Паспорт проекта для старшей группы "От зерна до стола"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Паспорт и паутинка проекта для старшей группы "От зерна до стола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_zerna_do_stola.docx | 55.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта для старшей группы
ТИП ПРОЕКТА: познавательно – исследовательский, продуктивный.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.
УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей группы №5,
родители воспитанников, воспитатель.
ВОЗРАСТ: 5 – 6 лет.
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: среднесрочный
(с 15 января по 22 февраля 2019г.)
АВТОР ПРОЕКТА Воспитатель Ракушина Е.Ю,
Проблема
После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.
Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:
- Хлеб – батюшка, водица — матушка.
- Хлеб – дар божий.
- Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
- .Хлеб - всему голова.
В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.
Актуальность.
В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы 48% детей группы №5 не смогли. Остальные 52 % воспитанников затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.
Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также научить бережно относиться к хлебу.
Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине (Богдан) Хлеб бывает белый и черный (Кира) Хлеб вкусный и ароматный.(Вероника) Он полезный (Коля) Сеют зерно и отвозят на мельницу (Аня) Хлеб пекут из муки (Полина) | Как растет хлеб? (Вова) Как готовится тесто? (Мелана) Какой хлеб полезней? (Даша) Как правильно кушать хлеб? (Соня) | Спросить у взрослых Посмотреть в интернете Прочитать в книге, энциклопедии Посмотреть кино или мультики Сходить в музей |
Цель:
формирование у детей первоначальных представлений о процессе получения хлеба, о значимости его для человека.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения хлеба.
2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.
3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом.
4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности.
5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно
строить предложения , высказывать свои мысли.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.
8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей
разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Деятельность педагогов :
- определение проблемы,
- определения уровня знаний детей по теме,
- постановка цели и задач,
- определение методов работы,
- составление плана мероприятий по реализации проекта;
- анкетирование родителей воспитанников,
- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.
Совместная деятельность педагогов и родителей:
подбор :
-методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
-материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;
-материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- презентаций на данную тему.
- ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагог
Образовательная область | Формы и методы работы |
Познавательное развитие. | НОД: ”Хлеб - всему голова” с использованием ИКТ. «Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи . Экскурсия на пищеблок «Кто печет нам пирожки?» Оформление мини музея «Хлеб всему голова». Посадка злаковых. |
Социально-коммуникативное развитие. | Беседы : ”Откуда хлеб пришёл”, “Как выращивают хлеб”, ”О сборе урожая”, ”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”, ”О профессиях хлебороба, пекаря”, ”Путешествие на хлебозавод”, ”Комбайны-великаны”, ”Главная машина –трактор”. Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие. Сюжетная игра: «Хлебный магазин», «В музее хлеба» |
Речевое развитие | Этические беседы на основе прочитанных произведений: Г.Х.Андерсен : ”О девочке, которая наступила на хлеб”, М.Пришвин “Лисичкин хлеб”. Инсценировка сказки “Колобок”. Чтение и обсуждение: Б. Вовк. «Мякиш», Я. Тайц «Всё здесь». Стихотворения: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях. |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация ”пирожки и булочки на подносе”. Выкладывание колоска из овса на пластилиновой дощечке. Рисование ”Чудо - дерево”. Рассматривание репродукций картин русских художников : Ш.Шишкин “Рожь”, Н.Купреянов “Вспашка”,” Посев”, “Уборка”, И.Репин “Л.Толстой на пашне”, А.Васнецов “Жнецы”, Т.Яблонский “На колхозном току”. Лепка из солёного теста. Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия» . Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки». Хороводная игра «Каравай», «Белый хлеб». Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски». |
ДЕТИ.
Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы, овса и ржи. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню, инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.
РОДИТЕЛИ.
Беседа «Значение хлеба в жизни человека».
Поиск новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.
Участие в оформлении фото выставки «Я пеку ,пеку, пеку…».
Участие в оформление мини-музея « Хлеб всему голова».
Участие в оформлении пособия «От зерна до стола».
Анкетирование на тему: «Хлеба к обеду в меру бери…».
Участие в изготовлении хлебобулочных изделий.
Участие в изготовлении лэпбука «Хлеб всему голова»
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;
- Игра Викторина «Хлеб – всему голова»;
- подготовка презентации проекта.
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.
2. Узнают, как хлеб выращивали раньше.
3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.
5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения , высказывать свои мысли.
6. Проявятся творческие способности детей.
7. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники);
8. Узнают о пользе хлеба для человека.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- Пособие «От зерна до стола» .
- Лэпбук «Хлеб – всему голова!» .
- Книжки-малышки.
- Выставка рисунков «Хлебобулочные изделия».
- Картотека дидактических игр.
- Мини-музей «Хлеб всему голова»
Паутинка проекта
Этап | СРОКИ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ | СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | РЕЗУЛЬТАТ | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Работа с родителям | ||||
подготовительный | 16-23 января |
| Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности; Выявление первоначальных знаний детей о хлебе. Подбор литературы, фотографий. Ввод детей в проблему. | Принятие задач проекта. | Беседа с родителями «Значение хлеба в жизни человека» | Уровень знаний по теме «Откуда хлеб пришёл»: Высокий – 0% Средний – 48% Низкий – 52%. Родители информированы, у детей вызван интерес. |
основной
| 24 января- 15 февраля | Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел», ”О сборе урожая”, ”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу” ,Просмотр презентаций: ”О профессиях хлебороба, пекаря”, ”Путешествие на хлебозавод”, ”Комбайны-великаны”, ”Главная машина –трактор”. . | Рассматривание выставки в книжном уголке; рассматривание иллюстраций «Хлеб всему голова». | Информирование по тематике бесед. Беседа «Техника приготовления хлеба» | Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи. |
Познавательное развитие | Экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова»; НОД: «Откуда хлеб пришел» | Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Лабиринт». | Сбор информации о профессиях связанных с производством хлеба | Появление познавательного интереса у детей. | ||
Речевое развитие | Образовательная деятельность. Составление рассказов на тему: «Как раньше относились к хлебу», «Есть такая профессия –хлеб растить» | Д/и «Составь предложение», «Угадай на ощупь». | Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о сегодняшних хлеборобах | Расширение тематического словаря, развитие логического мышления. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Чтение художественных произведений, просмотр презентаций. | Пересказ историй; рисование «Чудо - дерево», «Хлебобулочные изделия». | Рекомендуется приобрести раскраски «Хлеб всему голова» | Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов. | ||
| Физическое развитие. | Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании. | П/и « Каравай» «Колосок и мыши»,. | Викторина с родителями и детьми «Хлеб всему голова» | Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями. | |
15-22 февраля |
| Повышение уровня знаний детей о Хлебе и людях его выращивающих. | Коллективное панно «Что делают из муки», сюжетно - ролевая игра «Пекарня». | Помощь в изготовлении лэпбука «Хлеб всему голова» | Развитие активного интереса к данной теме. |
Режимные моменты | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
1 Утро | Беседа «Любимые хлебобулочные изделия» . Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия». | Помощь в подборе иллюстраций, фотографий.
Совместная творческая работа - фото «Я пеку, пеку, пеку…». | Лепка из соленого теста «Любимые хлебобулочные изделия» |
2 Непосредственно образовательная деятельность. | НОД (Познавательное развитие): «Герои жатвы». П/и «Каравай». НОД (Художественно-эстетическое развитие): «Колосок». | Просмотр клипа «Хлеб всему голова». Чтение произведения : Б. Вовк «Мякиш». | Конструирование «Хлебозавод» , из разных видов конструкторов. |
3 Прогулка | Наблюдение «Кто еще любит хлебные крошки и зерна?» | Рекомендуется понаблюдать с детьми за кормушками. | Лепка из снега «Пирожки». |
4 Вторая половина дня. | Чтение произведения : «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлова. | Рекомендуется сходить в магазин посмотреть разнообразие хлебобулочных изделий. | Аппликация «Пирожки и булочки на подносе». |
ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА (ОСНОВНОЙ ЭТАП)
ВЫВОДЫ
Цель проекта достигнута.
Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:
- дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,
- узнали откуда берётся хлеб и как его производят.
Появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Сформировались навыки исследовательской деятельности.
Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.
Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:
- Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.
- Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:
- плодородная почва
- свет
- вода
- тепло
- уход (правильная посадка, полив).
- Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
- Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.
Использование проектного метода по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.
Литература
1. Хрестоматия «Наша Родина». –. изд. «Просвещение» 1984г.
2.. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
3. Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.
