НОД по познавательному развитию. Тема: «Строение почвы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД по познавательному развитию.
Тема: «Строение почвы»
Цель: Познакомить детей с почвой, её составом и строением.
Программное содержание:
1. Дать представление о почве, ее составе и строении.
2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
3. Формировать умение составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
4. Совершенствовать умения делать простейшие выводы на основе практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_pochvy_2.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию.
Тема: «Строение почвы»
Цель: Познакомить детей с почвой, её составом и строением.
Программное содержание:
1. Дать представление о почве, ее составе и строении.
2. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
3. Формировать умение составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
4. Совершенствовать умения делать простейшие выводы на основе практической деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедиа, контейнеры с песком, глиной, камнями, почвой, салфетки, одноразовые пластиковые тарелки, ложки, контейнеры для создания макета почвы, цветок с разноцветными лепестками, схемы, посылка, стакан с водой.
Словарная работа: сыпучий, пластичная, рыхлый, плодородная, лаборатория, макет, чернозем.
Ход занятия
- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте им улыбнемся и поздороваемся. Нам пришло видео- сообщение.
(Звук ветра)
- Что это? (Ветер ) Посмотрите на экран. Видео-сообщение от Умки. (Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Умка. Там, где я живу всегда холодно, кругом снег и лёд. Я хочу узнать, где растут деревья, цветы, травы. Вы мне поможете?)
- Ну что, поможем узнать Умке где растут деревья, цветы, травы?
- Ребята, у меня с собой красивая коробочка. Отгадайте, что в ней?
Отгадав загадку вы поймете, что в ней.
Подскажи-ка мне дружок,
Кто имеет лепесток,
Стебелёк, листочки,
Разные …
Ответ: Цветочки
- А цветок этот необычный. Давайте посмотрим, что под цветком. ( Горы, пустыня, глинистая дорога, лес с цветущей поляной) - А что в контейнерах ? (Песок, глина, камни, почва)
Исследование камней
- Давайте рассмотрим камни. Потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они? (Твёрдые, холодные, шероховатые и т.п.). Что случится с камнем, если намочим его? (Поменялся цвет)
Вывод: "Камни твёрдые, крепкие. Они разные по цвету, форме и размеру. Если камень намочить, то он меняет цвет.
Исследование песка
- Возьмем контейнер с песком. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Насыпьте песок в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Сухой песок какой? (Сыпучий). Что будет с песком, если его намочить? ( Становится липким)
Вывод: Что мы можем сказать про песок? Песок состоит из маленьких песчинок, как правило, разных. Сухой песок сыпучий, поэтому ветер может легко передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг другу.
Исследование глины
- Возьмем контейнер с глиной. Рассмотрите её. Какая она? (Твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга) Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться.
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она станет мягкой, пластичной.
Исследование почвы
- А что в последнем контейнере?
- А вы знаете, где растут деревья, цветы, травы?( На земле)
-Мы с вами поговорим о той самой земле, по которой ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Хотите узнать , из чего состоит почва?
Чтобы узнать строение почвы,
Нам нужно вглубь её войти.
Нам опыты помогут в этом.
И мы найдём на всё ответы.
Практическая деятельность.
- Давайте пройдем с вами в нашу лабораторию. Для этого у нас есть специальная одежда. В лаборатории будем работать дружно, помогать друг другу. Занимайте свои места.
-Рассмотрите почву через лупу. Что в ней видите?? (В ней есть частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки и т.д.) Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая) Почва образуется из опавших листьев и веточек, частичек погибших насекомых, камешков, песчинок. Почва бывает разная. Там, где растут деревья, цветы, травы – она плодородная. По - другому называется чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Повторите все хором. В ней находится "еда" для растений - перегной. Чем больше такой "еды", тем лучше чувствуют себя растения.
А в другом месте в почве много песка. Такую почву называют песчаной. Бывает почва, где больше глины. Как называют такую почву? (Глинистая)
-А каких подземных жителей вы знаете? (Дети перечисляют). Они строят под землей норы, делают ходы.
Я - почва — верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты
Мыши, червяки, кроты.
-Посмотрите к нам пришла Веселая мышка.
Физкультминутка « Весёлая мышка»
Практическая деятельность.
- Вернемся в лабораторию. Мы с вами исследовали составные части почвы. Назовите их. (Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений) Давайте уберем тарелки и лупы.
-Посмотрите на экран. Это макет строения почвы. Почва состоит из разных слоев. На что она похожа? ( На слоеный торт) Что такое макет?
Макет—это уменьшенная копия чего—либо.
-Я хочу предложить вам самим сделать макет строения почвы в прозрачных контейнерах. (Показываю) Перед вами лежат схемы, по которым мы будем работать. А в контейнерах нужный материал – камни, песок, глина и чернозем.
Давайте посмотрим на схему. Под цифрой 1-камни. Сколько ложек? (3) Насыпаем в контейнер. На второй строке – песок. И так продолжаете самостоятельно насыпать все по схеме.
Итог.
- Молодцы! У всех получился такой же макет как у меня. Мы помогли Умке узнать, где растут деревья, цветы, травы? Я предлагаю отправить макет Умке посылкой по почте. А свои макеты вы можете забрать с собой и показать своим друзьям и родителям. Спасибо всем! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД ОО Познавательное развитие "Вода и почва"
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.Цели : д...
Конспект по познавательному развитию "Все о почве"
С помощью экспериментов дети узнают много нового о свойствах почвы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».
Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства»
Конспект предназначен для воспитателей детских садов .Может быть испозьзован для занятий по экспериментированию....
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»
на занятии дети в игровой и опытнической деятельности получат представление о строении знакомых сыпучих веществах - песка и сахарного песка...
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»
на занятии дети в игровой и опытнической деятельности ролучат представление о сыпучих веществах - песок и сахарный песок...