Занятие по теме « Московский Кремль» в старшей группе.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гришан Лариса Николаевна

Создание условий для получения и развития знаний воспитанников   об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей № 22 «Веселые нотки»

Занятие  по теме  « Московский Кремль» в старшей группе.

Подготовила и провела:

Гришан Л.Н

г. Канск  2018 г.

Цель: Создание условий для получения и развития знаний воспитанников   об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности.

 Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля.
  • научить детей восхищаться красотой Московского Кремля.
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства.
  • развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактических игр.
  • закрепить знание цифр.
  • продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу).

Развивающая среда:

  • презентация;
  • мультимедийный проектор;
  • магнитофон;
  • карта на бумаге А3,  нарисованная карандашом;
  • фломастеры,
  • шарики с цифрами в туеске.

Методы и приёмы:

  • игровой (викторина, игровая ситуация – путешествие, игра в презентации «Таинственные башни»);
  • словесный (беседа, рассказ, художественное слово);
  • наглядный (показ слайдов).

Образовательные области:


1.социально-коммуникативное развитие;

2.познавательное развитие;

3.речевое развитие;

4.художественно-эстетическое развитие;

5.физическое развитие.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», подготовка костюмов: для девочек сарафаны и кокошники, для мальчиков  -  костюмы богатырей,  заучивание стихотворения и подготовка информации по теме.

Ход занятия

Девочки в народных костюмах под звуки славянской музыки заходят в музыкальный зал.

Слайд 1. Карта России.

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место,  где он живет. Есть мама, которая дала  ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. И у  всех людей есть еще самое дорогое – это Родина. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрите на карту, наша Родина – очень  большая страна. На поезде нужно ехать 7 дней, чтобы пересечь всю страну. Нет земли краше, чем родина наша!

Слайд 2 Викторина.

Воспитатель.  Давайте поиграем. Игра – викторина «Моя Родина». Предлагаю вам стать «знатоками» и «эрудитами». Внимание на экран.

Викторина.

  1. Как называется наша страна?
  2. Какие цвета присутствую на флаге России?
  3. Назовите столицу?
  4. На берегу,  какой реки стоит Москва?

Воспитатель. Молодцы, я вижу в нашей группе много знатоков и эрудитов. Давайте полюбуемся на нашу Москву.

Слайд 3. Виды Москвы.

Воспитатель: О Москве сложено много песен, стихотворений.  Мы послушаем Настю  – она расскажет одно из них.

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой.

Я люблю твою Красную площадь

И кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!           Марк Лисянский 1941

Воспитатель. Здесь много достопримечательностей, это музеи, театры, зоопарк, церкви и соборы. Скажите, какая главная достопримечательность находится в Москве? На что  приезжают посмотреть люди  со всего мира?

Дети. Это Московский Кремль.

Воспитатель. Московский Кремль, это сердце нашего государства, здесь работает президент и правительство нашей страны, здесь создаются указы и законы, по которым мы с вами живем.

Москва – древний город, ее возраст – около 1000 лет. Скажите,  вы знаете,  когда и кто основал  Москву, как возник  среди дремучих лесов и топких болот?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вы хотите узнать? Тогда приготовьтесь - мы отправляемся с вами в прошлое  и все разузнаем. Встаньте на середину комнаты, приготовьтесь к перемещению в пространстве и времени.

 Три раза вокруг себя повернись!  Раз, два, три! В древней Москве очутись!

(Звучит славянская музыка)

Воспитатель: Мы с вами перенеслись во времени примерно на тысячу лет  и попали на место древней Москвы. Расскажите, что вы видите.

Слайд 4. Реконструкция  места основания Москвы.

Дети: Берег реки, домики.

Воспитатель: Это небольшое поселение на берегу реки Москва, здесь живут славяне, наши далекие предки. А возникло поселение именно на этом месте, потому что это  богатый край: в лесах  много зверей и птиц, ягод и грибов, а по реке идут  корабли  из дальних стран,  и можно  торговать и обмениваться товарами.  

(Песня  «Богатырская наша сила». Входят мальчики в костюмах богатырей. Обходят один раз по залу, встают напротив девочек. Девочки встают.)

Князь Юрий:  Я – князь Юрий Долгорукий, это моя дружина! Мы возвращаемся от князя киевского. А вы кто такие? Что делаете здесь, в  диких краях, болотах?

Воспитатель:  Не гневайся на нас князь Юрий Долгорукий (все кланяются), а вели слово молвить. Мы – ваши далекие потомки. Прибыли мы из-за высоких гор, из-за  дальних рек, из-за дальнего - далека. Прибыли мы полюбоваться на старинную реку Москву да на холм Боровицкий.

Князь Юрий:  Да на что здесь любоваться? Здесь почти и нет ничего.

Воспитатель: Присаживайся, князь. (Дети садятся на стульчики).

 Мы поведуем  тебе о  месте этом удивительном: встанет  здесь великий город – крепость -  Москва. И станет столицей государства великого. А начнется все с  указа твоего, князь,  о строительстве городища на  холме  Боровицком:  «соделати мал древян град. И прозва (его) званием Москва-град по имени реки текущия под ним».

Слайд 5.1.  Частокол

Воспитатель: Дадим слово Полине.

Ребенок. Посмотри, князь, после указа твоего  поставят вокруг  поселения частокол  из сосновых бревен.

 

Слайд 5.2.. Городище

Воспитатель: А что произойдет  еще через  сто лет,  нам расскажет Соня.

Ребенок.  Пройдут года,  и  заменят эту стену на бревна дубовые.

 

Слайд 5.3. Белокаменный кремль.