4 «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005
5.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Г. Воронеж 2006
6.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
7 .Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М.
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.-
М.2005.
10. «Злаки. Какие они?» г. Москва изд. ГНОМ и Д 2003г.
Приложение№1
НОД «Надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел на стол»
ЦЕЛЬ: 1 Уточнить и закрепить знания детей о хлебе, как о величайшем богатстве земли.
2Рассказать детям какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах, чтобы мы его съели.
3 Закрепить названия профессий людей (и техники), которые выращивают хлеб.
4 Активизировать и обогащать словарь детей (земледелец, хлебороб, агроном, механизатор, урожай, жатва, комбайнер, молотит, элеватор, пашня, борона, сеялка, коса, снопы, селекционер и т.д.)
5 Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
6 Воспитывать уважение к людям, которые выращивают хлеб, к их труду, а также бережное отношение к самому продукту питания – хлебу.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ: буханка хлеба свежеиспеченный. Хлебобулочные изделия на подносе. Стихотворение С.Погореловского «Хлеб». Фотографии, картинки кондитерских изделий. Картины: Шишкин И.И. «Рожь», Мясоедов Г.Г. «Жатва». Для игры – демонстрационный материал (картинки «Вспашка земли», «Посев», «Уборка урожая»), а также разрезные картинки. Стихотворение И.Лопухина «В булочной».
ХОД НОД
Сюрпризный момент (Стол накрыт тканью. На столе хлебобулочные изделия).
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет разговор? Что у меня на столе? Хотите узнать? Ответы детей:……………………………….. Воспитатель уточняет: - Мы сегодня поговорим о хлебе. Дети и воспитатель рассматривают хлебобулочные изделия и называют их.
Воспитатель: - Дети, а где это все можно купить (приобрести)? Ответы детей:……………………………….
Воспитатель: - Правильно, в булочной, в магазине.
А вы представляете какой в булочной стоит хлебный дух? Какой запах, аромат! Давайте мы с вами насладимся этим приятным ароматом хлеба. Воспитатель проносит перед детьми каравай свежеиспеченного хлеба, обламывает по маленькому кусочку и дает детям попробовать. - Правда вкусно? Воспитатель читает стихотворение С.Погореловского «Хлеб».
Воспитатель: Дети, правда красивые стихи? Интересные? Я вам их прочла, потому что будем говорить о хлебе, о том, как он попадает на наши столы. О том, как и кто его растит. Вы мне поможете? Ответы детей: Да
Воспитатель: Тогда давайте поиграем в игру «Разрезные картинки». Дети подходят к первому столу и собирают из частей целое. Получается картинка «Вспашка земли». Воспитатель показывает точно такую же картинку. - Дети, вы молодцы, правильно выполнили задание. - Какое время года на картинке? Как вы догадались? - Да, правильно. Это осень. Какая техника выехала в поле? Да, это трактора. - Кто управляет тракторами? Ответы детей…….. - А кто чинит трактора? Следит, чтобы они были исправны? Ответы детей (воспитатель помогает, если не ответят – механизатор) - Как трактора пашут землю? Чем? Ответы детей……
Воспитатель: Да, к трактору прикрепляют плуг. Трактор его тянет, а плуг переворачивает землю. Земля ложится большими комами, плотными. Можно в такую землю бросать зерно? Нет конечно, ее сначала надо разрыхлить, взборонить (т.е разбить большие комы земли). Бороновать – это старинное слово. Происходит от слова «Борона». Борона - это сельскохозяйственное орудие труда, похожие на наши грабли. У нее острые длинные зубья, стальные, крепкие. Трактор тянет борону за собой, она рыхлит землю (пашню). Вот теперь земля мягкая, рыхлая, теперь можно сеять зерно. Раньше зерно человек бросал руками, идя по пашне. Сейчас зерно сеют машины. И называется такая техника – сеялка. - Теперь перейдем ко второму столу и соберем еще одну картинку. Дети собирают картинку «По полю ходит агроном». Воспитатель поощряет детей.
