Окружающий мир и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру
Окружающий мир и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_i_poznanie.pptx | 257.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ДЖ. Дьюи ) ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Выделяет в предмете или явлении какие-либо свойства Такие определения еще называют указующими Например, «металл» - это глянец, блеск, твердость, гладкость
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Формулируется путем выбора и ассоциирования с более известными понятиями из окружающего мира, в котором живет человек, которое представлено в его распоряжении Определение неизвестного через известное Например, «металл» - способен подвергаться ковке и вытягиванию, не ломаясь, размягчаться от жара и отвердевать от холода, сохранять данные вид и форму, сопротивляться давлению и разрушению
НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Отбирает из общего фона условия причины, порождения и образования предмета или явления Данные определения устанавливают путь, каким создавался объект, как разъяснение, почему он является объектом данного рода, и таким образом объясняют, почему у него есть классовые и общие признаки Например, «металл» - это всякий химический элемент, который соединяясь с кислородом, образует основной окисел, то есть соединение, которое с кислотою дает соль
НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ – это совокупность признаков предмета ОБЪЕМ – это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия ОБЪЕМ СОДЕРЖАНИЕ
Понятие интеллект является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его современному употреблению. В этом сложность его определения, которая зафиксирована в психологической науке. Таких определений слишком много (свыше 70), для того, чтобы какое-либо выбранное из них из них оказалось верным В.П. Зинченко
Интеллект (от. лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Психологический словарь Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, основная характеристика системы, ее инвариантный аспект.
С психологической точки зрения, назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект – это психологическая основа разумности. Это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения внутри индивида субъективной картины происходящего М.А. Холодная
В ряде психологических концепций интеллект отождествляют: с системой умственных операций со стилем и стратегией решения проблемы с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности с когнитивным стилем
Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В.В. Зеньковский включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память Д.Б. Эльконин, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников, рассматривал особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОЦЕССЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВНИМАНИЕ ПАМЯТЬ
Существует тенденция сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Интеллект – ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека Словарь иностранных слов Интеллект – ум, мыслительная способность, умственное начало у человека С.И. Ожегов Интеллект – способность мышления, рационального познания Философский словарь
ПОЗНАНИЕ Высшая форма отражения объективной действительности
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ СУЖДЕНИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
«ОБРАЗ МИРА» Целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие С.Д. Смирнов, Ю.А. Аксенова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ СТРУКТУРИРОВАНО Субъект обычно не осознает структур, направляющих его мышление Структуры определяют, что он может или не может делать и что он должен делать, в том смысле, что мышление с необходимостью следует определенным логическим отношениям Ж.Пиаже
Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается Л.Ф. Обухова
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ НЕОСОЗНАННОЕ НЕЗНАНИЕ ОСОЗНАННОЕ НЕЗНАНИЕ ОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ НЕОСОЗНАВАЕМОЕ ЗНАНИЕ
ПОНЯНИЕ это определенные структуры обобщения Каждой структуре обобщения соответствует своя специфическая система возможных при данной структуре логических операций «Функция мышления зависит от структуры самой мысли – от того, как построена сама мысль, зависит характер операций, доступных для данного интеллекта»
СИСТЕМА ПОНЯТИЙ Это своего рода иерархическая сетка «параллелей и меридианов» (горизонталей и вертикалей), в которой понятия распределены и взаимно соотнесены в зависимости от степени их общности (вертикали) и сходства (горизонтали)
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ (по Л.С. Выготскому ) На том или ином возрастном этапе в центре сознания находится та или иная функция, которая определяет развитие сознания в целом РАННИЙ ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ приоритетное значение должно принадлежать формированию особых познавательных структур Такие обобщенные схемы действительности не только аккумулируют практический и познавательный опыт, но и являются одновременно новыми мощными орудиями мышления П.Я. Гальперин
ПОЗНАНИЕ ОБРАЗ МИРА ИНТЕЛЛЕКТ Познание Образ мира Интеллект Познавательные процессы Картина мира Структура Познавательная деятельность Схема реальности Интеллектуальное развитие Ощущения Когнитивные системы Восприятие Организация ментального опыта Мышление Память Внимание Речь Воображение Умственная деятельность
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА С ПОМОЩЬЮ ВОСПРИЯТИЯ. МЫШЛЕНИЯ. ПАМЯТИ, РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ ОБРАЗ МИРА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ И МЕСТЕ СУБЪЕКТА В ЭТОМ МИРЕ ИНТЕЛЛЕКТ
ЕЛЬ СОСНА ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ ПИХТА ДУБ КЛЕН КРОНА, СТВОЛ ВЯЗ ЛЕС ЛИСТЬЯ
Как вы понимаете категорию «интеллектуальное развитие»? Что для Вас служит показателем того, что ребенок развивается в интеллектуальном плане? В ходе каких занятий в ДОО ребенку задается структура представлений об окружающем мире? Как именно, при помощи каких методических приемов это достигается? Какую сторону мышления – функциональную или структурную – формируют образовательные программы?
МЫШЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ АНАЛИЗ СИНТЕЗ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ КЛАССИФИКАЦИЯ СРАВНЕНИЕ АБСТРАГИРОВАНИЕ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ОБОБЩЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление ребенка – это мышление ПО АНАЛОГИИ (В.В. Зеньковский) ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ ПО АНАЛОГИИ
Речь ребенка развивается от частного к общему Мышление развивается от общего, глобального к частному Л.С. Выготский
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ РЕБЕНКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАЧЕСТВО, ФОРМА СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОТРАЖАЮЩИХ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР СТРУКТУРА СФОРМИРОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Это непрерывный процесс В 2-3 года дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то познаю» 3-4 года дети накапливают много представлений об окружающей действительности. Однако эти представления не связаны между собой
2-3 года В 2-3 года дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то познаю»
3-4 года 3-4 года дети накапливают много представлений об окружающей действительности Однако эти представления практически не связаны между собой
4 года Познавательное развитие ребенка переходит на новую ступень – более высокую и качественную
Старший дошкольный возраст Старшие дошкольники познают уже «большой мир» Дети могут систематизировать накопленную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.
laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
Использование ИКТ для познавательного развития детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства по формированию представлений об окружающем мир...
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...