Воспитатель: Но вспыхнет пожар,  сгорят стены дубовые. Построят кремль из белого камня. Станет Москва Белокаменной.

Слайд 5.4. Рисунок  кремля из красного  кирпича.

Воспитатель.  Светлана нам  расскажет, что произойдет дальше.

Ребенок. А еще через три  столетия,  царь Иван III  пригласит итальянских зодчих, да соберет самых лучших мастеров со всей Московии, и воздвигнут мастера стены широкие да высокие.

Слайд 6. Фото набережная Москвы.

Воспитатель. Вот такой красивый, нарядный и посей день стоит Кремль.

Слайд 7. Схема кремля.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам познакомиться с картой Московского кремля. Что вы на ней видите?

Дети. Стены, башни.

Воспитатель. Правильно. На карте нарисованы  стены, башни, все постройки и объекты Кремля.  Ребята, у меня есть идея: давайте нарисуем князю   карту в подарок от нас! Приступаем к работе.

(Дети по заранее приготовленному эскизу по пунктирным линиям обводят план Кремля.)

Воспитатель. Молодцы! Мы справились. Прими князь в дар от нас карту Кремля.

Воспитатель. Ребята давайте узнаем,  сколько всего башен в Московском Кремле. (Дети считают башни, воспитатель помогает). Башен двадцать и все башни кремля разные, и у каждой башни есть свое имя, каждая из них красива по-своему. А еще  каждая башня хранит свою древнюю тайну. Вы хотите узнать некоторые из этих тайн?

Слайд 8. Интерактивная игра «Таинственные башни».

Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру  «Таинственные башни».

Обратите внимание на карту – около башен  спрятались цифры, нам надо найти их и мы узнаем тайну башни.

Правила игры:

  1. Выбираем с помощью считалки игрока (из тех, кто не принимал участие в рисовании карты).
  2. Игрок вытаскивает из туеска шарик с цифрой (от 1 до 5), показывает всем, называет ее.
  3. На карте игрок находит цифру и объясняет, ее местонахождение (в центре, слева, справа, внизу и т.д.).

 Итак, игра началась.

 

(Ребенок вытаскивает цифру и объясняет ее положение;  а затем указкой показывает на карте. Воспитатель в презентации нажимает соответствующее число).

Воспитатель. Под цифрой 1 на нашей карте находится  Кутафья башня. Какое таинственное слово. А что оно обозначает? Расскажет нам тайну Кутафьей башни Вика.

Ребенок. Это слово забылось, но совершенно недавно ученые узнали, что «кутафья» - это толстая, неповоротливая женщина. Посмотрите на башню – она  низенькая и толстенькая, по сравнению с другими башнями. Построили ее для защиты ворот.

Воспитатель. Под  цифрой 2 скрывается Троицкая башня. О ней нам расскажет Кирилл.

Ребенок. Троицкая башня  – самая высокая башня,  свое имя получила не сразу, а только в 17 веке, рядом с башней находился Троицкий монастырь. В это время в башне размещалась тюрьма, а сейчас здесь проходят репетиции президентского оркестра.

 Воспитатель. Цифра 3 - Наба́тная башня. Тайну этой башни знает Матвей.

Ребенок. Название Набатная  происходит от висевшего на ней  набатного колокола, во время пожара в него звонили, били в набат  и все жители Москвы спешили тушить пожар.

Воспитатель. Под цифрой 4 притаилась  Тайницкая башня. О ее тайне нам расскажет Маша.

Ребенок. Тайницкая башня – это первая башня из красного кирпича. Мастера построили  внутри башни тайный колодец и скрытый выход к Москва-реке, поэтому  башню прозвали Тайницкой.

Воспитатель. Цифра 5 - Спасская башня. Тайну раскроет нам Владислав. Ребенок. На Спасской башне  установлены знаменитые на весь мир часы-куранты. Первоначально часы заводились вручную, а сейчас их заводят  с помощью электрических моторов.

Воспитатель. Мы с вами познакомились с башнями Московского Кремля. А теперь мы  через  Кутафью башню поднимемся по мосту в Троицкую башню и попадем в  Московский кремль.  На Соборной площади мы увидим с вами церкви и соборы, а рядом находятся удивительные памятники: Царь – пушка и Царь – колокол. Ни разу из этой пушки никто не выстрелил. И никто никогда  не слышал звона Царь колокола.

Слайд 13. Фото достопримечательностей.

Воспитатель. Москва - один из самых удивительных городов мира.  Особенности русской души отразились на облике Москвы, ее архитектуре и убранстве. Ребята, давайте попрощаемся с князем и его славной дружиной. Скатертью дорожка!

(Дети встают, мальчики под музыку выходят из зала, а девочки кланяются.)

Воспитатель.  Ребята, какое путешествие мы сегодня с вами совершили? Что вам особенно понравилось? Скажите, кто захотел поехать в Москву и  увидеть самим Московский Кремль?  

Дорогие друзья! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме:"Московский Кремль"

презентация содержит материал по истории возникновения Московского Кремля...

Конспект НОД "Башни Московского Кремля" в старшей группе

Конспект НОД предполагает повторение истории создания  Московского Кремля и ознакомление с некоторыми башнями Кремля. В завершении образовательной деятельности воспитанники,  работая реставр...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме "Московский Кремль"

Расширять представления детей о московском Кремле, учить рисовать башни Кремля....

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Спасская башня Кремля» в старшей группе

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Спасская башня Кремля» в старшей группеЦель: учить передать конструкцию башни, форму и пропорции частей.Задачи:Образовательные:1.Дать неко...

НОД в подготовительной группе по теме «Московский Кремль – сердце России»

Цель: создание условий для  формирования гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста.Задачи:   Образовательные:...