Конспект по познавательному развитию "Все о почве"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Киселева Евдокия Ивановна

С помощью экспериментов дети узнают много нового о свойствах почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_ekologicheskoy_trope.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Все  о  почве».

Познавательное развитие.

Цели и задачи: дать первоначальное представление о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и  растений, связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей.

Оборудование: мешочек с землей, два условных знака, конверт с письмом от хозяина тропинки.

                               ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей отправиться в сказочное царство. В уголке природы находят подарок от  Лесовичка- Боровичка  - мешочек с землей.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Старичок – Боровичок прислал нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли со своего волшебного леса. Ребята, эта волшебная земля называется почвой и она очень важна для жизни и роста растений. Сейчас я дам вам немного этой земли, и мы ее положим в горшочки, в которых растут комнатные растения. И я уверена, что растения зацветут и порадуют нас яркими цветами.

    Ну, а теперь мы отправляемся к Боровичку, чтобы побольше узнать о земле. Хочу предупредить, что по дороге нас ждут сюрпризы, так что будьте готовы. Сначала мы должны найти письмо Боровичка, которое он спрятал, для этого нужно найти условный знак.

(Дети ищут знак и находят письмо, воспитатель читает).

    «Дорогие ребята! Надеюсь, что вам понравился мой мешочек с волшебной землей, и вы подарили ее комнатным растениям. Почему земля волшебная? Потому что это не просто земля – это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои опавшие листья. В почве много жильцов: дождевые черви, жуки,  кроты. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ним познакомиться? Тогда хлопните в ладоши и скажите: «Наш любимый старичок, старичок Боровичок!» - и вы узнаете все о Подземном царстве и о почве».

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, закройте глаза и сделайте, как просил Боровичок.

(Дети выполняют).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот это сюрприз! Мы в Подземном царстве. Я хочу попросить вас выполнить некоторые условия: в Подземном царстве нельзя сильно топать ногами, громко разговаривать и кричать. Давайте пройдем в подземную лабораторию и проведем некоторые исследовательские работы.

                                                Опыт №1

Оборудование: образцы почвы (рыхлой), банки с водой.

Цель: показать, что в почве есть воздух.

Предложить детям проверить есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой почву и предложить понаблюдать появятся ли в воде пузырьки воздуха. Дети делают вывод.

                                                Опыт №2

Цель: показать, что в результате уплотнения почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше.

Напомнить, откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои версии (воздуха в почве больше, где не ступает нога человека или, где любят отдыхать люди? Объясните ответ).

Опустите в банки с водой образцы почвы из таких мест и наблюдайте, в какой банке пузырьков больше.

                                                Опыт №3

Цель: объяснить, что в рыхлой земле есть «пустые места» - там прячется воздух.

Предложить детям сжать комочек земли в ладони и спросить, что с нем стало? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился?

Комочек уменьшился, потому что пустых мест между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух вышел.

                                                Опыт №4

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы.

Дать детям воду чистую и мыльную, рассмотреть ее. Чем отличается?.

Предложить детям высказать гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полить с детьми почву. Что изменилось?

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.

1.Если бы вы были на месте крота, какую почву выбрали бы вы для своего домика?

2.Что бы вы почувствовали, если бы вы жили в грязной земле?

3.О чем бы вы попросили людей, если бы умели говорить?

Вывод воспитателя.

В жизни, как и в сказках, есть и «живая вода». Она попадает в почву вместе с дождем, снегом – эта вода поит животных и растения. Но есть и «мертвая» - грязная, от нее могут погибнуть подземные жители. Откуда она берется?

Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т. д.

 Почва в этих местах болеет, заражается и уже не может поить и кормить растения. Нам необходимо беречь Подземное царство, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД ОО Познавательное развитие "Вода и почва"

            Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы, двигательная.Цели : д...

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель проекта: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Конспектпо математике в подготовительной группе.

Конспектпо математике в подготовительной группе....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Земля – наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собираю...

ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА «Модернизированная поливочная станция» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Почва – живая земля

Цель проекта. Развитие конструктивных творческих способностей детей средствами конструирования через работу над проектом «Капельная поливочная станция»....

Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля»

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле....

Конспект занятия по познавательной деятельности "Свойства почвы"

Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва"....