Эковояж в Битцевский заповедник
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Прдлагаем вашему вниманию конспект для подготовительных групп, подготовленный к 11 января. Это Всероссийский день заповедников и национальных парков. Мероприятие проводилось в 2019 году, была приглашена Ольга Валерьевна Ковба, представительотдела экологического просвещения и учета животных Дирекции природных территорий «Битцевский лес». Провели воспитатели ОПДГ №6 ГБОУ школа №2117 Панова Е.И., Сивко В.Е. и Хетагурова З.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bittsevskiy_zapovednik.docx | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в подготовительной группе по теме:
«Эковояж
в природно-исторический парк «Битцевский лес»
Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности: образовательная деятельность.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Эковояж в природно-исторический парк «Битцевский лес»
Проблема: Как мы можем помочь природе?
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, расширение представления детей о природе родного края
Задачи:
Образовательные:
1) расширять, пополнять и формировать представления детей о природе, природно-охраняемых зонах, современных экологических задачах
2) продолжать знакомить с природными объектами, флорой и фауной Москвы и Московской области;
3) создать условия для обобщения и систематизации знаний дошкольников о видах особо охраняемых природных территорий РФ и Москвы
4) знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды и глобальными последствиями нерационального отношения к экосистемам региона, а также формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем
5) учить детей рассуждать и аргументировать свои суждения
Развивающие:
1) развивать у детей поисково-познавательную деятельность;
2) развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения, делать выводы;
3) создать условия для развития внимания, памяти, речи, творческого воображения, кругозора, умений и навыков самостоятельной работы
Воспитательные:
1) воспитывать экологическую культуру;
2) формировать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать ее
Материалы и оборудование для проведения открытого внеурочного занятия «Эковояж в природно-исторический парк «Битцевский лес»:
мультимедийный проектор, видео-презентация с уникальными кадрами из жизни животных,птиц, насекомых и пресноводных в их естественной среде обитания, фотослайды с природными объектами Битцевского парка, а также условные обозначения по охране леса, эмблемы, символика и знаки защиты охраняемой экосистемы. Аудиотреки для музыкального сопровождения открытого занятия, атрибуты для проигрывания сценки «Волк и Красная Шапочка».
Методы и приёмы:
1. Игровой («Совушка-сова», «Воробьишки нахохлились», «Лягушка-попрыгушка»);
2. Сюрпризный момент – эпизод сказки «Красная Шапочка» с адаптированным экологическим контекстом;
3. Индуктивный метод самостоятельного поиска ответов и суждений детей под руководством педагога, исходя от частных экологических правил к обобщениям, в которых выражается общая закономерность и целостная картина экологической ситуации, а также активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации.
Предварительная работа:
Беседа на темы: «Кто такой эколог», «Экология и что мы знаем об этой науке», «Почему нужно охранять природу», «Зачем нужны заповедники и национальные парки», «Почему Красная Книга – красная?», «О чем молчит природа зимой», «Краснокнижные обителели Битцевского леса». А также чтение и анализ художественных произведений
В. Бианки, М.Пришвина, К. Паустовского, Н. Сладкова, Е. Чарушина, А. Чехова, Б.Житкова, В. Гаршина и разучивание стихотворений: Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою …», Н.Некрасова «Мороз Воевода», А.С.Пушкина «Волшебница зима»
Интеллектуально-игровая деятельность: отгадывание загадок о лесных обитателях, пословицы и поговорки об охране природы, экологические сказки о растениях, природных явлениях животных и птицах центральной полосы.
Продуктивная деятельность: проектная деятельность по изготовлению скворечников, подкормка птиц зерновыми культурами в режимные часы прогулок, изучение образа жизни и среды обитания оседлых птиц, изготовление макетов птиц из подделочного материала в различных техниках прикладного искусства.
Информационно-ознакомительная виртуальная экскурсия с использованием ноутбука по территории Битцевского леса, включающей в себя как природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую ценность, так и историко-археологические памятники. Ознакомление с правилами поведения и безопасности на особо охраняемых природных территориях.
Дидактические игры «Найди мой дом», «Чудо-коробок», «Кто-кто со мной рядышком живет?» Описание игр см.в Приложении
Ход деятельности
- Вводная часть
Фоном звучит музыка П.И. Чайковского «Зимний лес». Свет в зале потушен, задник сцены оформлен гирляндой на темном полотне в виде звездного неба. По одному на сцену под музыку выходят девочки в костюмах берез с белыми косынками на голове и платочками в руках. Становятся в шахматном порядке по залу и построчно читают стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…»
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит» -
«И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит».
«И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой» -
«Сном волшебным очарован»,
«Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...»
«Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой» -
«В нем ничто не затрепещет»,
«Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой»
Воспитатель: - Ребята, мы с вами попали в зимнюю сказку! Не правда ли?! - Что может быть чудеснее первозданной природной красоты. Давайте вспомним, как называется наша планета?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Все мы дети Земли, наш общий дом - наша планета, к которой мы должны относиться крайне бережно, любить нашу Землю, заботиться о ней, охранять. Еще Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину».
Ведь недаром говорится: «Кто землю лелеет – того земля жалеет». А какие пословицы, поговорки и крылатые выражения о бережном отношении к природе вы знаете?
(Ответы детей:
«Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,
«Возвращай земле долг – будет толк»,
«Растение – земле украшение»,
«Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,
«Старые деревья молодые охраняют»,
«Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,
«Срубили кусты - прощай птицы»,
«Судьба природы – судьба Родины»,
«Лес и вода – родные брат и сестра».
Кто землю лелеет – того земля жалеет..)
Воспитатель: - Ребята, верно! А знаете ли вы, что есть на нашей планете особые места! Бережно охраняемые человеком от самого человека! – Такие территории называются заповедниками. Уголки дикой природы сохранились и в густонаселенных городах-миллионниках, таких как Москва.
Ребята, а вы знаете, что такое заповедник?! –
(ответы детей)
Воспитатель: Заповедник – это природная территория, полностью исключенная из хозяйственного пользования человека и предназначенная для охраны и изучения природного комплекса в целом, изучения мира животных и растений этой территории. 11 января мы празднуем Всероссийский День заповедников и национальных парков. Этот праздник был учрежден Центром охраны дикой природы и Всемирным фондом дикой природы более 20 лет назад.
Сегодня мы с вами отправимся в экологическую экспедицию по природно-историческому парку «Битцевский лес», который находится не так далеко от нас и в котором вы, наверняка, уже бывали с родителями... А путешествие наше будет называться так, потому что отправимся мы в него в этот раз в качестве туристов-наблюдателей, да не одни, а в сопровождении нашего гида-экскурсовода Ольги Валерьевны Ковба. Ольга Валерьевна – не просто эколог, а настоящий эксперт своего дела, а еще Ольга Валерьвна увлекается фотоохотой и объектом ее фотосъёмок являются животные, птицы, насекомые в своих естественных природных условиях. Сегодня мы увидим много редких фотографий, сделанных Ольгой Валерьевной в Битцевском лесу.
Ой! Я слышу плач, или это вой?! Слышите, ребята?! Кто бы это мог быть?
Из-за сцены появляется волк и волочит за собой раненную ногу.
Выходит на середину сцены и обращается к детям:
ВОЛК: Ребята, со мной приключилась настоящая беда! И теперь мне нужен настоящий лесной доктор! Я поранил лапку о жестяную банку! Это не вы случайно раскидали мусор вон на той опушке у моего логова?
Ответы детей
ВОЛК: А кто бы это мог быть?!
Из-за сцены появляется Красная Шапочка в наушниках и пачкой кукурузных палочек. Весело с прискоком пробегая по залу, Красная Шапочка громко напевает песню и раскидывает обертки от конфет, целлофановые пакеты, жестяные банки от прохладительных напитков! Случайно замечет волка, здоровается, присаживается на пенек и предлагает волку жестяную банку лимонада.
А волк обращается к детям:
ВОЛК: - Так вот кто засоряет наш лес! Скажи-ка мне Шапочка, а куда ты путь держишь?
Красная Шапочка: - К бабушке
ВОЛК: - А рассказывали ли Тебе бабушка и мама, что страшно неприлично и даже более того - непозволительно вести себя подобным образом?! Планета - наш общий дом, что же будет, если все будут раскидывать мусор, загрязнять окружающую среду, да еще и громко слушать музыку на природе?! – Дети, а вы что думаете?
Ответы детей
ВОЛК: Правильно! Наш дом погибнет! Горы мусора уничтожат всю красоту природы, птицы и животные покинут свою среду обитания, страдать будут не только мир живой природы, но и человек!
Красная Шапочка очень удивлена и обескуражена. Просит поведать ей о правилах поведения на природе, рассказать о животных и растениях, ведь она мало что знает о мире флоры и фауны. А о «Красной книге» она и вовсе не слышала!
ВОЛК: Ребята, а давайте познакомим Красную Шапочку с такими важными для любого человека, проживающего на планете Земля, экологическими понятиями и правилами! А для этого я приглашаю вас в эковояж в природно-исторический парк «Битцевский лес» – это особо охраняемая природная территория, расположенная на юго-западе Москвы. Ну а для того, чтобы наше путешествие прошло увлекательно и мы узнали как можно больше нового, нас будет сопровождать гид – Ольга Валерьевна Ковба – эколог, настоящий профессионал своего дела, человек , который знает очень много интересного о волшебной жизни всей экосистемы Битцевского леса. Ну что ж, в путь?!
- Основная часть:
Беседа-Обсуждение О.В. Ковба (представителя отдела экологического просвещения и учета животных Дирекции природных территорий «Битцевский лес») на тему что такое особо охраняемые природные территории, демонстрация слайдов о краснокнижных обитателях Битцевского парка и правилах поведения на природе.
О.В. Ковба: - Ребята, прежде чем отправляться в путешествие, мы как истинные экотуристы должны хорошо знать правила поведения на природе. Давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?
(показ слайдов-знаков)
* Не лови красивых насекомых
*Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны
*Не сбивай ногами несъедобные грибы
*Не жги костры
*Не рви цветы
*Не руби деревья
*Не ломай ветки
*Нельзя брать домой лесных жителей
Район, где расположен Природно-исторический парк «Битцевский лес» исключительно богат историко-архитектурными памятниками.
О.В. КОВБА: Здесь, на сравнительно небольшой площади, как нигде в другом районе Москвы, сосредоточено большое число археологических находок и старинных усадеб. В Битцевском лесу человек обитал еще в глубокой древности. Сначала это были финно-угорские племена, затем во II тысячелетии н. э. пришли славяне-вятичи, оставившие после себя курганы 12-13 вв. А первые деревни, расположенные здесь и давшие название Теплому Стану, существовали уже в 13 в.
На территории Природно-исторического парка «Битцевский лес» расположены и дворцово-парковые ансамбли дворянских усадеб 18-19 веков, созданные мастерами русской архитектуры - «Знаменское-Садки», «Ясенево» и «Узкое».
Битцевский парк даст возможность увидеть многочисленные ручьи, реки и овраги, разнообразные типы леса. Холмистую равнину парка прорезают балки и овраги, в которых протекают реки Чертановка, Дубинкинская, Городня, Битца и ручьи Коньковский и Деревлевский. Вдоль их русел открываются родники.
На территории дирекции парка находятся аптекарский огород, экспозиция редких видов растений Москвы, вольеры с белками и фазанами.
А теперь давайте поиграем! Я буду загадывать вам загадки обманки, а вы внимательно слушайте и старайтесь давать верные ответы!
Белым снегом всё одето -
Значит, наступает ...
лето (зима)
Нашёл пять ягодок в траве
И съел одну, осталось ...
две (четыре)
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный ...
бегемот (мотылёк)
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
мишка (белка)
Ква-ква-ква - какая песня!
Что быть может интересней,
Что быть может веселей?
А поет вам ...
соловей (лягушка
Cъела зайчонка и ловит второго
огненно-рыжая злая ...
корова (лиса)
О.В. КОВБА: Как вы, наверняка, догадались, ребята, а сейчас мы поговорим о мире флоры и фауны Битцевского леса. Флора «Битцевского леса» весьма разнообразна и насчитывает более 500 видов растений. В древности на территории парка рос широколиственный лес, и сегодня он восстанавливается в виде дубрав и липняков с примесью клена и ясеня. Вековые в усадьбе «Знаменское-Садки» были высажены в 1904 году и с тех пор превратились в мощный лес, который получил статус памятника природы. Высаживались в парке лиственница и сосна. Есть у нас и «почтенные старцы» - самым старым дубам уже более 200 лет.
Под сенью деревьев растут папоротники, осоки, копытень, сныть, зеленчук. Есть множество редких и охраняемых (и просто красивых) растений: ветреница лютиковая, колокольчики, медуница, ландыш, сочевичник, майник, подлесник, купена, первоцвет весенний, горицвет кукушкин, воронец колосистый, земляника зеленоватая, незабудка болотная, хохлатки, орхидеи. Многие из этих растений внесены в Красную Книгу и являются исчезающими видами! Давайте подойдем к «этой поляне» и вместе взглянем на искусственные образцы этих цветов, вы можете их потрогать и разглядеть более детально.
Эколог предлагает детям на отдельно расположенном зеленом полотне в виде поляны ознакомиться с искусственными муляжами вышеперечисленных видов цветов.
О.В. КОВБА: Особо прекрасен лес на рассвете! Согласны?!
Ребята, давайте с вами, ляжем на ковер, закроем глаза и представим ранее утро летнего дня в Битцевском лесу!
Включается релаксационная музыкальное сопровождение со звуками леса и пением птиц.
