ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Родничок»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Родничок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Родничок» .docx | 573 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования Зарайского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
СОГЛАСОВАНО Методический совет _______________________ _______________________ _______________________ ______________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ЦДТ _____________ Никитина Т.Н. «_____» _____________2008 г. |
ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Родничок»
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Срок реализации - 3 года
Возраст обучающихся – 5-8лет
Составитель программы: педагог дополнительного образования Елисеева Алла Евгеньевна |
Зарайск, 2008 год
Елисеева Алла Евгеньевна –
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДТ.
Визитная карточка педагога
1.Елисеева Алла Евгеньевна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ.
2. 1979 года рождения
3. Образование – высшее
Московский Государственный Областной Университет, 24 июня 2003 года.
4. Присуждена квалификация: учитель географии и экологии. По специальности: «География и экология».
5. Педагогический стаж -13 лет (на 01.09.2011)
6. Первая квалификационная категория.
7. Эколого-биологическая направленность.
Экологическое объединение «Родничок».
8. Сведения о повышении квалификации:
- Курсы «Образование и общество» ГОУ Педагогическая академия, 2010г.,36 часов, регистрационный номер №7799
- Курсы «Экологическое образование в детском саду» Педагогический университет «Первое сентября», 2011г., 72 часа, №229-654-330/ED-05-003.
- Курсы «Применение офисных компьютерных технологий педагогическими работниками образовательных учреждений в учебно-воспитательном процессе» МОУ ДПО МЦ Московская область, г. Коломна,
2011 г., 36 часов, регистрационный номер №7799
Пояснительная записка.
Программа апробирована в 1999-2004 году,
доработана и модернизирована в 2008 году,
рецензирована в 2009 году,
Природа - это единственная
книга, каждая страница которой
полна глубокого содержания.
И. В. Гете
Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.
В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Экология - наука комплексная. Существует три основных направления экологии:
- биологическая или классическая экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- социальная экология - рассматривает взаимоотношения общества и природы;
- прикладная экология, или охрана природы.
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:
- всё связано со всем;
- всё куда-нибудь девается;
- всё что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Необходимая предпосылка для реализации настоящей программы - организация в дополнительном образовании специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой.
«Родничок» является программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».
Актуальность программы состоит в том, что в ней уделяется особое место формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях, и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
Одним из приоритетных направлений работы объединения является формирование у детей экологического миропонимания.
Программа нацелена на развитие у дошкольников и младших школьников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, на познавательную его деятельность. Предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация программы помогает так организовать деятельность детей, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Поскольку экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлениях о существующих в природе взаимодействиях. Воспитанники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается, как неотъемлемая часть природы.
Такой подход позволяет подвести обучающихся к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценностях природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной деятельности по охране природы родного края.
Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.
Новизна образовательной программы в том, что она содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если занятия преподносятся в доступной, увлекательной форме, и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Программа развивается по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет как бы общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программа в целом на каждом возрастном этапе в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:
- умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
- видеть и понимать красоту окружающего мира;
- совершенствовать речь дошкольников и младших школьников, их мышление, творческие способности, культуру чувств.
Реализация программы предполагает создание развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг и изобразительных занятий. Большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д.
Цель программы:
на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры детей, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Обучающие:
- приобщить детей к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции;
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике знания, полученные в объединении.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень детей;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- воспитывать чувство гордости за свой край родной.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми 5-8 лет и, соответственно, рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 - 40 минут, с группой 12 - 15 человек.
Год обучения | Продолжительность занятия | Периодичность | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 | 1 учебный час | 2 раза | 2 | 72 |
2 | 1 учебный час | 2 раза | 2 | 72 |
3 | 2 учебных часа | 2 раза | 4 | 144 |
Учитывая возрастные особенности детей, обучение проходит через игру, проводятся физминутки. Используются традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий. Обучающиеся получают знания через просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы. Применяются информационные, игровые, компьютерные технологии.
Прогнозируемый результат реализации программы
К концу первого года обучения дети должны знать:
- знать 10 видов животных и их отличительные признаки;
- знать отличительные особенности нескольких видов птиц;
- основы экологических знаний о живой и неживой природе;
- основы о взаимосвязи животного и растительного мира;
- названия самых распространенных растений, животных, насекомых;
- время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.
К концу первого года обучения дети должны уметь: - уметь отличать по признакам 10-15видов растений и знать их названия;
- владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
- иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
- владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать);
- различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
- ориентироваться во времени.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- называть времена года, отмечать их особенности;
- знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений;
- знать название родного города, страны, ее столицу;
- бережно относиться к природе;
- уметь участвовать в беседе.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- отличать хищных животных от травоядных;
- отличать перелетных птиц от зимующих;
- отличать садовые цветы от полевых;
- отличать деревья от кустарников;
- называть все явления природы;
- уметь участвовать в беседе.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- основные признаки времен года;
- значение природы для человека;
- группы растений и животных;
- некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;
- правила поведения в природе;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- экосистемную организацию природы Земли в границах обитания человека.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- уметь оценивать состояние окружающей среды своей местности;
- обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
- обладать навыком участия в практических делах по защите окружающей среды.
