тепло рук , рисунок отопительной батареи .

Кукла в русском костюме, шкатулка.

 Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов). 
  • Наглядный (использование презентации и  иллюстраций).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
  • Поощрение, анализ.

Предварительная работа: чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», Г. Х Андерсена «Снежная Королева», русских  народных сказок: «Заюшкина избушка» и «Лисичка сестричка и серый волк», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок, украшение построек из снега, беседа «Что бывает зимой», ситуативный разговор на тему «Зимние игры и развлечения», загадывание загадок о свойствах снега и льда, заучивание приговорок, физминуток, песенок по теме, коллективные игры в кругу. Дидактические игры «Что сначала, что потом»«Где мы были, мы не скажем, а что делали, - покажем». Просмотры мультиков и слайдов по теме, прослушивание «Как мальчик Ваня спасал снежный комочек».

Ход Организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Дети встают в круг: Игра «Я твой друг и ты мой друг»

- Ребята. Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу хорошего настроения:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

 - А теперь посмотрите на гостей, подарите им свою добрую улыбку, от вашей улыбки всем станет веселее.

 - Ребята, сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот это письмо (показывает ). Давайте посмотрим, что же там и от кого...

Письмо от Рукодельницы: 

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Шла я к Морозу Ивановичу в гости  по мостику через речку, поскользнулась и упала, и мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. И попали бусинки в ледяной плен.  Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может, вы мне сможете помочь вернуть мои любимые бусы?»          

    Воспитатель:

- Ребята, поможем Рукодельнице? 

Да!  

 Воспитатель:

Ребята, а вы знаете ,что бы помочь Рукодельнице нам придётся отправиться в сказку во владения Мороза Ивановича, властелина самого холодного времени года. Какого?

 -Зимы.

- Давайте мы с вами вспомним, какие приметы зимы вы знаете?

Просмотр презентации:

1слайд:  Как изменилась температура воздуха с наступлением зимы?

                                                                                        Стало холодно.                                                      

2 слайд: Какие осадки выпадают зимой?                     Идёт снег.

3 слайд: Почему зимой холодно?                     Солнце светит, но не греет.

3 слайд:  Откуда появляются узоры на оконном стекле?   На улице мороз.

4 слайд:  Какой ветер  дует зимой, и ещё какие явления вы знаете, которые можно наблюдать в ветреную погоду зимой?    

                                         Дуют северные ветры, по земле стелиться позёмка  . частые метели.    

5 слайд: Как меняется  долгота дня?      Ночи длиннее.

6 слайд:                                                           Дни короче.

7 слайд:  Гимнастика для глаз «Снежинка»

8 слайд:  Чем покрыта земля зимой, что происходит с водой (реки и озера) в холодное время года?                      Земля покрыта снегом, а реки и озёра                               скованны льдом.

9 слайд: Где ещё можно встретить лёд в природе?    Сосульки, иней, град.

10 слайд: Как люди одеваются зимой?        Люди  надевают тёплую  одежду.

Воспитатель:

-Молодцы, ребята,  приметы зимы мы вспомнили, но  как мы  отправимся на помощь Рукодельнице  в царство Мороза Ивановича,  где снег, лёд и холод.

-Что нам нужно сделать, чтобы не замёрзнуть?

Дети:  надеть тёплую одежду .                                                                                              (Дети надевают воображаемую одежду: шапку, шарф, куртку, штаны, сапоги и варежки.)

Воспитатель:

Давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:

Раз, два, три – покружись,

Быстро в сказке очутись!

(дети открывают глаза)

Воспитатель:

-Вот мы и в зимней  сказке!

- Ой! Смотрите! А вот и Рукодельница!

-Здравствуй, Рукодельница, мы с ребятами пришли тебе помочь.

Воспитатель от имени Рукодельнице:    Спасибо, что откликнулись на моё письмо, вы  знаете, что я уронила бусы в воду . Мороз Иванович  помог мне их достать, но заколдовал их, вот посмотрите.

Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям ледяные кубики с бусинкой внутри.

-Ребята, что здесь видите?

Дети:  лёд

- Это не простые кубики льда, посмотрите на них внимательно, что – то там внутри?

Бусинка

- А , как она попала  в кубик льда?

Упала в воду зимой и замёрзла.

-Ребята, а вы знаете, почему вода превращается в лёд зимой?

Ответы детей:

- потому что холодно на улице;

- вода превратилась в лед от мороза;

- вода превращается в лёд при отрицательной температуре;

Нам надо как-то помочь  Рукодельнице   в её беде.

- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?

Дети выдвигают предположения.

После того как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо».

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);

- можно отогреть в варежках (хорошо лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо варежки намокнут);

- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;

- можно положить в теплую воду, там лед растает;

- можно оставить просто в группе – у нас тепло и лед растает.

Воспитатель вместе с детьми выбирает три гипотезы, и проверяют их:

- поставить  на  тарелочке в тепло;

- погреть в руках;

- положить в теплую воду;

 Проверяем три версии: Проводим опыты и выкладываем на доске картинки - батарея, рука, чашка с  водой .

 Давайте пройдем к нашему  столу. Сейчас, каждому из вас я раздам по кусочку льда из шкатулки.

Опыт №1

 Возьмём кубик  льда погреем его в руке. (проводят опыт).

 Что с ним происходит?

 Ответы детей:

 Какой мы можем сделать вывод?

 Ответы детей:

 Правильно, лед тает в теплой руке и превращается в воду, но мерзнет рука. Лед в руке ,какой?  Скользкий , прозрачный, холодный, правильно.

- Ребята, у вас наверно замерзли руки, пока мы освобождали бусинки из ледяного плена, давайте их погреем.

ОПЫТ№2

  А кубики льда положим в тарелочку и оставим его при комнатной температуре.

Пальчиковая гимнастика:

Поиграем - мы немножко.

И похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем

И сжимаем, разжимаем.

Поиграем мы немножко,

И похлопаем в ладошки.

Пальчики, чтобы согреть,

Сильно надо растереть.

Опыт №3

  А теперь возьмите по одному кубику льда в стаканчик,  а я разолью вам теплую воду . Дети поместили кубики льда в воду, наблюдают за тем, как лед тает, трогают его ложкой. Воспитатель: Что происходит, ребята? Правильно, лед в теплой воде растаял быстрее.

Воспитатель:

-  Пусть тарелочки  со льдом  пока стоят, а мы поиграем.

Игра - физминутка (в кругу)

Дети встают в круг и, проговаривая, имитируют все соответствующие движения.

 Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Воспитатель:

-Дети надо проверить наши тарелочки, что же произошло с бусинками?

Дети проверяют и делают выводы, расставляя картинки по порядку:

- быстрее всего бусинки освободила теплая вода ;

-и я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли;

- на тарелочке  бусинки чуть дольше были в плену, а потом освободились.

- Ребята, а давайте с вами поиграем, тоже превратимся в ледяные капельки и бусинки.

«Освободим бусинки из плена»  (под музыку) - воспитатель в роли бусинки, дети, замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон – «Бусинка в ледяном плену».

 Дети произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь, дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» -  воспитатель или ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки-девочки  крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали льдинками- мальчики,  растопить льдинки.  Дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя (ребёнка).

 Ребята, бусинки для Рукодельницы  мы освободили но , мне кажется  надо помочь ей собрать на нить, чтобы она могла их надеть.

Дети вместе с воспитателем собирают бусины на нить и завязывают.

-  Ребята, какие красивые бусы у нас получились, мне они очень нравятся, я думаю, что они понравятся Рукодельнице. Потому что бусы сделанные своими рукам , хранят тепло и доброту ваших рук и сердец.

- Давайте  отдадим бусы  Рукодельнице.

Воспитатель от имени Рукодельницы:

- Спасибо, ребята, вы помогли мне спасти мои бусы. И теперь я буду знать, что делать, если мне надо будет быстро растопить лёд.

Воспитатель:

- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад, закрываем глаза и  говорим  волшебные слова:

Раз, два, три – покружись.

Снова в группе очутись!

Вот мы снова в группе, давайте, снимем с себя тёплую одежду.( воображаемое раздевание)

Рефлексия пяти пальцев:

В какой сказке мы побывали?

Что случилось с бусами Рукодельницы.

Как вы  освободили бусинки из ледяного плена?

Что помогло освободить бусинки? С какими свойствами льда мы познакомились?

Какое ещё доброе дело вы сделали?

-Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Придя домой,вы можете рассказать родителям о свойствах льда, с которыми вы сегодня познакомились.

Используемая литература:

-  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н.Прохоровой;

- «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №248» общеразвивающего вида

КОНСПЕКТ  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

« СПАСЕНИЕ БУСИНОК ИЗ ЛЕДЯННОГО ПЛЕНА»

Подготовила воспитатель

Высшей категории

Волкова В.Ю.

Барнаул,2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Потерянные бусы"

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим  с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами рисования в средней группе на тему: «Город. Транспорт. Пешеход»

Данное занятие помогает детям среднего дошкольного возраста лучше усвоить правила дорожного движения, поведения на улице, учит дошкольников, как правильно переходить дорогу. Дети усваивают, что означа...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Семейный фотоальбом» во 2 младшей группе.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Семейный фотоальбом» во 2 младшей группе....