О.В. КОВБА: Ребята, внимательно прислушайтесь к звукам природы. Как многоголосен шум леса, как красив напев птиц, трепетание листьев деревьев на ветру... Я предлагаю вам поиграть в интересную игру! – представьте себе, что вы - юные орнитологи и можете без труда определить голос каждой птицы на слух!
Кто это сейчас с вами будет разговаривает на птичьем языке?
(звук пения трясогузки, певчего дрозда, синицы, соловья, вОронов)
Предположения и ответы детей
О.В. КОВБА: Несмотря на близость жилых массивов на территории природно-исторического парка находят приют более 130 видов позвоночных животных, в том числе около 100 видов птиц. Здесь гнездится множество певчих птиц, хищные - тетеревятник, чеглок, пустельга и совы, - 6 видов дятлов, лесные голуби, дрозды, коростель, камышница, кряква и вальдшнеп.
Давайте взглянем на экран и познакомимся с каждым видом поближе, но прежде «поймаем тишину и положим ее в кармашек! Птицы в период гнездования очень чувствительны к посторонним звукам и пугливы! Они могут покинуть гнездо с яицами, не дав вылупиться птенцам. А сделать они это могут, если испугаются громких звуков! Именно поэтому мы должны быть крайне аккураты, когда гуляем по лесу, а громко слушать музыку и вовсе нельзя!
Короткая характеристика каждого вида из перечисленных птиц с рассказом об особенностях поведения в живой природе.
О.В. КОВБА: Как много интересного вы узнали о птицах нашего леса! – а теперь давайте играть! Вы – удивительной красоты птицы, которые живут в нашем волшебном лесу! В гости к нам прилетела Совушка-Сова! (Мягкая игрушка) Днем она спит, а ночью вылетает на поиски пропитания! Как только вы слышите команду день – вы можете кружить по лесу, но только приходит НОЧЬ, ваша задача замереть в неподвижном состоянии! А вот если Совушка-Сова увидет «неспящего» сразу же заберет с собой!
Под музыкальное сопровождение дети играют в игру с Совушкой-Совой.
О.В. КОВБА: Ребята, ну а теперь давайте взглянем на мир животных Битцевского леса! В Битцевском лесу отмечено 28 видов зверей – довольно много для московских парков. Здесь вы можете повстречать - кого?
Ответы детей (Детям показываются слайды пресноводных – лягушки и жабы)
О.В. КОВБА: А знаете ли чем жаба отличается от лягушки?! – встаньте на ножки и сделайте шаг вперед! – Вот-так передвигаются жабы, а теперь прыжок вперед - а вот так лягушки! И запомните, жабы у нас краснокнижные обитатели леса! Постарайтесь не пугать этих животных, а только наблюдать за ними на расстоянии!
О.В. КОВБА: В нашем лесу водятся насекомоядные – еж, крот, бурозубки, кутора, изредка встречаются летучие мыши, - из грызунов обитают белка, ондатра, полевки (рыжая, обыкновенная и водяная), из хищников – ласка и горностай, есть заяц-беляк и русак, иногда заходят лоси и кабаны. Численность млекопитающих невелика: мешают соседство с человеком, выгул собак и присутствие ворон.
В южной части парка находится пасека, однако недавние исследования показали, что пчелы теснят диких «любителей нектара» – шмелей и бабочек. Ведутся работы по возвращению в Битцевский лес рыжих муравьев.
Рассказ сопровождается видеофильмом из жизни вышеуказанных животных.
О.В. КОВБА: Ребята, слышите ли вы журчанье родника?! Наш эковояж подошел к концу! Давайте сделаем небольшой туристический привал у родника, и вспомним, что нового вы узнали, с какими животными познакомились сегодня, о каких правилах поведения в лесу услышали впервые?!
Ответы детей
О.В. КОВБА: Я непременно приду к вам в следующий раз и расскажу еще много интересного! А прощаясь, я хотела бы подарить вам скворечник! Это не простой скворечник, а волшебный! Он накормит всех зимующих птиц в округе, но без помощи юных волшебников ему не обойтись! Ваша задача взять на себя обязательство быть теми самыми юными чародеями, благодаря которым отношение людей к вопросам экологии будет более осознанным, а наша планета улыбнется вам солнечными лучами и отблагодарит вас голосом птиц!
Согласны?!
Ответы детей
Тогда я произношу волшебное заклинание и передаю этот скворечник в ваши волшебные руки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое заповедник
Экологическое занятие....
«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»
Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...
Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"
Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...
Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"
День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...
Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"
Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....
Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "В гостях у Феи заповедника".
Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории «Заповедник Столбы»....
Беседа: «Что такое заповедник? Путешествие по заповедникам свердловской области». Для детей пятого года жизни.
Цель: познакомить детей с заповедниками Свердловской области; расширять кругозор детей....