Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Интегрированные задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях); формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий); учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате); закрепление названия белого цвета; расширять представления о диких животных (заяц, лиса, медведь, их характерные особенности.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, речь, зрительное восприятие, мышление, воображение, двигательную активность.
Воспитательные: воспитывать любовь к окружающей природе, интерес к животным.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, игровая, двигательная.
Словарная работа:
- существительные: снег, снежинки, сугроб, мороз, одежда, елочка, сахар, соль;
- действия: тает, лежит.
Признаки: холодный, мягкий, пушистый, белый, теплый.
Декорация: сугробы, елочка в снегу.
Игрушки: заяц, лиса, медведь, снег, снеговик из картона, крахмал в мешочке.
Музыкальное сопровождение о зиме: отображение вьюги.
Ход занятия.
Организационный момент. (музыкальное сопровождение о зиме).
- Ребята, подойдите к окошку, посмотрите на улицу.
- Что вы там видите? (много- много снега)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И. Суриков)
Воспитатель: Скажите, ребята, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: А у нас сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы думаете что зима?
Дети: Потому что холодно, снег на улице.
Воспитатель: А еще где снег видите?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Правильно, ребята, снег лежит на улицах, на дорогах, на полях, на крышах домов, на деревьях.
Дети: Да, как много снега на деревьях.
Воспитатель: Для чего снег на деревьях?
Дети: Чтобы не замерзли.
Воспитатель: Правильно. «Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай»
Воспитатель: А теперь, ребята, садитесь все на стульчики. Сели все красиво.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами снег. (ставит перед детьми емкость со снегом).
Воспитатель: Какого цвета снег?
Дети: Снег белого цвета.
Воспитатель: Потрогайте снег, какой он на ощупь?
Дети: Холодный, мягкий, пушистый.
Воспитатель: На что похож снег?
Дети: Снег похож на сахар, соль.
Воспитатель: Ребята, я положу вам на ладошку снежок. Посмотрите внимательно, из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Какие снежинки?
Дети: Маленькие, беленькие.
Воспитатель: Снег – это много-много снежинок. Ребята, подышите на снег, как я?
Воспитатель: Ой, посмотрите, куда же пропал снег из ваших рук?
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Как вы думаете, почему он растаял?
Дети: Потому что наши ладошки теплые.
Воспитатель: Правильно, ребята, наши ладошки теплые и теплое дыхание, а от тепла снег тает. И в помещении у нас тепло.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, и в нашей чашке снег растаял и превратился в воду.
Воспитатель: А эта вода чистая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а снег можно есть?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь объясните, почему нельзя есть снег?
Дети: Потому что снег холодный и грязный.
Воспитатель: А теперь закройте все глазки и послушайте (нажимает рукой на пакетик)
Воспитатель: Что напоминает вам этот звук?
Дети: Скрип снега.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Попробуйте и вы нажмите.
Воспитатель: Ребята, снег скрипит, когда на улице сильный мороз. При сильном морозе снег «не лепится». А когда на улице не очень холодно, то снег липкий. Чем тогда любят заниматься дети?
Дети: Гулять, кататься на санках, лепить снеговика.
Воспитатель: Ребята, а мы сегодня с вами пойдем в зимний лес. Для этого нам надо тепло одеться.
Воспитатель: А что мы носим зимой?
Дети: Шубу, пальто, шапку, валенки, варежки.
Воспитатель: А как можно все это одним словом назвать?
Дети: Одежда.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте встанем все со стульчиков и будем одеваться.
Игра – массаж «Одеваемся теплее»
Купили нам варежки (гладят руки по очереди)
И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)
Шубу теплую оденем (поглаживают тело)
Шапку потеплее (поглаживают голову)
И пойдем все вместе, мы гулять скорее!
Воспитатель: Ну что, ребята, все готовы?
Физкульт минутка
(Включается музыка «Отображение вьюги»)
Воспитатель: Идемте все за мной, ребята.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Воспитатель: Ой, куда же мы с вами пришли? Как красиво в лесу! Все вокруг белым-бело. А какой воздух вокруг! Вдохните свежий воздух в себя. (Делаем вдох и выдох).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие большие сугробы. А за сугробами спрятались зверюшки. Садитесь все на пенечки.
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать. Если правильно отгадаете, кто-то появится.
Загадки:
1. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
(Убирают сугроб)
Воспитатель: Давайте посадим его возле елки.
2. Пришла из леса птичница
В рыжей шубке кур считать. (Лиса)
Воспитатель: Правильно. Вот и лиса за сугробами спряталась.
3. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь)
Воспитатель: А медведь зимой что делает?
Дети: Спит.
Воспитатель: А где он спит?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Тихо, ребята! Тогда не будем его будить, пусть спит до весны.
Воспитатель: Ребята, а какие это животные?
Дети: Лесные. (Дикие)
Воспитатель: А где они живут?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно, ребята, это дикие животные. Они живут в лесу.
Воспитатель: Как и мы, ребята, эти животные тоже любят зиму и зимние забавы. Что же они сделали?
4. Посмотри-ка – это кто?
На морозе без пальто?
Нарисованная бровь
Вместо носика (Что) – морковь
Воспитатель: Кто же это, ребята? (Снеговик)
(Воспитатель открывает снеговика на доске. У снеговика нет носа, шапки, метлы: прикреплены рядом).
Воспитатель: Наши зверюшки до конца не сделали снеговика, давайте поможем нашим зверюшкам доделать снеговика.
(Дети по очереди прикрепляют недостающие детали).
Воспитатель: Вот какой у нас красивый снеговик получился!
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель: А давайте теперь поиграем со снеговиком.
(Дети внимательно рассматривают снеговика. По сигналу воспитателя, дети отворачиваются от снеговика, а воспитатель убирает одну из значимых деталей. Затем ребята поворачиваются и определяют, что исчезло.)
Воспитатель: Что изменилось у снеговика?
(Воспитатель поощряет детей, игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо вы играли. Зверюшкам понравилось. Они приготовили вам гостинцы.
Воспитатель: А что надо сказать?
Дети: Спасибо!
Воспитатель: А нам с вами, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем лесным зверькам «До свидания!»
Дети: До свидания!
Воспитатель: А мы пойдем по протоптанной дороге. Вот мы и снова в детском саду.
Воспитатель: А теперь, ребята, подойдите все ко мне! Чем мы сегодня занимались?
Дети: Рассматривали снег.
Слушали, как скрипит снег.
Отгадывали загадки.
Побывали в лесу.
Помогли зверюшкам доделать снеговика.
Играли со снеговиком (Игра «Что изменилось?»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы занимались!