Программа экологического кружка "ЭКОРАДУГА"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok_1.docx | 46.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Емельяновский детский сад «Радуга» комбинированной направленности
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Педагогического Заведующий МБДОУ
совета Протокол № 1 «Радуга» ______ А.А. Кадач
от «__»_______20__г Приказ №__ от «__»_____20__г.
ПРОГРАММА
экологического кружка «ЭКОРАДУГА»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала:
воспитатель С.В. Козлова
Срок реализации:
2018-2019 уч. год
пгт. Емельяново, 2018
Потребности МБДОУ в разработке плана кружка « ЭКОРАДУГА»
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Красноярского края;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
Таким образом, актуальность заключается в том, что:
- выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.
Цель кружка « ЭКОРАДУГА»:
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента ( Красноярский край)
Задачи кружка « ЭКОРАДУГА»:
· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;
· формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
· воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки по территории ДОУ;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. О заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке
,– игры (подвижные, дидактически– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
График работы кружка
День недели | Время |
среда четверг | 15-30 15 – 30 |
Задачи развития экологических представлений у детей:
1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (горы, степи,♦лесостепи, тайга, тундра, арктическая пустыня), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2..Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Перспективный план на учебный год кружка «ЭКОРАДУГА»
Тема | Программные задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты, формы работы |
Сентябрь
| Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ | Показать уникальность природы Красноярского края. | Дидактическая игра «Природа –не природа», Экологическая игра «Фотограф» | Наблюдения на участке детского сада. Беседа: «Что такое природа». Рассматривание картины И.И, Левитана « У озера» |
Сентябрь Цветущие растения | - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции | Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян |
Сентябрь Прогулка по территории сада | Уточнить сезонные изменения в жизни растений: | Знакомство местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы | Наблюдение за цветущими растениями в группе | Рисование. Зарисовка комнатного растения по выбору |
Сентябрь «Поможем дождевому червю найти дом» | Закрепить знания: почва как верхний слой земли. - Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. | Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. | Наблюдение за дождевыми червями после дождя. | Просмотр обучающего видеофильма |
Октябрь «Наш дом природа» | - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.. | Чтение художест- Венной литературы, Сатеев. «Жалейкин и лягушонок» «Соловей и лягушка» | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Работа в календаре природы |
Октябрь «Сравнение диких и домашних животных» | Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о кабане | Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки насекомых |
Октябрь Беседа о перелетных птицах | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» |
Октябрь «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. | Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно –охранительной работе. | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки Наблюдение состояния деревьев, кустов участка | Стенд «Панорама добрых дел» |
Ноябрь «Осенние явлений неживой природы» | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют ветры | Особенности явлений природы Красноярского края. Календарь природы | Дидактическая игра «Когда это бывает» | Аппликация «Сокровища природы» Работа в календаре природы |
Ноябрь «Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. - Роль Солнца в жизни человека. | Местоположение России и Красноярского края на карте. | Рассматривание географической карты. Игра «День и ночь». | Моделирование. «Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика» Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
Ноябрь «Знакомим детей с почвой» | - Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; -Загрязнение почвы, возможные последствия; - Необходимость охраны почвы. | Показать на карте местность плодородных почв , разнообразность растительного мира нашего края . | Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы | Сезонные наблюдения за почвой, заморозки, состояние почвы после первого снежного покрова. Работа в календаре природы |
Ноябрь «Как растения готовятся к зиме» | Учить распознавать и называть 3-4 дерева, 3-4 кустарника, | Как растения готовятся к земе. Сезонные изменения в жизни растений. | Наблюдение за растениями на участке детского сада. | Аппликация «Осеннее растение» |
Декабрь «Лес –многоэтажный дом» | Учить прослеживать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; | Заповедные места Красноярского края | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», | Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников» |
Декабрь «Цепочка в лесу» | Уточнить: лес как пример сообщества. | «Экологические цепочки» | Экскурсия по территории сада | Составление схем «Цепочки питания» |
Декабрь «Кто главный в лесу?» | Закрепить, главное звено в лесу – растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Воспитывать бережное отношение к лесу. | Природные зоны Красноярского края: Горы, Степи, Тайга, Тундра, Арктическая пустыня | Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» | Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями разных деревьев и кустарников леса |
Декабрь Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания |
Январь Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Замораживание цветных льдинок Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью | Чтение литературы на тему: «Берегите природу» |
Январь «Что мы знаем о воздухе» | Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. | Проблема загрязнения воздуха в Красноярском крае | Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. | Опыты по выявлению свойств воздуха |
Январь «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. | Зимние явления природы Красноярского края | Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. | Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» |
Февраль «Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период в Сибири. | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями животных зимнего леса |
Февраль «Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Зимующие птицы Красноярского края | Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. | Аппликация «Птицы на кормушке» |
Февраль «Как растения приспособились зимовать» | Учить замечать деревья и кустарники без листьев; | Как растения приспособились зимовать в Красноярском крае, в разных природных зонах | Различать деревья и кусты зимой, по стволу, веткам. | Наблюдения за растениями зимой. Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» |
Февраль «Животные холодных стран» | Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; | Приспособления животных к климатическим условиям Красноярского края . | Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате | Демонстрационный материал «Животные Севера» |
Март «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. | Болезни и вредители растений | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы | Опыты с семенами. |
Март Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» | |
Март Размножение растений | - Учить пересаживать комнатные растения. | Размножение побегами (герань, бегония, фуксия). | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. | Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. |
Март «Красная книга Красноярского края» | Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. | Редкие растения и животные Красноярского края | Изучение «Красной книги» края | Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» |
Апрель «Весенние явления в неживой природе» | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; | Весна в Красноярском крае | Сравнение признаков зимы и весны Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Сбор мусора на территории детского сада «Весну встречаем чистотой» |
Апрель «Растения весной» | Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… - Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Растительный мир Красноярского края. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики | Сравнение: дерево – куст; куст – трава. | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. |
Апрель «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилет ласточек, скворцов… | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением |
Апрель «Берегите первоцветы» | - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; | Редкие, исчезающие растения Красноярского края. Способы их сохранения. | Цикл наблюдений за первоцветами. | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» |
Май «Особенности жизни зверей весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края | Рассматривание иллюстраций о животных весной. | Рисование (коллективная работа) «Звери весной» |
Май «Мы в ответе за тех, кого приручили» | - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. | Выделение правил общения с животными . Просмотр слайдов об уходе за животными в домашних условиях. | Аппликация «Домашние животные» | |
Май «Этот удивительный мир насекомых» | - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. | Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» |
Май «Земля – живая планета» | Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Родничок»
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Родничок»...
План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.
Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....
План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.
В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода средней группы....
Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с...
Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного в...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....