Занятие по теме « Московский Кремль» в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий для получения и развития знаний воспитанников об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy_.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей № 22 «Веселые нотки»
Занятие по теме « Московский Кремль» в старшей группе.
Подготовила и провела:
Гришан Л.Н
г. Канск 2018 г.
Цель: Создание условий для получения и развития знаний воспитанников об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля.
- научить детей восхищаться красотой Московского Кремля.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства.
- развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактических игр.
- закрепить знание цифр.
- продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу).
Развивающая среда:
- презентация;
- мультимедийный проектор;
- магнитофон;
- карта на бумаге А3, нарисованная карандашом;
- фломастеры,
- шарики с цифрами в туеске.
Методы и приёмы:
- игровой (викторина, игровая ситуация – путешествие, игра в презентации «Таинственные башни»);
- словесный (беседа, рассказ, художественное слово);
- наглядный (показ слайдов).
Образовательные области:
1.социально-коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно-эстетическое развитие;
5.физическое развитие.
Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», подготовка костюмов: для девочек сарафаны и кокошники, для мальчиков - костюмы богатырей, заучивание стихотворения и подготовка информации по теме.
Ход занятия
Девочки в народных костюмах под звуки славянской музыки заходят в музыкальный зал.
Слайд 1. Карта России.
Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. И у всех людей есть еще самое дорогое – это Родина. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрите на карту, наша Родина – очень большая страна. На поезде нужно ехать 7 дней, чтобы пересечь всю страну. Нет земли краше, чем родина наша!
Слайд 2 Викторина.
Воспитатель. Давайте поиграем. Игра – викторина «Моя Родина». Предлагаю вам стать «знатоками» и «эрудитами». Внимание на экран.
Викторина.
- Как называется наша страна?
- Какие цвета присутствую на флаге России?
- Назовите столицу?
- На берегу, какой реки стоит Москва?
Воспитатель. Молодцы, я вижу в нашей группе много знатоков и эрудитов. Давайте полюбуемся на нашу Москву.
Слайд 3. Виды Москвы.
Воспитатель: О Москве сложено много песен, стихотворений. Мы послушаем Настю – она расскажет одно из них.
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва! Марк Лисянский 1941
Воспитатель. Здесь много достопримечательностей, это музеи, театры, зоопарк, церкви и соборы. Скажите, какая главная достопримечательность находится в Москве? На что приезжают посмотреть люди со всего мира?
Дети. Это Московский Кремль.
Воспитатель. Московский Кремль, это сердце нашего государства, здесь работает президент и правительство нашей страны, здесь создаются указы и законы, по которым мы с вами живем.
Москва – древний город, ее возраст – около 1000 лет. Скажите, вы знаете, когда и кто основал Москву, как возник среди дремучих лесов и топких болот?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вы хотите узнать? Тогда приготовьтесь - мы отправляемся с вами в прошлое и все разузнаем. Встаньте на середину комнаты, приготовьтесь к перемещению в пространстве и времени.
Три раза вокруг себя повернись! Раз, два, три! В древней Москве очутись!
(Звучит славянская музыка)
Воспитатель: Мы с вами перенеслись во времени примерно на тысячу лет и попали на место древней Москвы. Расскажите, что вы видите.
Слайд 4. Реконструкция места основания Москвы.
Дети: Берег реки, домики.
Воспитатель: Это небольшое поселение на берегу реки Москва, здесь живут славяне, наши далекие предки. А возникло поселение именно на этом месте, потому что это богатый край: в лесах много зверей и птиц, ягод и грибов, а по реке идут корабли из дальних стран, и можно торговать и обмениваться товарами.
(Песня «Богатырская наша сила». Входят мальчики в костюмах богатырей. Обходят один раз по залу, встают напротив девочек. Девочки встают.)
Князь Юрий: Я – князь Юрий Долгорукий, это моя дружина! Мы возвращаемся от князя киевского. А вы кто такие? Что делаете здесь, в диких краях, болотах?
Воспитатель: Не гневайся на нас князь Юрий Долгорукий (все кланяются), а вели слово молвить. Мы – ваши далекие потомки. Прибыли мы из-за высоких гор, из-за дальних рек, из-за дальнего - далека. Прибыли мы полюбоваться на старинную реку Москву да на холм Боровицкий.
Князь Юрий: Да на что здесь любоваться? Здесь почти и нет ничего.
Воспитатель: Присаживайся, князь. (Дети садятся на стульчики).
Мы поведуем тебе о месте этом удивительном: встанет здесь великий город – крепость - Москва. И станет столицей государства великого. А начнется все с указа твоего, князь, о строительстве городища на холме Боровицком: «соделати мал древян град. И прозва (его) званием Москва-град по имени реки текущия под ним».
Слайд 5.1. Частокол
Воспитатель: Дадим слово Полине.
Ребенок. Посмотри, князь, после указа твоего поставят вокруг поселения частокол из сосновых бревен.
Слайд 5.2.. Городище
Воспитатель: А что произойдет еще через сто лет, нам расскажет Соня.
Ребенок. Пройдут года, и заменят эту стену на бревна дубовые.
Слайд 5.3. Белокаменный кремль.
Воспитатель: Но вспыхнет пожар, сгорят стены дубовые. Построят кремль из белого камня. Станет Москва Белокаменной.
Слайд 5.4. Рисунок кремля из красного кирпича.
Воспитатель. Светлана нам расскажет, что произойдет дальше.
Ребенок. А еще через три столетия, царь Иван III пригласит итальянских зодчих, да соберет самых лучших мастеров со всей Московии, и воздвигнут мастера стены широкие да высокие.
Слайд 6. Фото набережная Москвы.
Воспитатель. Вот такой красивый, нарядный и посей день стоит Кремль.
Слайд 7. Схема кремля.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам познакомиться с картой Московского кремля. Что вы на ней видите?
Дети. Стены, башни.
Воспитатель. Правильно. На карте нарисованы стены, башни, все постройки и объекты Кремля. Ребята, у меня есть идея: давайте нарисуем князю карту в подарок от нас! Приступаем к работе.
(Дети по заранее приготовленному эскизу по пунктирным линиям обводят план Кремля.)
Воспитатель. Молодцы! Мы справились. Прими князь в дар от нас карту Кремля.
Воспитатель. Ребята давайте узнаем, сколько всего башен в Московском Кремле. (Дети считают башни, воспитатель помогает). Башен двадцать и все башни кремля разные, и у каждой башни есть свое имя, каждая из них красива по-своему. А еще каждая башня хранит свою древнюю тайну. Вы хотите узнать некоторые из этих тайн?
Слайд 8. Интерактивная игра «Таинственные башни».
Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру «Таинственные башни».
Обратите внимание на карту – около башен спрятались цифры, нам надо найти их и мы узнаем тайну башни.
Правила игры:
- Выбираем с помощью считалки игрока (из тех, кто не принимал участие в рисовании карты).
- Игрок вытаскивает из туеска шарик с цифрой (от 1 до 5), показывает всем, называет ее.
- На карте игрок находит цифру и объясняет, ее местонахождение (в центре, слева, справа, внизу и т.д.).
Итак, игра началась.
(Ребенок вытаскивает цифру и объясняет ее положение; а затем указкой показывает на карте. Воспитатель в презентации нажимает соответствующее число).
Воспитатель. Под цифрой 1 на нашей карте находится Кутафья башня. Какое таинственное слово. А что оно обозначает? Расскажет нам тайну Кутафьей башни Вика.
Ребенок. Это слово забылось, но совершенно недавно ученые узнали, что «кутафья» - это толстая, неповоротливая женщина. Посмотрите на башню – она низенькая и толстенькая, по сравнению с другими башнями. Построили ее для защиты ворот.
Воспитатель. Под цифрой 2 скрывается Троицкая башня. О ней нам расскажет Кирилл.
Ребенок. Троицкая башня – самая высокая башня, свое имя получила не сразу, а только в 17 веке, рядом с башней находился Троицкий монастырь. В это время в башне размещалась тюрьма, а сейчас здесь проходят репетиции президентского оркестра.
Воспитатель. Цифра 3 - Наба́тная башня. Тайну этой башни знает Матвей.
Ребенок. Название Набатная происходит от висевшего на ней набатного колокола, во время пожара в него звонили, били в набат и все жители Москвы спешили тушить пожар.
Воспитатель. Под цифрой 4 притаилась Тайницкая башня. О ее тайне нам расскажет Маша.
Ребенок. Тайницкая башня – это первая башня из красного кирпича. Мастера построили внутри башни тайный колодец и скрытый выход к Москва-реке, поэтому башню прозвали Тайницкой.
Воспитатель. Цифра 5 - Спасская башня. Тайну раскроет нам Владислав. Ребенок. На Спасской башне установлены знаменитые на весь мир часы-куранты. Первоначально часы заводились вручную, а сейчас их заводят с помощью электрических моторов.
Воспитатель. Мы с вами познакомились с башнями Московского Кремля. А теперь мы через Кутафью башню поднимемся по мосту в Троицкую башню и попадем в Московский кремль. На Соборной площади мы увидим с вами церкви и соборы, а рядом находятся удивительные памятники: Царь – пушка и Царь – колокол. Ни разу из этой пушки никто не выстрелил. И никто никогда не слышал звона Царь колокола.
Слайд 13. Фото достопримечательностей.
Воспитатель. Москва - один из самых удивительных городов мира. Особенности русской души отразились на облике Москвы, ее архитектуре и убранстве. Ребята, давайте попрощаемся с князем и его славной дружиной. Скатертью дорожка!
(Дети встают, мальчики под музыку выходят из зала, а девочки кланяются.)
Воспитатель. Ребята, какое путешествие мы сегодня с вами совершили? Что вам особенно понравилось? Скажите, кто захотел поехать в Москву и увидеть самим Московский Кремль?
Дорогие друзья! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
презентация по теме:"Московский Кремль"
презентация содержит материал по истории возникновения Московского Кремля...
Конспект НОД "Башни Московского Кремля" в старшей группе
Конспект НОД предполагает повторение истории создания Московского Кремля и ознакомление с некоторыми башнями Кремля. В завершении образовательной деятельности воспитанники, работая реставр...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме "Московский Кремль"
Расширять представления детей о московском Кремле, учить рисовать башни Кремля....
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Спасская башня Кремля» в старшей группе
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Спасская башня Кремля» в старшей группеЦель: учить передать конструкцию башни, форму и пропорции частей.Задачи:Образовательные:1.Дать неко...
НОД в подготовительной группе по теме «Московский Кремль – сердце России»
Цель: создание условий для формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста.Задачи: Образовательные:...