Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» в средней группе детского сада «Пиратское приключение»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Интересное занятие как для детей так и для воспитателей. детям интересно путешествия особенно в пиратском стиле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka._zanyatie_s_detmi_sredney_gruppy.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Калачеевский детский сад №6»
397601, Воронежская область, Калачеевский район, г .Калач, ул. Селянская, д. 55
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»
в средней группе детского сада
«Пиратское приключение»
Подготовила:
воспитатель
Щербакова Ирина Юрьевна
Форма проведения | Познавательное развитие, игра-путешествие |
цель | Совершенствовать представления детей о свойствах воды |
задачи | |
развивающие | - развивать собственный познавательный опыт, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; - развивать умение проводить несложные опыты с водой; - развивать память и внимание. |
оздоровительные | - способствовать развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений. |
обучающие | - расширить представления детей о свойствах воды; - знакомить с техникой проведения опытов; - способствовать развитию мышления, внимания, памяти, слуха; - формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями. |
воспитательные | - воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов; - воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе. |
Интеграция образовательных областей | «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» |
Методы и приемы | |
наглядные | наглядно-зрительные приемы (использование наглядных пособий (пазл-напоминалка), зрительные ориентиры). |
словесные | объяснения, пояснения, указания; подача команд, сигналов; эвристическая беседа; словесная инструкция |
практические | Игры-опыты, игры-эксперименты, занимательный опыт, трудовые поручения, действия |
инвентарь | Столы, оборудование для проведения опытов |
Аппаратное обеспечение | Магнитофон, ноутбук, интерактивная доска |
Программное обеспечение | Аудиозапись «Шум моря», песня пиратов , музыка для сундука, музыка на выход воспитателя. |
Предметно-развивающая среда | Видео послание, фото «Пиратский корабль», сундук с пиратскими костюмами, сундук с сокровищами, макет лодки, пиратская карта, бинокль, пазл-напоминалка, оборудование для проведения опытов (стаканы, банки, коробки, термос с кипятком, емкости разной формы (с круглым, квадратным, треугольным дном и т.п.), блюдца, полотенце, подносы, соль, сахар, вода, молоко, компот, лимон, мыло, шоколадные конфеты, апельсин, яйца ) |
Реализация ФГОС ДО | Экспериментирование способствует погружению ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы, прежде всего в форме игры и исследовательской деятельности обеспечивает развитие дошкольника. |
Ход занятия | Организационно-методические указания |
1.Вводная часть. Содержание. | |
Дети заходят в зал и становятся в полукруг Воспитатель(одет в костюм пирата): - Здравствуйте ребята! Дети: - Здравствуйте. Воспитатель: - Вы догадались кто я? Дети: Да! Вы пиратка! Воспитатель: - Приветствую вас в своей бухте! Здесь бросают якорь самые отчаянные и смелые пираты! Меня зовут Пуля, я внучка старого пирата Черная Борода. Я набираю себе команду, чтобы отправится за сокровищами на корабле под названием «Капелька». Есть ли среди вас смельчаки, чтобы плыть со мной? Дети: Да! Воспитатель: - Только что-то вы, ребята, совсем не по-пиратски одеты. Что это за внешний вид у вас? Разве так должен выглядеть настоящий пират? Мы же пираты! Мы же разбойники! У меня припрятан старый пиратский сундук, в котором много всего интересного и полезного для нас. Воспитатель: Ребята смотрите, что я нашла на дне сундука! Здесь, на самом дне сундука нашлось послание для нас и карта сокровищ. Я могу предположить, что это сюрприз от моего деда пирата. Давайте посмотрим, что это за послание и изучим карту. Воспитатель: На карте обозначены острова, на которых мы выполним задания и сможем-таки решить задачу капитана Флинта: узнаем все свойства воды и соберём весь пазл, доберемся с вами до сундука с сокровищами. Ну что отправляемся на поиски сокровищ? Дети: Да! Воспитатель: Мы справимся! Мы же с вами команда! Разрази меня гром! Итак, команда в сборе! Можно отправляться за сокровищами! Приглашаю всех на борт нашей «Капельки». Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем!!!! | На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля Воспитатель достаёт сундук, в котором лежат пиратские вещи: тельняшки, жилетки, банданы, шляпы, бутылка с картой, и видео послание. Под музыку пиратов помогает ребятам одеться. На экране воспроизводится видео послание. Письмо старого пирата: Разрази меня гром!!! Что вы делаете на моем острове «Тайна воды»? Разве вы не знаете, что обычным людишкам тут не место? Ну да ладно, я смотрю, вы вроде хорошие ребята, а мне как раз нужны помощники. Дело в том, что много лет назад капитан Флинт на «Острове сокровищ» зарыл клад. Карта оказалась в моих руках, руках старого пирата «Чёрной Бороды», я даже сам пытался найти сокровища, но по пути мне встречались такие сложные задания, что я и не справился. Я же в детский сад не ходил, в школе не учился. Ох, и задачку задал мне капитан Флинт - «Свойства воды». Я всю жизнь плаваю по воде, вода себе и вода, думал, лучше всех всё про воду знаю, а оказалось нет. Поможешь мне, Пуля, вместе со своей командой пиратов? По карте вы сможете найти клад! Вперёд мои, маленькие пираты! Я жду вас с победой! В пути вы должны найти части пазла, собранный пазл и будет ключом, который откроет сундук. |
Основная часть | |
Остров «Тайна аромата и цвета» | |
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса. Воспитатель: Справа вижу остров! Причаливаем! Это остров «Тайна аромата и цвета». Здесь нас ждут первые испытания. Перед нами, как вы помните, пираты, стоит задача, узнать каковы же свойства воды. И так приступим. Проводится опыт №1 «Цвет воды». Воспитатель: Ребята, у нас на столе стоят три стаканчика, давайте с вами рассмотрим, что за вещество налито в них и определим какого оно цвета. Воспитатель: Давайте сделаем с вами вывод; вода у нас прозрачная, не имеет цвета. Воспитатель: А теперь переходим к следующему испытанию. Проводится опыт №2 «Запах воды». Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшой эксперимент и определим, как же пахнет вода. Смотрите ребята, у нас здесь находится четыре баночки. Нам с вами не обходимо определить по запаху, что же там спрятано. Воспитатель: Из эксперимента следует вывод, что вода у нас без запаха, она ни чем не пахнет. Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Проводится опыт №3 «Вкус воды». Воспитатель: Ребята, давайте определим каков вкус продуктов, которые лежат перед нами. Дети: Соль - солёная, сахар - сладкий, лимон - кислый. Попробовав воду, ребята подводят итог, что она безвкусная. Воспитатель: Ой, друзья-пираты, смотрите, а вот под последним подносом и наш первый элемент пазла. Давайте его рассмотрим, это не просто пазл – он еще и подсказка! Воспитатель: На этом острове мы прошли первое испытание. Забираем с собой элемент пазла и можно отправляться на следующий остров. Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем. | На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря Опыт №1 «Цвет воды». На столе стоят три стакана с жидкостью, в которых налита вода, компот и молоко. Ребята по очереди рассматривают жидкости (сначала компот, потом молоко, потом вода) и в форме эвристической беседы с воспитателем определяют цвет этих веществ: компот – оранжевый, коричневый, молоко – белое, вода - прозрачная, не имеет цвета. Опыт №2 «Запах воды». На столе стоят четыре закрытые непрозрачные баночки, в каждой из которых лежит ароматный продукт (апельсин, мыло, шоколад), а в последней баночке – вода. Воспитатель по очереди приоткрывает баночки и предлагает ребятам определить по запаху, что находится в баночке. После определения воспитатель показывает продукт детям. Последняя баночка ничем не пахнет, возникает предположение, что там пусто. К удивлению детей, там находится вода, и подводится итог, что вода не имеет запаха. Опыт №3 «Вкус воды». Перед ребятами стоят три блюдца с продуктами: одно с лимоном, второе с солью, третье с сахаром. Воспитатель спрашивает у детей, знаком ли им вкус данных продуктов и просит его назвать. Желающим с помощью ложечки или вилочки предлагается попробовать на вкус. В ходе эвристической беседы с воспитателем ребята определяют вкус этих продуктов: лимон – кислый, сахар – сладкий, соль - соленая. Далее воспитатель раздает каждому ребенку индивидуальный стаканчик и из бутылки наливает каждому немного воды, предлагает попробовать и озадачивает вопросом: какого же вкуса вода? Общими усилиями подводится итог, что вода безвкусная, не имеет вкуса. На элементе пазла изображены три рисунка: нос рядом с цветком, язык, и радуга. Глядя на эти рисунки-подсказки, ребята называют запах, вкус и цвет воды. Все располагаются на корабле и отправляются дальше |
Остров «Трех состояний» | |
Цель: уточнить представления детей о форме воды (принимает форму сосуда, в который ее наливают) и о трех состояниях воды: жидком, газообразном и твердом. Воспитатель: Друзья, я вижу второй остров, он прямо по курсу. Это остров «Трёх состояний». Причаливаем на остров! И снова нас здесь ждёт испытание. Проводится опыт №4 «Форма воды» Воспитатель: ну что, друзья-пираты, давайте разберемся, какую форму имеет у нас вода? Дети: Да!.... Воспитатель: Проведя исследование, мы определили, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Разрази меня гром! Да мы молодцы! Проводится опыт №5 «Три состояния воды». Воспитатель: Ребята, вода может быть в трёх состояниях. Давайте проведем эксперименты и узнаем, в каких именно состояниях она может быть. Воспитатель: Тысячи чертей! Да вы настоящие исследователи! Справились с таким сложным заданием! Но что-то я не вижу пазла, может мы не справились? Давайте его искать. Ура, нашли! Что там изображено? Давайте подведем итог. Дети: ……. Воспитатель: Разрази меня гром! Забираем с собой второй элемент пазла и можно отправляться на следующий остров. Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем. | На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря Опыт №4 «Форма воды» Ребятам раздаются формочки разной формы: с квадратным дном, треугольным, прямоугольным, круглым, в форме ромба, звезды, а также в форме бабочки и корабля. Воспитанники под руководством воспитателя переливают одну и ту же воду из одной формочки в другую, констатируя при этом, что вода приняла форму круга, квадрата и так далее, и даже корабля. Таким образом ребята приходят к выводу что вода принимает любую форму, форму того сосуда в который ее наливают. Опыт №5 «Три состояния воды».