Воспитатель: - Дети, кто этот человек? Почему он трогает колоски, смотрит на них? Ответы детей…………………
Воспитатель рассказывает: - Это, ребята, агроном. Он следит за ростом колосков. Наблюдает за колосками, чтобы на них не напали вредители –жучки. Если агроном вовремя не обнаружит вредителей, то может погибнуть весь урожай, и мы останемся без хлеба. Агроном дает команду летчикам, просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля. Летит над полем самолет и распыляет, т.е сбрасывает это «лекарство» сверх. А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда в поле выходят люди и удаляют, пропалывают посевы. Дети, теперь идем к третьему столу и собираем еще одну картинку. Дети собирают картинку «Уборка урожая» Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Посмотрите, как вырос хлеб. Рассматривают картину «Рожь» Шишкина и «Жатва» Мясоедова. - Все лето тянулись к солнцу колоски, наливались зерном. Вот наконец хлеб созрел. Настала пора хлеб убирать. В старину хлеб убирали ручной косой или серпом. Выходили мужчины в поле и косили хлебные колосья, с утра до ночи. А женщины вязали снопы из колосьев и складывали их в высокие скирды. Сейчас урожай убирают машины. Дети, как называются эти машины? Ответы детей……. Воспитатель: - Правильно, это комбайны. А кто управляет комбайнами? Ответы детей:……. (комбайнеры) - Комбайн выполняет сразу несколько видов работ: острыми ножами срезает колосья (косит), молотит их. Внутри комбайна есть молотилка. Молотилка освобождает колосья от зерен. А зерно через длинный рукав сыплется в кузов грузовой машины. А солома, это «ножки» колосков, упаковывается в брикеты и остается в поле. Потом солому убирают и зимой ее стелют животным, чтобы было теплее, а также соломой кормят животных зимой. А вот зерно шофер везет на машине. - Дети, кто знает, куда шофер везет зерно? Ответы детей……..
Воспитатель уточняет: - Да, везут зерно в зернохранилище, оно называется – элеватор. А вот с элеватора везут зерно на мельницу. - Дети, кто знает, зачем его туда везут? Ответы детей…….
Воспитатель: - Правильно. Чтобы смолоть в муку. - А кто мелет муку? Ответы детей………(мельник) Воспитатель уточняет: - Правильно, молодцы. Это мельник. Или мукомол подругому. - Дети, кто знает, а куда потом везут муку? Ответы детей……
Воспитатель уточняет: - Да, часть муки везут в магазин. А часть муки везут на хлебозавод, в пекарню. - Дети, что делают на хлебозаводе, пекарне из муки? Ответы детей…….
Воспитатель: Правильно, молодцы. На хлебозаводе, в пекарне пекут хлеб, булочки, плетенки, караваи и т.д. - Дети, а вы знаете, почему хлеб бывает разный – черный, белый, сладкий? Ответы детей……
Воспитатель: - Из ржаной муки пекут какой хлеб? (ржаной). Хлеб из пшеницы какой хлеб? (пшеничный). Тесто из пшеничной муки какое? (пшеничное). Тесто из ржаной муки какое? (Ржаное). Мука из пшеницы какая? (пшеничная). Мука из ржи какая? (ржаная). Поле, на котором выросла пшеница, какое? Поле, на котором выросла рожь, какое? Ответы детей…… - А вот сладкие булочки почему бывают сладкими? Ответы детей….. (сахара больше добавляют) - Дети, посмотрите еще раз на наш стол, сколько у нас всякого хлеба, хлебобулочных изделий. Наш город большой, хлеба нам нужно много. Поэтому пекари трудятся и день и ночь на хлебозаводах и в пекарнях. Пекут для жителей свежий, мягкий хлеб. Трудная у всех работа, но очень нужная. И у тех, кто растит хлеб, и у тех, кто печет хлеб. Большое спасибо за их труд! А мы с вами приходим в булочную, покупаем хлеб и кушаем его. Воспитатель: - Дети, давайте поиграем в игру на внимание. Я буду читать вам стихотворение. Как только вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопните в ладоши. А если продукт не из муки – не хлопайте. Воспитатель читает стихотворение И. Лопухина «В булочной». Дети выполняют задание. Воспитатель поощряет детей. Уточняет, если дети ошиблись, поправляет. Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что на этом путь хлеба не заканчивается. Ведь не все зерно с элеваторов отвозят на мельницу. Самые крупные, лучшие зерна. Самые спелые отбирают селекционеры. Это люди, которые выводят новые сорта зерновых культур, более устойчивых к холодам, заморозкам. Посмотрите, ребята, еще раз на картинку и вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили, какой длинный путь проходит хлеб прежде чем попасть на наш стол. Как много и долго трудятся люди, чтобы мы каждый день ели свежий, вкусный хлеб. Вот почему я вам всегда говорю: «Хлеб – наше богатство», «Хлеб надо беречь», «Без хлеба нет обеда». Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без хлеба не садились за стол. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
ИТОГ Воспитатель: Дети, что вам сегодня на занятии запомнилось больше всего? Что вы нового и интересно узнали? Ответы детей……. Воспитатель: Да, дети, надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел к нам на стол!
