Грибы наших лесов
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кривошеева  Яна Юрьевна

- познакомить детей с грибами; - закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу; - учить детей различать съедобные и ядовитые грибы; - воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе; - познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

"Грибы"

Цель:

- познакомить детей с грибами;

- закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;

- учить детей различать съедобные и ядовитые грибы;

- воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;

- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Задачи:

- закрепить знания о ядовитых грибах.

- развивать внимание память, познавательные интересы.

- закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

Оборудование:

- картинки и фотографии грибов, силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

Ход:

1. Загадка:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы –

Нет под шляпкой головы? (гриб)

Д.: Это - гриб.

В.: Правильно, молодцы!

В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов(Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибницаГрибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочкиГриб нужно аккуратно срезать ножом.

2. Беседа«Гриб и его дом».

(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)

В.: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются(Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?

Д.: Под осиной нашли подосиновик.

В.: Правильно, а под берёзой?

Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.

В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?

Д.: Это мухомор!

В.: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые.

3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».

В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.

Напомните, как нужно вести себя в лесу?

Д.: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)

(Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.

Гимнастика «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала!

(Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли и прослеживают взгляд)

Мы на небо посмотрели:

(Смотрят вверх)

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

(Вытирают лицо руками)

Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

(Показывают руками вниз и смотрят на ноги)

Мы плечами дружно поведём,

Капельки с себя стряхнём.

(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)

От дождя мы убежим,

(Бегают друг за другом по кругу)

Под кусточком посидим.

(Приседают)

4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»

Воспитатель называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.

5. Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей)Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

6. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

7. Правила сбора грибов:

1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

4. Не собирать грибы у проезжей части;

5. Собирать только известные грибы;

6. Не срывать старые и очень маленькие грибы.

7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.

8. Игра «Чего не стало?»

В.: – Я положила на стол 4 гриба. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

9. Загадки о грибах:

- Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)

- Стоит лепешка

На одной ножке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Гриб)

- Весь Антошка –

Шляпка да ножка.

Дождь пойдет –

Он подрастет. (Гриб)

- Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

- Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

- У кого одна нога,

Да и та без башмака? (У гриба)

- Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я? (Подосиновик)

- Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

- Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

- Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

9. Игра Какие грибы"

Цель: учить образовывать отглагольные прилагательные.

-Если грибы сварить, то они будут. вареные;

-а если грибы пожарить, тогда они будут. жареные;

-если засолить, они будут. соленые;

- если замариновать, они будут. маринованные;

- если засушить- сушенные.

10. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. Топают правой ногой.

11. Игра "Посчитай"

Цель: согласование числительных с существительными

гриб,. 3. , 5.

1 лисичка, 3. , 5.

1 опенок, 3. , 5.

Итог:

В: Ребята, а давайте с помощью «Лого формочек» и «Чудо соты 1» нарисуем грибы, которые мы сегодня узнали.

           В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!

- Понравилось вам путешествие?

- Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Статья на тему .Грибы наших лесов.Знакомство детей с грибами.

Статья о грибах наших лесов.Как знакомить детей с грибами используемые методы, приёмы....

Конспект занятия по лепке для детей второй младшей группы «Грибы нашего леса»

Задачи занятия по лепке: формировать представления о последовательности лепки предметов из нескольких частей и способах их соединения; способствовать систематизации знаний детей о грибах, внешнем виде...

Конспект НОД. «Грибы нашего леса» область «Художественно-эстетическое развитие. Лепка.» в младшей группе (3-4 года)

Конспект НОД область Художественно-эстетическе развитие.Лепка. "Грибы нашего леса"...

Познавательно-исследовательский проект "Грибы нашего леса"

Цель: Обогащать знания детей о грибах и их значимости для природы и человека.Задачи: Расширить представления детей о строении грибов (гифы - нити).Познакомить детей  с полезными грибами и хи...