На боковой части стола приклеена вторая часть пазла- подсказки с изображением капельки, пара над чашкой, и сосульки, а также изогнутый сосуд с водой. Глядя на пазл ребята подводят итог: называют форму и 3 состояния воды. Все располагаются на корабле и отправляются дальше |
Физкультминутка (проводится на корабле) Воспитатель: Ой, мои маленькие пираты! Что-то я притомилась! Никогда столько сложных заданий не выполняла. Давайте разомнемся с вами, повторяйте за мной. | Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! Наклонился правый бок! Раз, два, три! Наклонился левый бок! Раз, два, три! А сейчас поднимем ручки! И дотянемся до тучки! |
Остров «Подводная лодка из яйца» | |
Воспитатель: Мои маленькие пираты! Нас ждёт последний элемент пазла. Чтобы его получить, мы должны добраться до следующего острова с интересным названием « Подводная лодка из яйца». Вижу его по левому борту. Причаливаем! Проводится опыт №6 «Подводная лодка из яйца» Воспитатель: Сейчас мы проведем с вами занимательный опыт, который так и называется « Подводная лодка из яйца». Выполнив его, мы познакомимся еще с некоторыми свойствами воды. Воспитатель: Итак, маленькие пираты-экспериментаторы, какой у нас с вами получается вывод? Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать на море легче, чем в реке. Поэтому и наше яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли. Воспитатель: Вот мы, ребята, исправились с последним испытанием. Давайте искать последнюю часть пазла. Теперь, ребята, мы с вами отправимся на последний остров, который называется «Остров сокровищ». Все на борт! Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем! | На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря. Воспитатель за штурвалом с детьми рулит, смотрит в подзорную трубу, сообщает, что слева по борту земля. Опыт №6 «Подводная лодка из яйца» На столе 2 литровые банки, в которых на дне лежат по сырому яйцу. В одну банку дети наливают чистую воду. В третью банку дети совместно с воспитателем наливают 0,5 л. воды и добавляют в нее 5 столовых ложек поваренной соли, размешивают. Получается насыщенный раствор. Медленно вливают насыщенный солью раствор в банку, где на дне лежит яйцо. Яйцо потихоньку всплывает. В ходе эвристической беседы с воспитателем дети приходят к выводу, что вода стала тяжелее из-за раствора соли, в соленой воде плавать легче, чем в пресной (на море плавать легче, чем в бассейне). Под крышкой стола приклеена третья часть пазла- подсказки с изображением яйца. Глядя на пазл ребята подводят итог: яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли. Все располагаются на корабле и отправляются дальше |
Заключительная часть. «Остров сокровищ» | |
Воспитатель: Вот мы и добрались, причаливаем на «Остров сокровищ». Давайте, ребята, мы с вами соберём пазл, и посмотрим, что же у нас получилось. Ой, смотрите, да это же настоящий ключ от сундука с сокровищами! Но просто так он не работает. Нам надо выполнить задание моего дедушки Черной Бороды и назвать все свойства воды, всё что мы сегодня о ней узнали. А помогут нам в этом напоминалки, которые изображены на пазле. Воспитатель: А теперь давайте откроем наш сундук, к которому мы так долго добирались. Посмотрим, что за сокровища приготовил нам мой дед пират Чёрная Борода. Разрази меня гром! Да это же золотые монеты! Воспитатель: Ну что, мы отлично с вами попутешествовали и весело и с пользой провели время, теперь давайте из пиратов снова превращаться в ребят, а то мамы нас не узнают. Воспитатель: До свидания ребята! Дети прощаются с воспитателем и отправляются в группу. | На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря. Ребята собирают все части пазла, получается ключ. Дети называют все свойства воды и совместно поворачивают ключ, в это время появляется сундук. Ребята открывают сундук, находят там шоколадные монеты и делят пиратскую добычу. Воспитатель помогает раздеться детям под музыку пиратов и прощается. |
Литература. Интернет ресурсы: МААМ.ru, Социальная сеть работников образования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Путешествие с капелькой»
Цель: Закреплять представление детей, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек....
Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"...
методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с воспитанниками средней группы на тему: «Домашние животные»
Пояснительная запискак методической разработке организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с воспитанниками средней группына тему: «Домашние ж...
Конспект организованной образовательной деятельности по области «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Кто живёт в речке Уржумка»
Конспект организованной образовательной деятельности по области «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Кто живёт в речке Уржумка» Цель: Формировани...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детского сада на тему: «С огнем не шутят»
Формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Все мы дружные ребята»
Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо социально-нравственному воспитаниюв средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНРна тему «Все мы д...