Приложение №2 «Игра– викторина «Хлеб - всему голова»
Ход развлечения
Ребёнок: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришёл.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведущая: Начинаем игру-викторину «Хлеб- всему голова»! Поприветствуем наши команды: «Колосок», «Зёрнышко» «Приветствие команд». Команда «Колосок» Девиз: Когда мы едины- Мы непобедимы Команда «Зернышко» или колобок Девиз: «Думай быстро — и вперёд, Нас тогда победа ждёт!»
Ведущая: Путешествовать мы с вами будем по станциям, где будут интересные задания. За правильный ответ команда получает хлебобулочное изделие. (Муляжи) Побеждает команда набравшая большее количество видов хлеба.
Первая станция «Поговоркино»
Первый конкурс «Продолжи пословицу»: (поочерёдно каждой команде)
1.«Ржаной хлебушко – (калачу дедушка»)
2.«Хлеб – батюшка, (а водица - матушка»,)
1.«Плох обед, ( если хлеба нет»,)
2.«Хочешь есть калачи – ( не сиди на печи»,)
1.«Пот на спине, зато (хлеб на столе»,)
2.«На чужой каравай (рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».)
1. Хлеба ни куска, (так и в тереме тоска.)
2.Без соли и хлеба (худая беседа.)
1. Хлеб – всему … (голова)
2. Земля – матушка, хлеб - … (батюшка)
1. Не будет хлеба, не будет … (обеда)
2.Много снегу – много … (хлеба) Музыкальная пауза Песня « Колоски»
Ведущая: Следующая станция «Загадкино»
Третий конкурс «Отгадай-ка»
1) Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый.. (Хлеб);
2) Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны… (Мука);
3) Что на сковороду наливают Да вчетверо сгибают?... (Блины);
4) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столбе золотом. (Колос)
5.Он идет – волну сечет Из трубы зерно течет. (Комбайн.)
6.Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет – Семь плугов тащит. (Трактор.)
7.Замок с башнями до неба Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)
8.Был он зернышком давно – Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)
Следующая станция «Техническая»
Третий: Конкурс капитанов “Знаток техники”. Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. (Трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик, )
Муз. пауза Песня «Осенняя Россия»
Ведущая: Следующая станция «Сказочная»
Четвертый конкурс «Отгадай из какой сказки»
1.В какой сказке есть сказочный персонаж из теста (колобок)
2. В сказке девочка пряталась в коробе с пирожками? (Маша и медведь)
3. «Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает
Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(Конёк-Горбунок)
. 4. «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (Царевналягушка)
5. Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог, что ни повернет — все блин да пирог! И накормила старика. (Петушок-золотой гребешок)
6. «На ж, лови, - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала «Благодарствую» сказала, бог тебя благослави» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
7. А лиса ему: — Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом, да и с сахаром! Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал! А дома-то что делается! (Крылатый, махнатый да масляный)
8.Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк. — Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… («Лёгкий хлеб» Белорусская сказка»)
Музыкальная пауза Игра «Бай-качи-качи-качи»
Ведущая: следующая Станция «Отвечалкино».
Пятый конкурс «Мозговой штурм»
1. Сельскохозяйственная машина, которая пашет землю под хлеб? (трактор).
2. Когда собирают урожай(Осенью) 3. Что вырастает в поле после посева зерен: (Колоски)
4. Что находится в колосках? (Зерна)
5. Сельскохозяйственная машина, которая собирает зерно? (комбайн)
6. Куда поступает зерно из комбайна? (в грузовик)
7. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
8. Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мукомольном заводе)
9. Где мука превращается в булки? (в пекарне, на хлебозаводе)
10. На чём хлеб доставляют в магазин? (на хлебовозке, на машине)
11. Откуда хлеб приходит к нам на стол? (из магазина)
12. Главное украшение стола на дне рождении? (торт)
13. Главное украшение стола на Масленицу? (блины)
14. Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич)
15. С чем встречают в праздник долгожданных гостей? (с хлебом-солью)
Ведущая: Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Следующая Станция «Профессии»
Шестой конкурс “Калейдоскоп профессий”. Очень много людей с разными профессиями трудились, чтобы на нашем столе был всегда свежий и душистый хлеб. Теперь задание по очереди каждая команда называет профессию (агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь, сеятель, агроном, механизатор, машинист, пекарь, продавец, мукомол, кондитер).
