Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Почва и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Черкашина  Анжелика Григорьевна

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим

в подготовительной к школе группе

«Почва и её свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_i_eyo_svoystva.docx445.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ярковский детский сад «Жаворонок»

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим

в подготовительной к школе группе

«Почва и её свойства»

                             

                                                                Воспитатель: Черкашина А.Г.

 

         

                                              Яркое, 2017

Цель: Дать представление о почве и ее составе.
Образовательные задачи:
• Познакомить с процессом образования почвы.
• Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи: 
• Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
• Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи: 
• Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа:  почва,  воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы. 

Методы и приемы: 
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов. 
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

                                    Ход занятия:


Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни 
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад.

Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово.

(На мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва).

Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений 
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения. 
- Что же такое перегной? (ответы детей) 
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше. 
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель. 
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с оборудованием.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе. 

                                                     Опыт № 1.

Цель: определение  цвета и состава почвы.                                                                                  

1.  Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.                                       2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.                                         3. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).                                      4.  Сделай вывод.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?

Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки  насекомых.

Опыт № 2.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.  

 1. Возьми комочек почвы.                                                                                                       2. Брось её в стакан с водой                                                                                                        3. Наблюдай, что происходит.                                                                                               4. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель:  Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.

Опыт № 3.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.  

 1.  Возьми лист бумаги.                                                                                                       2.  Насыпь на неё немного почвы.                                                                                              3.  Придави её плотно к бумаге.                                                                                                      4.  Стряхни почву.                                                                                                                                                   5.  Наблюдай, что произошло.                                                                                               6. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)                                                    Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь                                                Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?                                                                                                          Дети: червяки, муравьи , крот, полевая мышь.

Опыт № 4.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.  

 1.  Зачерпни мерную ложку  почвы.                                                                                                       2.  Брось её в стакан с водой.                                                                                                                      3.  Размешай палочкой.                                                                                                                                  4.  Дай отстояться.                                                                                                                                                   5.  Наблюдай за осадком                                                                                                               6. Сделай вывод.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?

Дети: В почве есть песок и глина.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышется трава

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Опыт № 5(проводит педагог)

Цель: определить наличие минеральных солей в почве.


С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. 
 

Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу в лаборатории.

Я прошу вас вернуться  на свои места.

Закрепление

Игра “Это мы знаем”.

Правила игры:  Если  я говорю правильно и вы согласны, то говорите  “да”, если не согласны “нет.

а)  почву  называют волшебной кладовой?                                                                    б) основное свойство почвы- плодородие?                                                                              в)  почва синего цвета?                                                                                                            г)  в почве есть вода и  воздух?                                                                                                          д)  в почве нет песка и глины?

Рефлексия. 
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

     C:\Users\User\YandexDisk\Фотокамера\2017-10-23 10-28-09.JPG            C:\Users\User\YandexDisk\Фотокамера\2017-10-23 10-33-06.JPG

          C:\Users\User\YandexDisk\Фотокамера\2017-10-23 10-30-07.JPG                   C:\Users\User\YandexDisk\Фотокамера\2017-10-23 10-38-46.JPG

       C:\Users\User\YandexDisk\Фотокамера\2017-10-23 10-26-36.JPG       C:\Users\User\YandexDisk\Фотокамера\2017-10-23 10-26-55.JPG

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «С математикой в пути».

     Программное содержание:1.    Закреплять умение составлять и решать задачи в одно действие, пользоваться знаками действий: +, _, =.2.    Закрепи...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».

Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (ознакомление с окружающим миром) подготовительная к школе группа

Предлагается конспект и подборка слайдов для занятия "Перелётные птицы", где продолжаем расширять представления детей подготовительной группыо перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. А так ж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»   Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...

Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Наша планета земля — в опасности!»

Цель: Создать условия для закрепления у детей знаний о необходимости природоохранной деятельности человека; о катаклизмах, происходящих на планете из-за деятельности человека.Задачи:...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром подготовительной к школе группе по теме: «У дедушки фермера»

Цель: создание условий для уточнения и закрепления у детей представлений о домашних животных...