Диагностика экологической воспитанности обучаемых.
В ходе учебного процесса педагог выявляет знания и умения каждого воспитанника. Но промежуточная и итоговая диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Основными категориями являются две - «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты.
Формы проведения промежуточной и итоговой диагностики.
- Зачётные занятия по блокам.
- Контрольный опрос:
- викторина;
- беседы с детьми по картинкам;
- работа с карточками «Времена года», «Невидимые ниточки природы», комплект «Одуванчик», «Зелёный рюкзак»;
3. Тестирование.
Условия реализации программы
1. Кабинет для занятий.
- Музыкальный центр, аудиокассеты, диски.
- Мультимедийный проектор, экран.
- Компьютер.
- Компьютерные презентации, слайды, обучающие фильмы.
- Наборы дидактических игр.
- Учебные пособия (плакаты, таблицы «Живые цепочки», глобус, муляжи «овощи», «фрукты», « грибы» и др.)
- Набор фотографий о природе, «Зарайск».
- DVD -проигрыватель.
Учебно-тематический план
1 год обучения (72 часа)
№ | Название блока | Практика | Теория | Всего |
1. | Вводное занятие. Беседа «Почему мы часто слышим слово – ЭКОЛОГИЯ» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Осень. | |||
2.1 | Осенние месяцы. | 1 | 1 | |
2.2 | «Польза опавших листьев». | 1 | 1 | |
2.3 | Экскурсия в парк. «Золотая осень». | 1 | 1 | |
2.4 | Листопад. «Что мы сажаем, сажая леса». | 1 | 1 | |
3. | Зима. | |||
3.1 | Изменения в природе с приходом зимы. | 1 | 1 | |
3.2 | Экскурсия в зимний лес. | 2 | 2 | |
3.3 | Зимние месяцы. | 1 | 1 | |
4. | Весна. | |||
4.1 | Весенние месяцы. | 1 | 1 | |
4.2 | Изменения в природе с приходом весны. | 2 | 2 | |
4.3 | Экскурсия. | 1 | 1 | |
5. | Лето. | |||
5.1 | Летние месяцы. | 1 | 1 | |
5.2 | Правила поведения в лесу, на лугу, у водоема. | 2 | 2 | |
5.3 | Экскурсия. | 1 | 1 | |
6. | Грибы. | |||
6.1 | Царство грибов. | 1 | 1 | |
6.2 | Съедобные и ядовитые грибы. | 1 | 1 | |
7. | Деревья. | |||
7.1 | Лиственные деревья (клен, береза, дуб, липа). | 1 | 2 | 3 |
7.2 | Хвойные деревья (ель, сосна). | 1 | 1 | 2 |
7.3 | Садовые деревья. | 1 | 1 | |
7.4 8. | «Важность растений ни с чем не сравнима». Природные явления. | 1 | 1 | |
8.1 | Температура и ее измерение. | 1 | 1 | |
8.2 | Погода. Календарь погоды. | 1 | 1 | |
8.3 | Явления природы (радуга, гроза, град, дождь). | 1 | 1 | |
9. | Птицы. | |||
9.1 | «Покорители воздушного океана» (воробей, синица, снегирь, дрозд, кукушка, сова, филин, сорока, дятел, колибри, страус). | 6 | 6 | |
9.2 | Птичьи домишки. | 2 | 1 | 3 |
10. | Воздух. | |||
10.1 | Свойства воздуха. | 1 | 1 | 2 |
10.2 | «Воздух, ветер, человек». | 1 | 1 | |
10.3 | Значение воздуха для жизни. | 1 | 1 | |
11. | Насекомые. | |||
11.1 | Жужжащие, ползающие, летающие (муравьи, жуки, стрекозы, бабочки, пчелы, осы, шмели). | 5 | 5 | |
11.2 | Пауки. | 1 | 1 | |
12. | Цветы и травы. | |||
12.1 | Жизнь цветка. | 1 | 1 | |
12.2 | Царство растений (Иван-да-Марья, колокольчик, баранчики, одуванчик, ландыш, мать-и-мачеха, подорожник). | 1 | 2 | 3 |
12.3 | Ядовитые растения (вороний глаз, волчье лыко). | 1 | 1 | |
12.4 | Части растения. | 1 | 1 | |
13. | Вода. | |||
13.1 | Вода вокруг нас. | 1 | 1 | |
13.2 | Свойства воды. | 1 | 1 | 2 |
13.3 | «Почему воду нужно беречь». | 1 | 1 | |
14. | Животные. | |||
14.1 | Царство животных (барсук, белка, бобр, волк, лиса, медведь). | 1 | 6 | 7 |
14.2 | Как звери зимуют. | 1 | 1 | |
14.3 | Домашние животные. | 2 | 2 | |
15. | Диагностирование | 2 | 2 | |
Всего: | 14,5 | 57,5 | 72 |
Содержание программы
1 год обучения (72 часа)
1.Вводное занятие.(1час)
На вводном занятии дети знакомятся с содержанием курса работы объединения. Происходит знакомство с детьми (игра «Назови своё имя»).
Беседа с презентацией на тему: «Почему мы часто слышим слово – ЭКОЛОГИЯ…»
2.Блок занятий «Осень».(4 часа)
Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Труд людей осенью.
3.Блок занятий «Грибы». (2 часа)
Знакомство детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Зачем грибы лесу. Обогащается словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, шампиньон, лисички, боровик, мухомор, бледная поганка). Условия для роста и развития грибов. Правила сбора грибов.
4.Блок занятий «Деревья».(7 часов)
Разнообразие видов деревьев в природе. Части дерева (корень, ствол, листья и пр.). Связь деревьев с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лиственные деревья (береза, клен, липа, дуб, вяз и др.). Хвойные деревья (ель, сосна и др.). Смешанный лес. Садовые деревья. Что мы сажаем, сажая леса?
5.Блок занятий «Природные явления».(5 часов)
Что такое природа? Живая и неживая природа. Явления природы (гроза, радуга, ветер, шаровая молния, смерч, ураган, эхо и т. д.). Осадки (дождь, снег, туман, град, роса). Термометр. Народные приметы. Календарь погоды.
6.Блок занятий «Зима».(4 часа)
Беседа о зиме (состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных). Зимние месяцы (особенности каждого месяца, народные приметы).
7.Блок занятий «Вода».(4 часа)
Вода в природе. Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды.
8.Блок «Птицы».(9 часов)
Покорители воздушного океана. Перелетные птицы. Для чего птицам перья? Самая большая и самая маленькая птицы.
9.Блок «Воздух».(4 часа)
Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: заводы, фабрики, автомобили.
10.Блок «Животные».(10 часов)
Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми животными. Питание животных, способы передвижения. Места обитания. Домашние и дикие животные, «жилище» животных. Сезонные изменения в жизни животных.
11. Блок «Весна».(4 часа)
Весенние месяцы (март, апрель, май). Особенности каждого месяца. Природные изменения (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы).
12. Блок «Насекомые».(6 часов)
Кто такие насекомые и почему их так назвали? Знакомство с некоторыми насекомыми. Способы передвижения насекомых. Их роль на Земле.
13.Блок «Цветы и травы».(6 часов)
Жизнь цветка. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Лекарственные травы. Ядовитые растения (волчье лыко, вороний глаз). Растения водоёмов. Культурные растения. Комнатные растения.
14.Блок «Лето».(4 часа)
Летние месяцы (июнь, июль, август). Изменения в природе с приходом лета. Приметы лета. Особенности каждого летнего месяца.
Учебно-тематический план
2 год обучения (72 часа)
№ | Название блока | Практика | Теория | Всего |
1. | Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Осень. | |||
2.1 | Времена года. | 1 | 1 | |
2.2 | «Не сжигайте осенние листья». | 1 | 1 | |
2.3 | «Чтобы воздух был чище». | 1 | 1 | |
3. | Зима. | |||
3.1 | Беседа о зиме. | 1 | 1 | |
3.2 | Экскурсия в зимний лес. | 1 | 1 | 2 |
4. | Весна. | |||
4.1 | Природные изменения с приходом весны. | 1 | 1 | |
4.2 | Приметы весны. | 1 | 1 | |
4.3 | Особенности каждого весеннего месяца. | 1 | 1 | |
5. | Лето. | |||
5.1 | Беседа о лете. | 1 | 1 | |
5.2 | Экскурсия «Ах, лето!» | 1 | 1 | 2 |
6. | Деревья. | |||
6.1 | Части дерева. | 1 | 1 | |
6.2 | Связь деревьев с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. | 1 | 1 | |
6.3 | Лиственные деревья (осина, ольха, тополь, вяз). | 1 | 2 | 3 |
6.4 | Хвойные деревья (кедр, пихта). | 1 | 1 | |
6.5 | Последствия уничтожения деревьев. | 1 | 1 | |
6.6 | Смешанный лес. | 1 | 1 | |
6.7 | «Что мы сажаем, сажая леса?» | 1 | 1 | |
6.8 | Садовые деревья. | 1 | 1 | |
7. | Природные явления. | |||
7.1 | Что такое природа? | 1 | 1 | |
7.2 | Живая и неживая природа. | 2 | 2 | |
7.3 | Явления природы (шаровая молния, смерч, ураган, эхо и т.д.) | 2 | 2 | |
8. | Птицы. | |||
8.1 | Кто такие птицы? | 1 | 1 | |
8.2 | Как скворец петь учился? | 1 | 1 | |
8.3 | Кормушки для птиц. | 1 | 1 | 2 |
8.4 | Перелетные птицы. | 1 | 1 | |
8.5 | Городские птицы. | 1 | 1 | |
8.6 | Птицы леса. | 1 | 1 | |
8.7 | Все о птицах. | 1 | 1 | |
9. | Воздух. | |||
9.1 | Свойства воздуха. | 1 | 1 | 2 |
9.2 | «Ветер, ветер ты могуч». | 1 | 1 | |
9.3 | Как увидеть и услышать воздух? | 1 | 1 | |
9.4 | Летающие семена. | 1 | 1 | |
10. | Насекомые. | |||
10.1 | Кто такие насекомые, и почему их так назвали? | 1 | 1 | |
10.2 | Роль насекомых на Земле. | 1 | 1 | 2 |
10.3 | Наблюдение за муравьями. | 1 | 1 | 2 |
10.4 | Способы передвижения насекомых. | 1 | 1 | |
11. | Цветы и травы. | |||
11.1 | Жизнь цветка. | 1 | 1 | |
11.2 | Части растения (корень, стебель, лист, цветок, бутон, плод, семена). | 1 | 1 | 2 |
11.3 | Что растет на клумбе? | 1 | 1 | |
11.4 | Что растет на подоконнике? | 1 | 1 | |
11.5 | Растения водоемов. | 1 | 1 | |
12. | Вода. | |||
12.1 | Свойства воды. | 1 | 1 | 2 |
12.2 | Берегите воду. | 1 | 1 | |