Следующая станция «Всезнайкино»
Ведущая: Шестой конкурс «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий» Команды по очереди: крендель, Батон, сушки, плюшка, пряник, пирог, каравай, плетенка, ромовая баба, оладушки, булки, калач, пышка, бублик, сухарь, кулич, пасха, блин и т.д.)
Муз. игра «Каравай»
Ведущая: Наши ребята большие помощники – пекари. Дома вместе со своими родителями они пекли различные хлебобулочные изделия.
Ведущая: К вам ребята на машине
Хлеб приехал ныне
В круг вставай
(ребенок с караваем встаёт в центр)
Вместе с нами поиграй.
Игра «Каравай»
В кругу детей стоят дети с атрибутами профессий на медальонах ( караваем, пекарь, мельник, пахарь-хлебопашец, рабочий). Дети поют
Как на праздник урожая Испекли мы каравай:
Вот такой вышины, Вот такой нижины
Вот такой ужины, Вот такой ширины.
Каравай, каравай, Кого хочешь выбирай!
Ребенок с караваем громко говорит: `Я выбираю пекаря`
Подходит к ребенку с белым колпаком пекарским. Кланяется отдает ему каравай.
В круг выходит `пекарь`. (И т. д. по тексту песни.)
Он не грел на печке бок. Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй. Кого хочешь выбирай.
Пекарь - Я выбираю мельника!
Не молол он чепуху, А смолол зерно в муку.
Мельник с нами поиграй Кого хочешь выбирай.
Мельник - Я выбираю пахаря! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал. Хлебопашец, в круг вставай, Кого хочешь-выбирай!
Хлебопашец: Я выбираю рабочего: Он без дела не скучал- Хлебопашца выручал.
А награда-урожай. Всех на праздник приглашай!
Как на праздник урожая Испекли мы каравай: Вот такой вышины, Вот такой нижины
Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, Всех на праздник приглашай!
Подведение итогов:
Ведущая: Подошла к концу наша викторина. Теперь вы знаете, откуда берётся хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаете, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнёры, пекари, - чтобы утром, когда вы проснётесь, на столе всегда лежала свежая булка или каравай. Давайте будем бережнее относиться к хлебу и своим примером учить этому других. Берегите хлеб!
Атрибуты: Калачи круглые из картона для игры «Бай-качи-качи-качи» Каравай, (муляж) атрибуты - медальоны для пекаря, мельника, рабочего, пахаря.
Приложение №3. «Приметы, чистоговорки, стихи о хлебе»
Приметы:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
***
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
***
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
***
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
***
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Стихи про хлеб.
***
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
***
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Аким. Я.
***
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
***
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
В. Воронько
Пословицы и поговорки о хлебе.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли никто не обедает..
-Не в пору и обед, коли хлеба нет..
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит..
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Считалки о хлебе.
***
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
***
"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Когда и где родился хлеб?
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта в старшей группе "Я и моя семья"
Работа над проектом поможет дошкольникам понять значимость семьи, ее ценность для каждого человека. Воспитает в детях интерес к и...
Паспорт проекта в старшей группе "Почему прилетают птицы весной?"
Паспорт проекта в старшей "Почему птицы прилетают весной?"...
паспорт проекта в старшей группе " Зачем человеку кожа"
В этом материале описаны актуальность пректа, этапы работы над проектом и результаты....
Паспорт проекта для старшей группы "Покорители космоса"
Описание проекта о первых завоевателях космоса для детей 5-6 лет...
Проект в старшей группе «Хлеб на столе, и стол - престол»
Создание социальной ситуации развития в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Хлебный магазин»....
Паспорт проекта для старшей группы "Мир зебр"
Паспорт проекта "Мир зебр" для старшей группы ...
Паспорт проекта для старшей группы «Россия — Родина моя»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение...