Занятие "Берёза - символ России!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кудряшева Наталья Дмитриевна

Занятие способствует формированиюу детей патриотических чувств, любви к родной природе под средством расширения их знаний о берёзе, как о символе Росссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryoza-simvol_rossii.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Берёза – символ России»

Программное содержание:

способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе под средством расширения их знаний о берёзе, как о символе России;

развивать творческие способности детей, внимание, память;

воспитывать бережное отношение  к природе.

Предварительная работа:

беседа о родном крае;

рассматривание изображений родной природы, предметов изготовленных из бересты (лапти, лукошко);

заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую», «Берёза».

Оборудование:

предметы из бересты;

сундук;

книги со стихами о берёзе;

презентация.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Наш дом».

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живёшь;

И даже улице родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, свой общий дом.

Как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Мы живём в России. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов. Давайте с вами посмотрим на красоту нашей страны. Посмотрите, пожалуйста , на слайд (Слайд 1- Лес)

Воспитатель: Что вы видите на слайде?

Дети: Лес

Воспитатель: Как вы догадались, что это лес?

Дети: Много разных деревьев

Воспитатель: Какие деревья вы знаете?

Дети: Берёза, дуб, ель

Воспитатель: У нас в России не только есть леса, давайте посмотрим на следующий слайд (Слайд 2- Река)

Воспитатель: Что вы видите здесь?

Дети: Река

Воспитатель: Да, ребята, это река. Посмотрите, какая она длинная, даже не видно конца, а как красиво на берегу реки.  Давайте  дальше смотреть, что ещё есть у нас в России. (Слайд 3 -Поле)

Воспитатель: Что вы видите на слайде?

Дети: Поле

Воспитатель: да, ребята, это поле. Полей в нашей стране много. Люди выращивают рожь, пшеницу, из которой делают муку и пекут хлеб. Хлеб мы с вами кушаем каждый день. Ребята, посмотрите на слайд, что вы здесь видите? (Слайд 4 - Горы)

Дети: Горы

Воспитатель: Горы поражают своей необыкновенной красотой. Ребята, как красивы и лес, и горы, реки и поля. Всё это наша с вами страна. Как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Скажите, а как называется город, в котором мы живём?

Дети: Москва

Воспитатель: Наш город очень большой и красивый. Вы узнали место, которое сейчас видите на слайде? (Слайд 5 –Москва, Кремль) Что вы можете рассказать о своём родном городе?

Дети: Это Красная площадь, Кремль

Воспитатель: Знаете, почему площадь называли красной?

Ответы детей

Воспитатель: Давным, давно русские люди всё красивое называли словом «красное», красно солнышко, красна девица. «Красна» это значит красиво. Самую красивую площадь в нашем городе называют Красной,  значит красивая. Когда человек находится далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет своё, что-то очень родное. Оказывается, что многие люди думают о наших белоствольных берёзках и берёзу считают символом России.

Раздаётся стук в дверь, входит посыльный, отдаёт сундук.

Воспитатель: Ребята нам принесли посылку, на сундуке лежит загадка. Нам нужно её отгадать:

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

с белой корой

Стоит под горой.

Дети: Берёза

Воспитатель: Как вы догадались, что это берёза?

Дети: У неё белый ствол и белая кора

Воспитатель: Правильно, ребята, это берёза. Растёт она в лесу вместе со своими подружками. Вы знаете, как называется такой лес?

Дети: Берёзовая роща

Воспитатель: Молодцы. Что же пора заглянуть в сундучок

 (Воспитатель достаёт из сундука листок, на котором написаны стихи о берёзе; по мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где берёза изображена в разное время года)

Воспитатель: Дети, послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах. (Слайд 6 – Берёза осенью)

Дети: Осенью

Воспитатель: Да, ребята, автор описал берёзу осенью. Слушаем дальше.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром (Слайд 7 – Берёза зимой)

Дети: Зимой

Воспитатель: Правильно, ребята, автор описал берёзу зимой. Вот послушайте еще одно стихотворение:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепались шелковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряный росы (Слайд 8- Берёза летом)

Дети: Летом

Воспитатель: Какие вы молодцы, отгадали все загадки. Берёза красива в любое время года. Давайте, посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

(Воспитатель достаёт изделия из бересты)

Воспитатель: Берёза щедрое дерево. Издавна люди плели из коры берёзы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной берёза поит людей , зверей и птиц берёзовым соком. Берёза – символ и гордость русского народа!

Ребята, посмотрите,  здесь в сундучке находится диск, на котором записана красивая песня «Берёзы». Предлагаю вам послушать эту песню.

После прослушивания песни под музыку  выходит берёза.

Берёза: Здравствуйте! Как я рада быть с вами в этот день. Я решила прийти к вам в гости и послушать, что вы про меня знаете. Ребята, давайте, встанем в круг и я послушаю, что вы знаете обо мне.

Игра «Волшебная палочка»

Дети по кругу передают друг другу палочку, одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Дети:

Берёза – символ России

У берёзы белый, стройный ствол, гибкие тонкие ветки

Берёза может лечить людей

Берёза даёт берёзовый сок

О берёзе пишут стих и песни, пишут картины.

Берёза: Какие вы молодцы, может, стихи про меня знаете.

Дети рассказывают стихи.

1 ребёнок

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками,

С зелёными сережками

2 ребёнок

Березка белый сарафан надела

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица – душа!

3 ребёнок

Каждый день я вижу

Берёзку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она.

Берёза: Молодцы, а теперь я вам загадаю загадку шутку

Росли 4 берёзы, на каждой березе по 4 большие ветки, на каждой большой ветки по 4 маленькой ветки, на каждой маленькой ветки по 4 яблока. Сколько всего яблок росло на берёзе?

Ответы детей.

Воспитатель: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг берёзы. Вот и я приглашаю ребят на хоровод «Берёзка»

Дети вокруг берёзки водят хоровод.

Берёза: Молодцы, ребята, очень мне у вас понравилось. Я приготовила вам угощение (отдает корзину с угощеньями). Ну, а мне пора возвращаться к своим подружкам белоствольным берёзкам.  (Уходит)

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали о берёзе?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте беречь и любить природу родного края. Гордиться нашей страной. Ребята, правда, берёза очень красивое дерево. Давайте, весной посадим берёзу около нашего участка, пусть она нас радует круглый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной           осно...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) с детьми старшей группы «Символы России» (неофициальные символы России)

Сформировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....