12.3 | Кто живет в воде? | 1 | 1 | |
12.4 | Круговорот воды в природе | 1 | 1 | |
12.5 | «Почему идет дождь и дует ветер?» | 1 | 1 | |
13. | Животные. | |||
13.1 | Разнообразие животного мира. | 1 | 1 | |
13.2 | Питание животных и способы их передвижения. | 1 | 1 | |
13.3 | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу? | 1 | 1 | 2 |
13.4 | Хищники и травоядные. | 2 | 2 | |
13.5 | Почему белые медведи не живут в лесу? | 1 | 1 | |
13.6 | Животные жарких стран. | 1 | 1 | |
13.7 | Что такое зоопарк? | 1 | 1 | 2 |
13.8 | Когда жили динозавры. | 1 | 1 | |
14. | Диагностирование. | 2 | 2 | |
Всего: | 11,5 | 60,5 | 72 |
Содержание программы.
2 год обучения (72 часа).
1. Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного. Беседа на темы: « Как я прожил этот год? Сделал ли я что – то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?»
2. Блок занятий «Осень».(3 часа)
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Бережное отношение к растениям и животным.
3. Блок занятий «Зима».(3 часа)
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
4. Блок занятий «Весна».(3 часа)
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
5. Блок занятий «Лето».(3 часа)
Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаков. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
6. Блок занятий «Деревья».(10 часов)
Уточнить и расширить представления детей о деревьях. Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.) Учить отличать дуб от сосны.
7. Блок занятий «Природные явления».(5 часов)
Что такое природа? Живая и неживая природа. Явления природы (гроза, радуга, ветер, шаровая молния, смерч, ураган, эхо и т. д.). Осадки (дождь, снег, туман, град, роса). Термометр. Народные приметы. Календарь погоды.
8. Блок занятий «Птицы».(8 часов)
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Научить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
9. Блок занятий «Воздух».(5 часов)
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на Земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
10. Блок занятий «Насекомые».(6 часов)
Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (наземные, водные), способов передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
11. Блок занятий «Цветы и травы».(6 часов)
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. О правилах их сбора, хранения и применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения.
12. Блок занятий «Вода».(6 часов)
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с некоторыми свойствами воды. Охрана воды.
13. Блок занятий «Животные».(11 часов)
Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Учебно-тематический план
3 год обучения (144 часа)
№ | Название блока | Практика | Теория | Всего |
1. | Вводное занятие. Беседа «Планета Земля в опасности». | 1 | 3 | 4 |
2. | Воздух. | |||
2.1 | Использование воздуха человеком. | 1 | 1 | |
2.2 | Свойства воздуха. | 1 | 1 | 2 |
2.3 | Ветер – движение воздуха. | 1 | 1 | |
2.4 | Чистый и загрязненный воздух. | 2 | 2 | |
2.5 | Охрана воздуха. | 1 | 1 | 2 |
3. | Вода. | |||
3.1 | Вода на Земле (родники, реки, озера, моря и океаны). | 1 | 2 | 3 |
3.2 | Вода в нашем доме. | 1 | 1 | |
3.3 | Различные состояния воды. | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Использование воды человеком. | 2 | 2 | |
3.5 | «Ходит капелька по кругу». | 2 | 2 | |
4. | Не топчи травку. | |||
4.1 | Как живут растения. | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Что общего у разных растений. | 1 | 1 | 2 |
5. | Комнатные растения. | |||
5.1 | Потребность комнатных растений в воде, свете, тепле (кактус, бегония, папоротник). | 2 | 6 | 8 |
6. | Растения. | |||
6.1 | Этажи дерева. | 6 | 6 | |
6.2 | Беседа о лесе. | 2 | 2 | |
6.3 | Экскурсия в лес. | 2 | 1 | 3 |
6.4 | Важность растений ни с чем не сравнима. | 1 | 1 | |
6.5 | Что растет в родном краю. | 1 | 1 | |
6.6 | Целебные свойства лекарственных растений. | 2 | 2 | |
6.7 | Способы ухода за растениями. | 1 | 1 | 2 |
6.8 | Сбор семян. | 1 | 2 | 3 |
7. | Лес – многоэтажный дом. | |||
7.1 | Однолетние и многолетние растения. | 2 | 2 | |
7.2 | Ядовитые и съедобные грибы. | 4 | 4 | |
7.3 | Конкурс «Фантастический гриб». | 1 | 1 | 2 |
7.4 | Составление загадок о деревьях, кустарниках, травянистых растениях. | 2 | 2 | 4 |
8. | Любите землю-матушку. | |||
8.1 | Разнообразие овощей и фруктов. | 1 | 1 | 2 |
8.2 | Приемы земледелия. | 2 | 2 | 4 |
9. | «Солнышко, солнышко выгляни в окошко». | |||
9.1 | Солнце – источник света и тепла. | 1 | 1 | 2 |
9.2 | Роль Солнца в жизни человека. | 2 | 2 | |
9.3 | Солнце и наше здоровье. | 2 | 2 | |
9.4 | Легенды и сказки о Солнце. | 2 | 2 | |
10. | «В гостях у хозяйки медной горы». | |||
10.1 | Разнообразие камней в природе. | 1 | 3 | 4 |
10.2 | Драгоценные камни и украшения. | 4 | 4 | |
11. | «В речном царстве». | |||
11.1 | Река Осетр – сообщество водных и наземных растений и животных. | 4 | 4 | |
11.2 | Рыбы. Строение, различия и сходства. | 2 | 2 | |
12. | Многообразие насекомых. | |||
12.1 | Жизнь насекомых (осы, пчелы, шмели). | 6 | 6 | |
12.2 | Охрана насекомых. | 1 | 1 | |
12.3 | Жизненный цикл бабочки. | 2 | 2 | |
12.4 | Конкурс рисунков «Невероятный жук». | 1 | 1 | |
13. | Птицы. | |||
13.1 | Птичья столовая. | 2 | 2 | |
13.2 | Жизнь птиц в разные сезоны. | 1 | 1 | 2 |
13.3 | Составление рассказов о птиц. | 1 | 1 | 2 |
13.4 | Изготовление кормушек. | 2 | 2 | 4 |
14. | Животные. | |||
14.1 | Красная книга животных. | 2 | 2 | |
14.2 | Охрана животных. | 2 | 2 | |
14.3 | Животные родного края. | 2 | 2 | |
14.4 | Домашние животные. | 4 | 4 | |
14.5 | Игра «Составь загадку о животном». | 2 | 2 | |
14.6 | Моё любимое животное. | 2 | 2 | |
15. | Природа и человек. | |||
15.1 | Природоохранные и запрещающие знаки. | 2 | 2 | 4 |
15.2 | Как вести себя в природе. | 2 | 2 | 4 |
15.3 | Мы – друзья природы. | 4 | 4 | |
15.4 | Викторина «Охрана природы». | 2 | 2 | |
16. | Диагностирование. | 2 | 2 | |
Всего: | 29 | 115 | 144 |
Содержание программы.
3 год обучения (144 часа)
1. Вводное занятие.(4 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
Планета земля в опасности.
Планета Земля- это огромный шар (большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями, кроме воды есть материки- твердая земля, суша, где живут люди); на планете Земля обитает много живых существ, всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Планета земля сейчас в опасности. Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».
2. Блок занятий «Воздух».(8 часов)
Воздух- необходимое условие жизни. Свойства воздуха и использование их человеком. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения: автомобили, фабрики, заводы. Охрана воздуха.
3. Блок занятий « Вода».(10 часов)
Вода на земле: родники, реки, озера, моря и океаны. Путешествие капельки (знакомство с круговоротом воды в природе). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, растворяет некоторые вещества. Различные состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Использование воды человеком. Запасы пресной воды человеком. Вода в нашем доме.
Опытно-исследовательская деятельность: таяние и замерзание воды; Свойства воды, свойства снега.
Игра «Полей огород», «Ходит капелька по кругу».
Краеведческие объекты: река Осётр.
Берегите воду
Охрана воды. Почему воду надо беречь.
Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды.
Игра: конкурс рисунков «Бережливым будь с водой и как только воду взял, хорошенько кран закрой».
4. Блок занятий «Не топчи травку».(4 часа)
Бережное отношение к растительному покрову земли, к красоте, которую создают зеленые газоны.
Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».
Краеведческие объекты: школьный парк, Беспятовская роща.
5. Блок занятий « Комнатные растения».(8 часов)
Кактус, бегония, папоротник. Их потребность во влаге: одним растениям- с мягкими, тонкими листьями- требуется много влаги- они родом из влажных мест, их надо часто поливать, другие- с плотными, толстыми листьями, стеблями- засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения (толстые стебли, листья, иногда колючки вместо листьев- это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию).
Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.
6. Блок занятий « Растения».(20 часа)
Растения – это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы. Состояние растений при недостатке влаги, уметь помогать им. Выполнять трудовые действия: полив, рыхление, посадка. Отгадывание и придумывание загадок о своем любимом растении.
Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой, определение высоты и толщины деревьев.
Бережное отношение к растительному покрову земли, к красоте, которую создают зеленые газоны.
Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».
Краеведческие объекты: школьный парк, Беспятовская роща.
Важность растений ни с чем не сравнима.Значение растений. Зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Экономное отношение к продуктам питания, которые человек получает из растений. Необходимые продукты для нормального развития человека, получаемые из растений.
Игра: «Что растет в родном краю».
Лекарственные растения.
Лекарственные растения их целебные свойства. Уход за растениями, способы ухода за ними. Сбор семян. Мать-и-мачеха, кипрей, ландыш, крапива, перечная мята, одуванчик, чабрец, календула, подорожник, валериана лекарственная.
Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу.
7. Блок занятий «Лес - многоэтажный дом».(12 часов)
Деревья, кустарники, травянистые растения. Различие растений по стволам, веткам, плодам, листьям. Однолетние и многолетние растения.
Опытно-исследовательская работа: Сбор семян, листьев. Наблюдение за растениями на пришкольном участке.
Разнообразное значение в жизни человека: оздоровительное, эстетическое, хозяйственное. Дары леса, их многообразие. Правила сбора грибов. Ядовитые и съедобные грибы.
Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб».
Творческая работа «Придумай загадку».
Характерные признаки растений. Составление загадок.
Игра: «Придумай загадку».
8. Блок занятий «Любите землю- матушку».(6 часов)
Земля – источник плодородия. Разнообразие овощей, выращиваемых на огородах. Экскурсия на пришкольный участок. Приемы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами. Необходимость охраны почв.
Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве.
Игра: Отгадывание загадок.
Краеведческие объекты: пришкольный участок.
9. Блок занятий «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко».(8 часов)
Солнце - большая звезда. Солнце- источник света. Радуга. Свет и тень. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных. Солнце- источник тепла. Роль в жизни человека. Солнце и наше здоровье.
Легенды и сказки о Солнце, их инсценировка.
10. Блок занятий « В гостях у хозяйки Медной горы».(8 часов)
Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни – орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепление и др.). Драгоценные камни и украшения. Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и др.). Чтение рассказов Бажова П.П.
Придумай загадку.
Характерные признаки неживой природы. Отгадывание загадок.
Игра: «Составь загадку»
11. Блок занятий «В речном царстве».(6 часов)
Река- сообщество водных и наземных растений и животных. Изменения на реке осенью. Чтение познавательной литературы о жизни рек.
Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?»
Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее.
Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы».
Краеведческие объекты: река Осётр.
12. Блок занятий «Многообразие насекомых».(10 часов)
Насекомые - это животные, у которых 6 ног, 3 части тела (голова, брюшко, грудь), ноги и крылья (если есть) прикреплены к груди. Многообразие насекомых. Значение насекомых. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Охрана насекомых.
Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, жизненный цикл бабочки, маскировка насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук».
Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки»
13. Блок занятий « Птицы» (10 часов)
Птицы осенью. Общие отличительные особенности, поведение. Перелетные и зимующие птицы. Рассматривание энциклопедии «Птицы». Отгадывание загадок.
Птичья столовая.
Условия жизни птиц: свет, питание, воздух, тепло, вода. Значение птиц в жизни человека. Жизнь птиц в разные сезоны. Охрана птиц.
Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек.
Как узнать птиц.
Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц».
14. Блок занятий « Животные»(14 часов)
Обитатели леса.
Какие бывают животные. Звери- животные, тело которых покрыто шерстью, у них 4 ноги, туловище, голова. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, тепло. Жизнь животных в разные сезоны. Хищные животные. Травоядные животные. Значение животных в жизни человека. Красная книга животных. Охрана животных.
Опытно-исследовательская работа: маскировка животных.
Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота».
Красная книга- сигнал опасности.
Растения и животные области, занесенные в Красную книгу.
Операция «Красная тетрадка»: изучить растения и животных родного края; не рвать редкие исчезающие растения; охранять все живое в родном крае.
«Домашние животные»
Беседа «О Жучках и Мурках».
Домашние животные, их многообразие. Значение животных в жизни человека. Жизнь домашних животных в разные сезоны. Условия жизни животных: свет, питание, воздух, вода, тепло. Забота людей о домашних животных: заготовка корма, устройство жилище.
Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и тд.)
Игра: «Перевоплощение в любимое животное».
Придумай загадку.
Характерные признаки животных. Составление загадок о животных
15. Блок занятий « Природа и человек».(14 часов)
Как человек использует факторы природной среды (землю, воду, воздух, растения, животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепление и охраны здоровья. Человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания.
Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.
Игра: «Что получим из...»
Как себя вести в природе.
Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе»
Мы - друзья природы.
Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».
Как люди помогают лесным обитателям.
Лесник, его природоохранная деятельность.
Придумай загадку.
Составление загадок о правилах поведения в природе.
Конкурс знатоков природы.
Растения, животные, грибы, рыбы, здоровье человека, охрана природы.
16.Диагностирование (2 часа)
Методическое обеспечение и условия реализации программы.
В основе образовательной программы лежат принципы воспитывающего и развивающего обучения, научности и доступности. Применяются частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный методы получения знаний.
Используются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения (игра-путешествие, экскурсия, КВН, конкурс, праздник, занятие-викторина и др.)
Педагог применяет словесные методы работы: рассказ, беседа, чтение художественного произведения; наглядные — наблюдение, экскурсия; практические — творческая и практическая работа, записи, опыты.
На занятиях широко используется занимательный материал: загадки, стихи, ребусы, кроссворды, викторины, пословицы, поговорки и др.
Воплощая в образы темы занятий, в программе следую общему принципу - для детей 1 –го обучения даю всё более целостно, обобщённо, не делая акцента на деталях, причинно - следственных связях и т.п., а больше внимания уделяю красоте предмета или явления в целом, общего впечатления, сущности этого, а затем по мере, взросления ребёнка, уделяю внимание деталям, признакам, новым граням и оттенкам того же явления или предмета, находить причинно-следственные связи, рассуждать.
При этом очень важно дать каждому обучающемуся возможность высказаться, проявить себя, помочь ему в этом.
Таким образом, от более обобщённой, символической и образной формы подачи материала перехожу к более детальному постижению, усложнению задач. Необходимо учитывать, что дети развиваются не одинаково, обладают различным природным потенциалом, индивидуальными особенностями и возможностями.
Диагностика экологических знаний
1.Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки птиц и животных.
Вопросы:
1. Как называется животное (птица, насекомое)?
2. Что ты можешь рассказать о нем?
3. Твое отношение к ним?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (5 баллов). Ребенок без особого по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (4 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего (3 балла). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.
2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: карточки с картинками: деревьев, кустарников, трав, цветов, ягод, грибов
Вопросы:
1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
2.Назови части растений (их роль в жизни растений)?
3.Назови части дерева (их роль)?
4. Для чего нужны растения?
Затем педагог предлагает из представленных выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (5 баллов). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Средний уровень (4 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Уровень ниже среднего (3 балла). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
3.Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой)
Вопросы:
1. Какие свойства песка ты знаешь?
2. Где и для чего человек использует песок?
3. Какие свойства камней ты знаешь?
4. Где и для чего человек использует камни?
5. Какие свойства воды ты знаешь?
6. Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (5 баллов). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (4 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.
Уровень ниже среднего (3 балла). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
4. Определение уровня знаний времен года.
Проводится индивидуально или маленькими подгруппами.
Цель: Определить уровень знаний времен года.
Оборудование: альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Вопросы:
1. Какое время года тебе больше нравится?
2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года?
3. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года?
4. Когда это бывает?
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья, покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (5 баллов). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравиться больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (4 балла). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего (3 балла). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
5. Определение уровня отношений к миру природы.
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень отношений к миру природы.
Вопросы:
1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными?
2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы ?
3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
4. Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень(5 баллов). Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень(4 балла). Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего(3 балла). Ребенок затрудняется ответить на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Список дидактических и методических материалов
к изучаемому курсу
1. Птицы в картинках. М.: «Гном и Д», 2003 г.
2. Перелётные птицы. М.: «Прометей», 1997 г.
3. Развивающая игротека «Осень, зима, весна, лето» М.: «Книголюб», 2000 г.
4. Насекомые в картинках. М.: «Гном и Д», 2003 г.
5. Рабочая тетрадь «Времена года». М.: «ВЕРБО», 1999 г.
6. Рабочая тетрадь «Живая планета» М.: «ВЕРБО», 1999 г.
7. Рабочая тетрадь «Природа вокруг нас». М.: «ВЕРБО», 1999 г.
8. Пособие для детей по разделу: «Погода».
9. Пособие для детей по разделу: «Живая и неживая природа».
10. Демонстрационный материал «Цветы луговые, лесные, полевые». М.: «Книголюб», 2000 г.
11. Дикорастущие травянистые растения. М.: «Изобразительное искусство», 1997 г.
12. Познавательная и обучающая книжка – раскраска (съедобные грибы, ядовитые грибы, дикие животные, животные Севера, деревья и листья, насекомые, овощи). Екатеринбург: «Страна фантазий», 2001 г.
13. Деревья в картинках. М.: «Гном и Д», 2003 г.
14. Животные на ферме. М.: «Мозаика – Синтез», 2002 г.
15. Н. А. Рыжова «Невидимые ниточки природы». М., «Зелёный рюкзак» 1998 г.
16. Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
17.Карточки задания для усвоения нового материала;
18.Карточки–правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
19. Викторины по каждому изучаемому разделу;
20. Кроссворды по каждому изучаемому разделу;
21. Тексты по каждому изучаемому разделу;
22.Загадки по каждому изучаемому разделу;
Дидактические игры
1.Кто, где живёт.
2. Живая и неживая природа.
3. Зоологическое домино.
4. Что за птица?
5. Птицы, звери, рыбы.
6. Птичья столовая.
7. Природа и человек.
8. Какое время года.
9. Времена года.
10. Необыкновенное путешествие по временам года. Круглый год.
11. Найдите и покормите зимующих птиц.
12. Найдите по описанию.
13. Что растет в саду, огороде.
14. Что где растет.
15. Найдите лишнего.
16. Дикие и домашние животные.
17. Каждый грибок в свой кузовок.
18. Каждую птицу на свое место.
19. Кто живет в воде.
20. Отгадай мой «домик».
Список используемой литературы.
- Алексеев В. А. «Кто и как в мире животных двигается». Ярославль: Академия развития, 2001 г.
- Белавина И. А. «Планета - наш дом». М.: «ACADEMIA», 1995 г.
- Бианки В. «Рассказы о природе». М.: РИО «Самовар 1990», 2003 г.
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж: Издательство «Учитель», 2002 г.
- Вахрушев А. А. «Я и Мир вокруг (часть1)». М.: «Баласс», 2003 г.
- Вахрушев А. А. «Я и Мир вокруг (часть2)». М.: «Баласс», 2003 г.
- Вахрушев А. А. «Я и Мир вокруг (часть3)». М.: «Баласс», 2003 г.
- Вахрушев А. А. «Я и Мир вокруг (часть4)». М.: «Баласс», 2003 г.
- Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2002 г.
- Волчкова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (экология)». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
- Зотов В. В. «Лесная мозаика». М.: Просвещение, 1993 г.
- Зверев А. Т. «Экологические игры». М.: Просвещение, 2001 г.
- Каменева Л. А. «Мир природы и ребёнок». СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998 г.
- Клепинина З. А. «Я и Мир вокруг». М.: Просвещение, 2001 г.
- Коломина Н. В. « Воспитание основ экологической культуры в детском саду (сценарии занятий)». М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.
- Левитман М. Х. «Экология предмет: интересно или нет?». СПб.: «Союз» 2001 г.
- Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». М.: ЦГЛ, 2003 г.
- Молодова Л. П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию». Мн.: ООО «Асар», 2004 г.
- Николаева С. Н. «Эколог в детском саду». М.: Мозаика – Синтез,
2004 г.
- Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. Мир животных и растений». Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Онегов А. С. «Занимательная ботаническая энциклопедия (цветущие травы)». М.: Педагогика – Пресс, 2000 г.
- Панасийчук В. «Удивительная прогулка. Экология в играх». Ярославль: Академия развития, 2000 г.
- Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет». Ярославль: Академия развития, 2000 г.
- Плешаков А. А. «Зелёные страницы». М.: Просвещение, 1994 г.
- Плешаков А. А. «От земли до неба». М.: Просвещение, 1998 г.
- Плешаков А. А. «Зелёный дом». М.: Просвещение, 1998 г.
- Плешаков А. А. «Тематическое планирование по программе «Зелёный дом»». М.: Просвещение, 2001 г.
- Плешаков А. А «Мир вокруг нас». М.: Просвещение, 2002 г.
- Плешаков А. А. «Поурочные планы по учебнику «Мир вокруг нас»». Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002 г.
- Рыжова Н. А. «Воздух – невидимка». М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 г.
- Рыжова Н. А. «Волшебница вода». М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997 г.
- Сербина Е. «Энциклопедия детских игр». М.: Просвещение, 2002 г.
- Соколова Е. И. «Загадки мудрой совы». Ярославль: Академия развития, 2000 г.
- Соколова Е. И. «Загадки лесной опушки». Ярославль: Академия развития, 2000 г.
- Шиков Е. В. «Экологические сказки». Дубна, 1997 г.
- Уотон Э. «Живая природа». М.: «Мир», 1997 г.
Список рекомендуемой литературы для родителей
1.Времена года. Энциклопедия для детей младшего школьного возраста, М.: Махаон, 2006.
2.Животные планеты. Энциклопедия для детей среднего школьного возраста, М.: Махаон, 2006.
3.Мясникова С.Л. Экология для больших и маленьких, Чебоксары: КЛИО, 1997.
4.Полянчев В.И. Зарайская Русь. Учебное пособие по краеведению для преподавателей и учащихся средних общеобразовательных и воскресных школ Зарайского района Московской области, М.:Академия, 2004.
6.Полянчев В.И. Зарайская энциклопедия, М.:Академия, 1995.
7.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле, Ростов/нД: Учитель,2003.
Список рекомендуемой литературы для детей.
Русские народные сказки.
«Петушок и бобовое зернышко», «Иван-царевич и серый волк», «Два мороза», «Лиса и заячья избушка», «Морозко», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Хрустальная гора» и др.
Сказки и легенды народов мира.
«Смелый муравей», «Живая вода», «Чудо-соловей», «Солнечная девочка», «Обезьяны и бабочки», «О мышке и трех серебряных листочках», «Украденная песенка», «Как воробей Чирик был принцем», «Как утка землю добывала» и др. Произведения русских и зарубежных писателей.
Андерсен Г. Гадкий утёнок.
Бианки В. Приключения муравьишки.
Гаршин В. Лягушка-путешественница.
Маршак С. Двенадцать месяцев.
Ушинский К. Четыре желания.
Ушинский К. Ветер и солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»
Пояснительная запискаМетодическое объединение В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....
КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном методическом объединении воспитателей
Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном мет...
Материалы Экологического объединения "Родничок"
Материалы Экологического объединения...
Отчёт о выполнении плана работы экологического объединения «Родничок» за 2016 учебный год
Работа по экологическому воспитанию...
Выступление на городском методическом объединении Тема: «Формирование представлений о природе, истории, этнографии родного края через организацию мини – музеев в ДОУ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:«Творческий проект для детей и родителей старшей группы.Мини-музей: «Народные промыслы»(из опыта работы)...
Информационно-исследовательский проект «Господин Лук» по окружающему миру в объединении ШКР «Родничок»
Цель: Формирование у детей основ исследовательской деятельности, экологического самосознания. Ссылка на презентацию https://youtu.be/yEPoMcH1gmw...
Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки «Репка» в объединении ШКР «Родничок»
Цель: приобщение детей к театральной культуре, развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности, интереса к театрализованной игре, творческих ...