Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми. Кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Актуальность экологического воспитания дошкольника на сегодняшний день обусловлена, в первую очередь, реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе. Экологическое воспитание дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Термин «экспериментирование» понимается мной как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, иначе говоря, умений.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт двигательной активности.
Знания и опыт, полученные детьми самостоятельно во время экспериментальной деятельности ценны тем, что усваиваются осознанно, а навыки прочно входят в повседневную жизнь.
Детское экспериментирование имеет свои особенности: продолжительность работы, сложность совершаемых операций и т.д. Главным же отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду".docx | 12.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми. Кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Актуальность экологического воспитания дошкольника на сегодняшний день обусловлена, в первую очередь, реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе. Экологическое воспитание дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Термин «экспериментирование» понимается мной как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, иначе говоря, умений.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт двигательной активности.
Знания и опыт, полученные детьми самостоятельно во время экспериментальной деятельности ценны тем, что усваиваются осознанно, а навыки прочно входят в повседневную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-лаборатория в детском саду
перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...
Презентация На тему "Лаборатория в детском саду"
Презентация на тему: «Лаборатория в детском саду». Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского«Прежде чем давать знания, надо научить наблюда...
Фотоальбом мини-лаборатория в детском саду № 11 "Колосок" комбинированного вида
Физические свойства воды. Опыты с водой....
Конспект НОД лаборатория в детском саду в старшей группе "Свойства воды" (октябрь 2015 года)
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе по ознакомлению детей со свойствами воды: вода без запаха, без вкуса, прозрачная....
Экспериментальная лаборатория в детском саду
Лаборатория — источник знаний о свойствах живой и неживой природы. Лаборатория - это специально приспособленное и оснащенное место для проведения исследовательской работы....
Консультация для педагогов «Лаборатория в детском саду»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14380834","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"190","width":"270"}}]]Консультация для педагогов«Лаборатория в детском с...
16.09.2018 Памятка «Как оформить лабораторию в детском саду»
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обогаща...