открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром " Спасение бусинок из ледяного плена" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром через опытно эксперементальную деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого занятия в средней группе | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Спасение бусинок из ледяного плена» (средняя группа).
ОО «Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательного интереса детей и расширение представлений о свойствах льда – тает в тепле.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для обогащения представлений детей о признаках зимы, и изменениях в неживой природе.
Создать условия для развития у детей навыков элементарной исследовательской деятельности;
Развивающие:
Способствовать развитию мышления и способности к умозаключениям; путем несложных исследовательских действий совершенствовать представления детей о свойствах: льда; ставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагать возможные решения,
- проверять эти решения исходя из данных;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- делать обобщения
Способствовать развитию связной речи через подбор прилагательных;
Способствовать развитию у детей смекалки, сообразительности и логического мышления;
Воспитательные:
Приобщать к развитию эмпатии, желания помочь другим; воспитание аккуратности в работе.
Вид детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Материал: Презентация «Признаки зимы», замороженные бусинки в кубиках льда (2 – 3 штуки, баночки и ванночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого, карточки с условными изображениями: лёд, горячей воды, тепло рук , рисунок отопительной батареи .
Кукла в русском костюме, шкатулка.
Методические приемы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование презентации и иллюстраций).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
- Поощрение, анализ.
Предварительная работа: чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», Г. Х Андерсена «Снежная Королева», русских народных сказок: «Заюшкина избушка» и «Лисичка сестричка и серый волк», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок, украшение построек из снега, беседа «Что бывает зимой», ситуативный разговор на тему «Зимние игры и развлечения», загадывание загадок о свойствах снега и льда, заучивание приговорок, физминуток, песенок по теме, коллективные игры в кругу. Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, - покажем». Просмотры мультиков и слайдов по теме, прослушивание «Как мальчик Ваня спасал снежный комочек».
Ход Организованной образовательной деятельности.
Организационный момент:
Дети встают в круг: Игра «Я твой друг и ты мой друг»
- Ребята. Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу хорошего настроения:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- А теперь посмотрите на гостей, подарите им свою добрую улыбку, от вашей улыбки всем станет веселее.
- Ребята, сегодня я пришла в детский сад и обнаружила в нашей группе вот это письмо (показывает ). Давайте посмотрим, что же там и от кого...
Письмо от Рукодельницы:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Шла я к Морозу Ивановичу в гости по мостику через речку, поскользнулась и упала, и мои новые красивые бусы рассыпались и упали в речку, прямо в холодную воду. И попали бусинки в ледяной плен. Хоть и зовут меня люди Рукодельницей, но эта задача мне не под силу. Может, вы мне сможете помочь вернуть мои любимые бусы?»
Воспитатель:
- Ребята, поможем Рукодельнице?
Да!
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете ,что бы помочь Рукодельнице нам придётся отправиться в сказку во владения Мороза Ивановича, властелина самого холодного времени года. Какого?
-Зимы.
- Давайте мы с вами вспомним, какие приметы зимы вы знаете?
Просмотр презентации:
1слайд: Как изменилась температура воздуха с наступлением зимы?
Стало холодно.
2 слайд: Какие осадки выпадают зимой? Идёт снег.
3 слайд: Почему зимой холодно? Солнце светит, но не греет.
3 слайд: Откуда появляются узоры на оконном стекле? На улице мороз.
4 слайд: Какой ветер дует зимой, и ещё какие явления вы знаете, которые можно наблюдать в ветреную погоду зимой?
Дуют северные ветры, по земле стелиться позёмка . частые метели.
5 слайд: Как меняется долгота дня? Ночи длиннее.
6 слайд: Дни короче.
7 слайд: Гимнастика для глаз «Снежинка»
8 слайд: Чем покрыта земля зимой, что происходит с водой (реки и озера) в холодное время года? Земля покрыта снегом, а реки и озёра скованны льдом.
9 слайд: Где ещё можно встретить лёд в природе? Сосульки, иней, град.
10 слайд: Как люди одеваются зимой? Люди надевают тёплую одежду.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, приметы зимы мы вспомнили, но как мы отправимся на помощь Рукодельнице в царство Мороза Ивановича, где снег, лёд и холод.
-Что нам нужно сделать, чтобы не замёрзнуть?
Дети: надеть тёплую одежду . (Дети надевают воображаемую одежду: шапку, шарф, куртку, штаны, сапоги и варежки.)
Воспитатель:
Давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:
Раз, два, три – покружись,
Быстро в сказке очутись!
(дети открывают глаза)
Воспитатель:
-Вот мы и в зимней сказке!
- Ой! Смотрите! А вот и Рукодельница!
-Здравствуй, Рукодельница, мы с ребятами пришли тебе помочь.
Воспитатель от имени Рукодельнице: Спасибо, что откликнулись на моё письмо, вы знаете, что я уронила бусы в воду . Мороз Иванович помог мне их достать, но заколдовал их, вот посмотрите.
Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям ледяные кубики с бусинкой внутри.
-Ребята, что здесь видите?
Дети: лёд
- Это не простые кубики льда, посмотрите на них внимательно, что – то там внутри?
Бусинка
- А , как она попала в кубик льда?
Упала в воду зимой и замёрзла.
-Ребята, а вы знаете, почему вода превращается в лёд зимой?
Ответы детей:
- потому что холодно на улице;
- вода превратилась в лед от мороза;
- вода превращается в лёд при отрицательной температуре;
Нам надо как-то помочь Рукодельнице в её беде.
- А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Дети выдвигают предположения.
После того как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо».
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо варежки намокнут);
- можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в теплую воду, там лед растает;
- можно оставить просто в группе – у нас тепло и лед растает.
Воспитатель вместе с детьми выбирает три гипотезы, и проверяют их:
- поставить на тарелочке в тепло;
- погреть в руках;
- положить в теплую воду;
Проверяем три версии: Проводим опыты и выкладываем на доске картинки - батарея, рука, чашка с водой .
Давайте пройдем к нашему столу. Сейчас, каждому из вас я раздам по кусочку льда из шкатулки.
Опыт №1
Возьмём кубик льда погреем его в руке. (проводят опыт).
Что с ним происходит?
Ответы детей:
Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей:
Правильно, лед тает в теплой руке и превращается в воду, но мерзнет рука. Лед в руке ,какой? Скользкий , прозрачный, холодный, правильно.
- Ребята, у вас наверно замерзли руки, пока мы освобождали бусинки из ледяного плена, давайте их погреем.
ОПЫТ№2
А кубики льда положим в тарелочку и оставим его при комнатной температуре.
Пальчиковая гимнастика:
Поиграем - мы немножко.
И похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем
И сжимаем, разжимаем.
Поиграем мы немножко,
И похлопаем в ладошки.
Пальчики, чтобы согреть,
Сильно надо растереть.
Опыт №3
А теперь возьмите по одному кубику льда в стаканчик, а я разолью вам теплую воду . Дети поместили кубики льда в воду, наблюдают за тем, как лед тает, трогают его ложкой. Воспитатель: Что происходит, ребята? Правильно, лед в теплой воде растаял быстрее.
Воспитатель:
- Пусть тарелочки со льдом пока стоят, а мы поиграем.
Игра - физминутка (в кругу)
Дети встают в круг и, проговаривая, имитируют все соответствующие движения.
Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
Воспитатель:
-Дети надо проверить наши тарелочки, что же произошло с бусинками?
Дети проверяют и делают выводы, расставляя картинки по порядку:
- быстрее всего бусинки освободила теплая вода ;
-и я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли;
- на тарелочке бусинки чуть дольше были в плену, а потом освободились.
- Ребята, а давайте с вами поиграем, тоже превратимся в ледяные капельки и бусинки.
«Освободим бусинки из плена» (под музыку) - воспитатель в роли бусинки, дети, замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон – «Бусинка в ледяном плену».
Дети произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки красиво сверкают, звенят: дзынь, дзынь, дзынь…». Делают вращения кистями рук на каждое слово. Затем хлопают в ладоши и говорят «дзынь, дзынь…» На сигнал «Ветер!» - дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» - воспитатель или ребёнок в роли бусинки, остальные дети – замёрзшие капельки-девочки крепко обнимают её со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». Воспитатель просит тёплые руки детей, которые не стали льдинками- мальчики, растопить льдинки. Дети тёплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку-воспитателя (ребёнка).
Ребята, бусинки для Рукодельницы мы освободили но , мне кажется надо помочь ей собрать на нить, чтобы она могла их надеть.
Дети вместе с воспитателем собирают бусины на нить и завязывают.
- Ребята, какие красивые бусы у нас получились, мне они очень нравятся, я думаю, что они понравятся Рукодельнице. Потому что бусы сделанные своими рукам , хранят тепло и доброту ваших рук и сердец.
- Давайте отдадим бусы Рукодельнице.
Воспитатель от имени Рукодельницы:
- Спасибо, ребята, вы помогли мне спасти мои бусы. И теперь я буду знать, что делать, если мне надо будет быстро растопить лёд.
Воспитатель:
- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад, закрываем глаза и говорим волшебные слова:
Раз, два, три – покружись.
Снова в группе очутись!
Вот мы снова в группе, давайте, снимем с себя тёплую одежду.( воображаемое раздевание)
Рефлексия пяти пальцев:
В какой сказке мы побывали?
Что случилось с бусами Рукодельницы.
Как вы освободили бусинки из ледяного плена?
Что помогло освободить бусинки? С какими свойствами льда мы познакомились?
Какое ещё доброе дело вы сделали?
-Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Придя домой,вы можете рассказать родителям о свойствах льда, с которыми вы сегодня познакомились.
Используемая литература:
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н.Прохоровой;
- «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №248» общеразвивающего вида
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
« СПАСЕНИЕ БУСИНОК ИЗ ЛЕДЯННОГО ПЛЕНА»
Подготовила воспитатель
Высшей категории
Волкова В.Ю.
Барнаул,2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Потерянные бусы"
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами рисования в средней группе на тему: «Город. Транспорт. Пешеход»
Данное занятие помогает детям среднего дошкольного возраста лучше усвоить правила дорожного движения, поведения на улице, учит дошкольников, как правильно переходить дорогу. Дети усваивают, что означа...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Семейный фотоальбом» во 2 младшей группе.
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Семейный фотоальбом» во 2 младшей группе....
« Весенняя капель» (конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе)
Конспект занятия в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для педагогов ДОУ в старшей группы «Бумага и её свойства»
Открытое занятие "Бумага и ее свойства "...