открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Что мы знаем о воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крутикова Надежда Григорьевна

Цель: активизация познавательной активности детей, совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_opytno-eksperimentirovaniyu1.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 51»

144005, Московская область

г.о. Электросталь, ул. Пушкина, дом 26, 26а

телефон: 8(496)576-67-88

e-mail: mdou51stal@yandex.ru

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде»

Подготовила:

Кретова Надежда Григорьевна

Московская область

г.о. Электросталь.

2018

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Форма проведения ООД: опытно-экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Форма организации детей: групповая.

Цель: активизация познавательной активности детей, совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей со свойствами воды;
  • дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
  • закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
  • активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • желание работать в коллективе;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность
  • бережное отношение к воде.

Оборудование: сюрпризный момент: игрушка Лунтик, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа – кузнечик - Кузя, букашка - Мила, рыба - Пескарь Иванович, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронки, салфетки, ватные диски, вода, сахар - рафинад, соль, аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: (по стихотворению Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?») масло растительное, шприц большой, песок.

Предварительная работа: ООД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов о различных водоёмах;

Беседа «Кто живет в воде», опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок;

Наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры;

Игры с водой

 

(Звучит аудиозапись песни «Дружба» дети стоят в кругу.)

Воспитатель: Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная погода, которая подарит нам хороший день.

Придумано кем-то, просто и мудро.

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Воспитатель: А теперь, ребята,  я расскажу вам одну удивительную историю

Однажды на Луне родился ребенок. «Я родился»: сказал герой и очутился на Земле. (Показывает игрушку Лунтик.) На Земле у Лунтика появилось много друзей- кузнечик Кузя, божья коровка Мила и другие. Как-то Лунтик и его друзьями играли около пруда с мячом. И вдруг мяч упал в воду. Кузя хотел достать мяч, подошел к пруду потрогал воду и сказал: «Бр-р! Какая вода мокрая и холодная» В это время мяч подплыл к берегу, это пескарь Иванович его доставил.

Лунтик: Ой! Здравствуйте Пескарь Иванович.

Пескарь Иванович: А, Луннтик., иди-ка сюда, попробуй отгадать загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без ... .

Отгадка (ответ): Вода.

Звучит запись «Шум воды»

Воспитатель: Ребята, что это шумит?

Дети: Вода.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о воде?

Игра «Какая бывает вода?

Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч, кто его поймал называет признак воды. мокрая, холодная, горячая, теплая, чистая, грязная и состояние воды: пар, зимой вода - это лед и т.д.

Лунтик: интересно, а какая вода бывает ещё? Какой она формы?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая форма у воды? (Нет.)

Опыт1: «Какая форма у воды?»

На столе стоят прозрачные ёмкости разной формы- высокий стакан, круглая низкая чашка, выпуклая ваза для цветов, прозрачный куб воспитатель предлагает детям налить в эти ёмкости воду. Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите и скажите, какую форму имеет вода.

Дети делают вывод, что у воды нет формы, она имеет форму той емкости, в которую налита. А если вода разлилась, то она похожа на лужу.

Лунтик: А я видел воду похожую на шарик.

Воспитатель: И где это ты видел воду, которая имеет форму шара?

Лунтик: Вы что забыли где я родился?

Дети: На луне.

Лунтик: Да я родился на луне и к нам прилетали космонавты и однажды у них из тюбика вытекло намного воды. Вода собралась в шар и стала летать по станции.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, как можно проверить имеет ли вода форму шара.

На столе: пластиковый 0,5 стакан с водой и пластиковый 0,5 стакан с растительным маслом, шприц - 50.

Воспитатель: Дети скажите, что в этом стакане?

Дети: В этом стакане вода.

Воспитатель: А во втором стакане? А во втором стакане растительное масло, то самое масло, на котором ваши мамы жарят котлеты, рыбу, картошку и другие вкусные блюда.

Теперь внимательно наблюдайте, что я буду делать. Я набираю в этот большой шприц растительное масло, опускаю иглу в стакан с водой и выпускаю масло в воду.         Посмотрите, что у нас происходит?

Дети: Масло поднялось на поверхность воды.

Воспитатель: Правильно, масло поднялось, и на поверхности воды появились масляные пятна. А теперь посмотрите, что произойдет, если я сделаю наоборот. То есть я набираю в шприц воду, опускаю иглу в стакан с маслом, осторожно выпускаю воду в растительное масло. Что вы видите? На что стали похожи капельки воды?

Дети: Капельки воды стали похожи на пузыри-шарики.

Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что вода может иметь форму…?

Дети: Вода может иметь форму шара.

Лунтик: Ребята, а где можно найти воду?

Дети: (В кране, озере, в тучке-дождик, в речке.)

Лунтик: а давайте сходим на речку и немного поплаваем.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать!                 (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа.                         (Повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди.                         (Потягивания – руки вперёд)

Сверху мостик — погляди.                 (Потягивания – руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?                         (Плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем                         (Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо» Я буду говорить предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»

  1. Нам нужна вода-водица, чтоб напиться и умыться. (Хорошо.)
  2. Водой можно закаляться, с водой можно поиграть, приготовить суп и кашу, и одежду постирать.
  3. Если в жару холодной воды напиться, то можно сильно простудиться.
  4. Горячей водой можно обжечься
  5. Вода нужна полить цветы, растения в огороде, на водопой к реке всегда животные приходят
  6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы

Опыт. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Лунтик: ребята, посмотрите, что стоит на столе?

(На столе стоят 2 емкости, в которых насыпаны соль и сахар, перед каждой парой детей стоит стакан с водой.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет?

Лунтик: А теперь давайте в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?

Дети: масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Можно ли пить такую воду? А почему? (Ответы детей.)

Лунтик: Ой, ребята надо воду как то почистить

Очистка воды с помощью фильтров (из ватных дисков, марли, салфеток, песка).

Воспитатель: Куда же делось масло? Всё масло осталось на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! Ребята, а как надо беречь, охранять её

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас, когда вы провели опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (показ слайда). На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой планетой. Вот как много воды у нас на земле! Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Капелька предлагает вам поиграть в игру.

Слайд-шоу по стихотворению Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам проводить опыты с водой? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)

Звучит запись «Шум воды ручейка».

Лунтик: благодарит детей за то, что они рассказали много интересного о воде. Пообещал сам узнать что-то интересное о свойствах воды и следующий раз рассказать об этом детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение открытого занятие по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе "Вода-волшебница"

В рамках плана по самообразованию, было проведение открытого занятие по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе "Вода-волшебница", целью которого являлось, ф...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода».

Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.С...

Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе "Волшебная вода"

Данный конспект к занятию помогает способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Дает новые знания детей о значении...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Удивительные свойства воды»

Цель: Совершенствовать представление детей о разнообразных свойствах воды.Образовательные задачи:1). Закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, бесцветность, прозрачность, не имеет запаха, вк...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1  Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить зн...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования...