Познавательно – творческий проект «Люблю березку русскую»
проект (младшая, средняя группа) на тему

Мокрецова Алла Николаевна

Проект «Люблю березку русскую» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyublyu_beryozku_russkuyu.docx250.45 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» -

Детский сад №1 «Журавушка»

Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Познавательно – творческий проект

«Люблю березку русскую»

Пояснительная записка.

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

   С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети.  

Береза приносит людям радость и свет! Это настроение воплощается и находит своё выражение в праздниках, прославляющих красоту природы. Экологические праздники оставляют глубокий эмоциональный след в душе каждого ребёнка, насыщают его интеллектуально-духовную сферу незабываемыми впечатлениями красоты, радости, любви к природе. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.

Библиография.

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Рыжова Н. А. Деревья - наши друзья. Книга для педагогов и родителей. – М.: Линка-Пресс, 2009.

Проблема, на решение которой направлен проект: недостаточно знаний у детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её   в жизни человека. Несоблюдение правил поведения в природе.

Гипотеза: если о берёзе написано много стихов, песен, картин, значит, люди очень любят берёзу, и она чем-то полезна им. А свою Родину надо любить и беречь, значит, надо любить и беречь русскую берёзку.

Цель: воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.

Задачи:

- Развивать у детей познавательный интерес к русской березе -  самому почитаемому дереву в России, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

- Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.  

- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.  

 

Актуальность:

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проект «Люблю березку русскую» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный весна 2017 – весна 2018г.г.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Возраст детей: 3-4 года, 4-5 лет.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный - формирование представления о березе, как образе России.

Составление плана работы над проектом, определение темы, цели, задач и сроков реализации.

Разработка бесед, образовательных ситуаций, наблюдений на прогулке, сценария мероприятия «Во поле берёза стояла».

Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.

Основной - проведение исследований по теме проекта.

Тематические беседы.

Наблюдение за березой в разное время года.

Работа с календарем природы.

Организация подвижных, дидактических, речевых игр.

Рассматривание пейзажей известных художников.

Чтение и разучивание стихов, разгадывание загадок.

Слушание музыкальных произведений.

Заключительный этап – подведение итгов.

Организация выставок детских работ на тему «Береза - русская краса».

Итоговое занятие - презентация «Люблю берёзку русскую».

Механизм реализации проекта:

Название мероприятия

Цель

Тематические беседы

«Что я знаю о берёзе»

«История происхождения слова берёза»

«Родное дерево»

«Какую пользу приносят деревья?»

«Может ли береза лечить?»

«Почему берёза – символ России»

«Целительные свойства берёзы»

«О пользе берёзового сока» «Люблю берёзку русскую2

 

Составление рассказов, загадок, сочинение сказок о берёзе

Формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства

Рассматривание альбомов о берёзе, репродукции картин известных художников

Вызвать интерес к рассматриваемому объекту.

Дидактические игры

«Что сначала, что потом»

«Укрась дерево листочками»

«С какого дерева листок»

«Составь картинку».

«Собери дерево»

«Что нужно дереву?»

«Опиши дерево»

«Найди лист березы»

Формировать представление о строение дерева.

Наблюдения на прогулке

«Встреча с русской красавицей»

«Берёза красива во все времена года»

«Растения вокруг берёзы»

«Для чего нужны почки»

«Почему ветки разной длины?»

«Клейкие листочки»

«Этот удивительный запах»

«Почему желтеют листья?» «Почему опадают листья»

«Сбор листьев»

Знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Подвижные игры

«Кто больше соберет берёзовых листочков»

«Кто быстрее добежит до берёзы» «У медведя во бору»

«Поймай листок»

«Раз, два, три – к дереву беги»

«Кто быстрее оббежит вокруг берёзы»

«Листопад»

«Солнечный хоровод у березки»

Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

Художественное творчество

Рассматривание иллюстраций, репродукций о березе.

Рисование, лепка, аппликация березы с использованием различных техник и материалов

Рисование – «Люблю березку русскую»

Аппликация – «Веточка березы»

Ручной труд – «Белая береза»

Прививать любовь и уважение к русской красавице – берёзе через художественное творчество.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение:

В. Бианки «Волшебная берёза»

И. Соколов-Микитов «Берёза»

Л.И. Горошкина «Берёзка»

Н.И. Птухина «Ода берёзе»

Г.Н. Рахимов «Три берёзки под окном»

В. Рождественский «Береза»

Заучивание:

А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»

П. Воронько «Берёза»

С. Есенин «Белая береза»

Г. Демченко «Берёзонька»

Обогащать знания детей посредством художественного слова.

Музыка

Пение песен

«Во поле береза стояла»

«Песня о родине» слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек

Хороводы

«Во поле береза стояла» рус. нар. мелодия

«Ай да березка» муз. Т.Попатенко

«В золоте берёзонька» слова и музыка Г. Вихаревой

Слушание музыки

П. И. Чайковский «Осень»

«Ах ты, берёза» р. н. м. обработкам. Раухвергера, Фонограмма в исполнении группы «ЛЮБЭ» и Сергея Безрукова «Берёзы»

Праздник

«Во поле береза стояла»

Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

Предполагаемый результат:

- повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;

- сформированное представление о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой, о пользе берёзы;

- развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

Рефлексия.

Данный проект способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.   На основании исследований сделают вывод что необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке так как она красива и целебна.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Люблю березку русскую"

СРОКИ   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА: ноябрь 2012Участники проекта: воспитанники детского сада № 8,   их родители  и педагоги.ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА:Создание  условий,  для ...

Цикл бесед к проекту "Люблю березку русскую"

Беседа "В белых платьцах подружки"Цель:Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русско...

Художественное творчество к проекту "Люблю березку русскую" - цикл занятий лепка-аппликация

Аппликация  "Белоствольная красавица"Цель:продолжать формировать интерес детей к родной природе;обобщать знания о берёзке;расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произвед...

Конструирование, труд в природе к проекту "Люблю березку русскую"

Конструирование  "Осенняя березка"Цель:Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней,Уточнить и углубить знания о взаимосвязи человека и природы,Продолжить знаком...

Экологический проект «Люблю березку русскую»

Экологический проект «Люблю березку русскую»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познават...

Познавательно-творческий проект "Люблю березку русскую"

Познавательно-творческий проект в старшей группе...

Познавательно - исследовательский проект "Люблю березку русскую"

Почему был выбран именно этот проект? Возникла проблема:1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России  –  березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом зн...