"На поиски пропавшего клада"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «СШ с. Становое»

ОД по познавательному развитию

 с элементами ТРИЗ

для детей старшей подгруппы  

 

 Воспитатель дошкольной группы: Федорова Е.П.

        Становое 2019г.

Цель: совершенствовать представления детей о различных состояниях воды.

Задачи:

Развивающие:

-Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе  образовательной деятельности.

-Развивать у детей речь, память, творческое и образное мышление

 Обучающие:

-Систематизировать знания детей о трёх состояниях вещества.

-Показать, что любое вещество может перейти из одного состояния в другое, через моделирование маленькими человечками.

-Продолжать формировать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи.

 Воспитательные:

-Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

-Воспитывать в детях в процессе совместной деятельности чувство коллективизма, готовность прийти на помощь.

-Воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  экспериментирование, самообслуживание и действия с предметами, двигательная.

 Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,

подготовленная к занятию, посылка с картой, аудиозапись, сундук с сокровищами, краски, кисточки и баночки с водой, стаканы, термос, стекло, мнемотаблица.

Интеграция образовательных областей:   социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа:  беседа с детьми о воде, просмотр презентации

« Волшебница вода», рассматривание иллюстраций о воде, чтение художественной литературы о путешествиях.

Словарная работа:  фрагмент карты , расшифровать, путешествие, остров, исследователь.

Методы и приёмы:

-наглядный: видео письмо, демонстрация мнемотаблицы, показ способов действий с объектами;

-словесный: беседа, объяснение, указание, вопрос-ответ, напоминание, поощрение;

-практический: погружение в игровую ситуацию, исследовательский, создание проблемной ситуации; практические действия по уточнению  свойств  воды

-игровой: игровая мотивация, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: эмоциональный настрой, дыхательное упражнение «Ветер дует», физкультминутка « Море», п/и игра «Маленькие человечки».

Ход ОД:

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я хочу вас научить здороваться необычно. Подойдите ко мне и повторяйте вместе со мной:

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

 2. Сюрпризный момент

 -Воспитатель: Ребята, к нам  в детский сад принесли посылку. Посмотрите, необычная посылка, какая она красивая! (Ответы детей) Ой,  а в ней что – то есть, давайте, достанем и посмотрим, как вы думаете, что это? Кто же нам ее прислал? 

 3. Основная часть.

 Звуковое письмо

- Пират: Здравствуйте, ребята! Я – Пират. Я узнал, что вы дружные ребята и очень многое умеете. Я хочу знать, правда ли это?   На своём острове я спрятал сокровища. Найти вы их сможете, расшифровав мою карту.

 А чтобы расшифровать мою карту вы должны выполнять непростые и интересные задания. За выполненные задания получаете фрагмент карты.

 Если вы, успешно пройдёте все препятствия, то вы, найдете сокровища. Найти их вам поможет ваше умение думать, запоминать, рассказывать.

-Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое сокровища? Хотите их найти? А хотите отправиться в путешествие? А кто из вас путешествовал? и т. д. (Ответы детей) Ребята, я предлагаю прямо сейчас отправиться на поиски сокровищ.

Воспитатель: - Скажите, как  мы можем добраться до  острова, на котором пират спрятал свои сокровища? (Ответы детей)

Какие вы у меня умнички, сколько интересных вариантов предложили, но пират вам предлагает отправиться, посмотрите на картинку и скажите на чем? (лист белый). Какой он хитрый прислал тайную картинку. Ребята, а я знаю секрет тайной картинки, как сделать ее явной, а вы догадались?(Воспитатель предлагает детям закрасить белый лист бумаги акварельным красками и посмотреть что произошло)

-И что же там нарисовано? На чем нам предлагает отправиться в путешествие пират.

 -Ну что тогда в путь, поплыли. 

- Воспитатель: Что-то наш корабль плохо   набирает ход. Что-то надо предпринять. А что? Ветра – то нет? Надо подуть. ( Дыхательная гимнастика «Ветер дует»). 

Вот мы с вами и добрались до острова. Он называется «Загадочный».  Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Посмотрите, тут на пальмах вместо бананов растут загадки. Попробуем их отгадать? Тогда слушайте внимательно.

Первая загадка.

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

 (дождь)

На небе плывут узоры чудные:

Собачки, лошадки, белые и озорные.

Их весело в небе рассматривать днем.

А ночью почти их не видно потом.

(облака)

Умнички, слушайте последнюю загадку:

Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.

(лед)

-Воспитатель: Что объединяет все эти загадки? Как вы думаете, о чем мы поговорим на нашем занятии? Правильно, о воде.

Вы все загадки отгадали  и получаете фрагмент карты. Поплыли дальше.

Впереди виднеется остров и называется он «Остров Почемучек».  

Как вы думаете, почему он так называется?

На этом острове много вопросов, на которые нам предстоит ответить.

-Воспитатель:

- Где можно увидеть воду? Какой она бывает?

- Кому нужна вода? Зачем она растениям? А животным?

- Как человек использует воду?

 -А знаете ли вы, что, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?

-Воспитатель:

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо». 

Игра «Хорошо – плохо».

Отвечаем на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?»,– «Вода – это плохо. Почему?»

Хорошо:   1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

                   2. Водой можно закаляться, играть с водой.

                   3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

                   4. В воде стирают одежду.

                   5. Нужна для полива цветов, растений  в саду и огороде.

                   6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.

Плохо:       1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

                   2. Горячей водой можно обжечься.

                   3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

                   4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

                   5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

                   6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

Молодцы, справились заданием и получаете второй фрагмент карты.

-Воспитатель: Мы с вами неплохо потрудились, а теперь надо отдохнуть.

Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

-Воспитатель: Поплыли дальше. Впереди остров «Исследовательский».

Как вы думаете, что такое «исследовательский»? А кто такие исследователи? (Ответы детей). Я предлагаю вам сейчас тоже стать исследователями.

-Воспитатель:

Опыт №1 «Вода – жидкость»

Каждому ребенку один пустой стакан, а другой с водой.

-Ребята перелейте воду из одного стакана в другой.

-Что происходит с водой?

-Почему она льется?

-Итак, какая вода?

-Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт №2 «Тает льдинка»

-Возьмем кусочек льда в руку. Во что превратился лед?

-Вывод: лед – это вода в твердом виде.

Опыт №3 «Пар – это тоже вода»

-На занятие я принесла термос с горячей водой.(Открыть крышку термоса)

-Что это поднимается над термосом?

-Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я наливала только горячую воду. А вы знаете?

-Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. А теперь я подержу над паром стекло. Что появилось на стекле?

Вывод: пар – это тоже вода.

Вывод: вода в окружающей среде бывает  разной: жидкой, твёрдой и газообразной.

Приведите примеры воды в разном состоянии.

-Это может быть река, море, пруд, сосулька, снежинка, туман, пар, лед.

-Молодцы!

- Ребята, а из чего состоит лед, а вода, пар? (затрудняются с ответом)

-Все вещества, предметы, тела состоят из маленьких частиц молекул. Вы с ними будете знакомиться в школе. А пока мы их назовем маленькими человечками.

-Разные предметы состоят из разных человечков. В твёрдых предметах, как лед, живут «твердые человечки», которые  крепко держаться за руки  и стоят близко друг к другу (показать картинку).

-Давайте изобразим этих человечков.

-Когда становится тепло, лед тает, человечки перестают держаться за руки, руки у них на поясе  и получается жидкость, вода, «жидкие человечки». Давайте их изобразим.

- «Газообразных человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден. Эти «человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда захочет. Давайте их изобразим.

П/и Игра «Маленькие человечки».

-Пока звучит музыка, вы водите хоровод, но как только музыка остановится, я называю вещество «твёрдое», «жидкое», «газообразное», а вы должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить или бегать по группе. Теперь вы поняли, что такое вода в твердом, в жидком и в газообразном состоянии. Получаете третий фрагмент карты.

-Воспитатель: Молодцы!  А теперь давайте посмотрим на нашу карту, которая у нас получилась. Где же спрятаны сокровища?  (Дети рассматривают получившуюся карту и находят сокровища).

Давайте вместе, как настоящая команда, откроем сундук.

Ура, а тут настоящие сокровища пирата. ( Подарки детям)

( Дети рассматривают сокровища, благодарят пирата)

- Предлагаю сесть на корабль, и возвратиться в группу.

 4. Итог 

- Ребята, как вы думаете, мы смогли доказать Пирату, что мы дружные ребята и многое знаем и умеем?

 - Я очень рада, что вы нашли сокровища, справились с такими трудными заданиями, а помогли вам в этом ваши  знания. 

- Что вам понравилось в путешествии?

- Какие состояния воды вы запомнили?

-Какое задание было для вас трудным?

-Что нового вы узнали?

-Какие яркие моменты у вас остались от путешествия?

-Мне тоже понравилось, какими, вы, были у меня храбрыми, внимательными и как вы справились быстро с заданиями пирата. Вы, такие молодцы, я вами, горжусь!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В поисках пропавшей куклы". Занятие по формированию математических представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста.

Математическое занятие составлено с учетом задач программы воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой....

Конспект развлечения для детей старшей группы "В поисках пропавших зверей"

Конспект развлечения по английскому языку, посвященное Дню Св. Валентина. Можно привлекать детей как старшей группы, так и подготовительной в зависимости от обьема знаний детей....

Занятие по ОБЖ: «В поисках пропавших сказок»

Цель: Закрепить знания правил поведения на воде, правил пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём. Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осто...

Конспект познавательного занятия «На поиски пропавшего клада»

Данный конспект будет полезен для воспитателей старших групп....

Методическая разработка на тему: «На поиски пропавшего клада»

Формировать у детей причинно-следственные связи....

Конспект НОД по познавательному развитию «На поиски пропавшего клада»..

Конспект НОД по познавательному развитию «На поиски пропавшего клада»....

«На поиски пропавшего клада».

Конспект НОД по познавательному развитию «На поиски пропавшего клада»....