Эксперементальная деятельность в детском саду
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Развивать у детей позновательно-исследовательскую активность при обследовании предметов, умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперемента, деоать выводы, расширять и закреплять представления детей о свойствах воздуха (невидимый, легкий), что ветер-это движение воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_s_vozduhom.doc | 43.5 КБ |
konspekt_nod_v_podg._gr._vozduh-nevidimka.docx | 18.51 КБ |
poznavatelno.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование с воздухом»
Уже многие миллиарды лет наша Земля, окружённая слоем воздуха, совершает свой бесконечный бег вокруг Солнца.
Этот слой воздуха называется атмосферой. Его толщина достигает 300 км. Атмосфера как прозрачное, невидимое покрывало, окутывает нашу Землю. Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном.
Из чего состоит воздух?
Воздух есть повсюду вокруг нас, хотя мы его и не видим. Он заполняет все пустоты, щели и поры под землёй и на поверхности. Есть воздух и в воде, поэтому в водоёмах могут обитать рыбы, которые, как и всё живое, дышат кислородом. Он окутывает всю планету.. Воздух не рассеивается в космическом пространстве, потому что его удерживает земное притяжение. Следовательно, атмосфера вращается вместе с Землёй как единое целое.
Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое. Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Она спасает от бесконечного множества метеоритных тел.
Все ли небесные тела имеют атмосферу?
-На Луне атмосферы нет. Отсутствие атмосферы на Луне приводит к тому, что днем ее поверхность нагревается до 100-120 градусов, а с наступлением ночи остывает до –200 градусов. Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно. Днем толща воздуха рассеивает солнечные лучи. До земной поверхности их долетает только одна двухмиллиардная часть, поэтому Земля нагревается гораздо слабее Луны. А ночью атмосфера не дает Земле быстро остыть и, словно под одеялом, сохраняет тепло до утра. Это «одеяло» невидимое, прозрачное, но надежное.
Состав воздуха
Первыми начали изучать состав воздуха и его свойства английский священник Джозеф Пристли и французский химик Антуан Лавуазье. Воздух — это смесь газов, основные из них — азот и кислород. В небольшом количестве в воздухе есть углекислый газ, водяной пар и твёрдые примеси (пыль, пепел, сажа). Воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.) Каждый газ имеет огромное значение для жизни на Земле. Кислород необходим всему живому для дыхания. При дыхании человек поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода. Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. А когда воздух нагревается движутся быстро, сталкиваются сильнее.)
Углекислый газ, который в небольшом количестве имеется в воздухе, называют «утеплителем»: он обладает способностью пропускать солнечные лучи к Земле, а её тепло удерживать. Кроме того, в воздухе содержится водяной пар. Имеются в нём и различные твёрдые примеси: пыль, пепел от лесных пожаров и вулканических извержений, кристаллики льда и морской соли, сажа. Например, над пустынями в воздухе много пыли, над океанами — кристалликов соли, над крупными городами — сажи.
С воздухом можно производить простейшие опыты:
Опыт 1.
« Воздух»
Перевернуть стакан вверх дном, а на дно стакана поместить салфетку, и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Салфетка остается сухой. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
«Пузырьки воздуха»
Опустить банку в стакан с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана , и его место занимает вода.
Опыт 3.
« Ветер»
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт 4.
«Буря»
Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.
Опыт 5.
«Ветер – это движение воздуха»
Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха
Опыт 6.
«Летающее перышко»
Дайте детям по перышку. Пусть они веером машут на него. Что получится? Перышко будет порхать в воздухе.
Опыт 7
«Прыгающая монетка»
Положи на бутылку монетку и поставь ее в очень горячую воду. Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не уменьшаясь в бутылке, он с силой давит на монету.
Опыт 8.
«Пламя загрязняет воздух»
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи ( на расстоянии 1- 2 см.) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагревается быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.
Опыт 9.
«Живая змея»
Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.
Опыт 10.
«В воде есть воздух»
Возьмите стаканы с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.
Опыт 11.
«Воздух невидим»
Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт 12.
« Воздух имеет вес»
Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.
Опыт 13.
«Воздух занимает место»
Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске
Размышления о том, где самый чистый и полезный воздух?
Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводских труб. Иногда они образуют вредный смог, который как тучи нависает над городом, мешая дышать.
- Эта проблема является одной из важных в настоящее время
- Что вы можете сделать для охраны чистоты воздуха?
- Растения необходимы для чистоты воздуха. Они играют огромную роль в очистке воздуха. Они задерживают пыль, копоть.
- А знаете ли вы, что сирень собирает на поверхности листьев пыли в 8 раз больше; чем взрослая береза. Голубые ели лучше растут в задымленных местах. Липа в 4 раза сохраняет продолжительность жизни в городе.
Среди других природных фильтров пирамидальный тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один тополь может заменить три липы, четыре сосны или семь елей.
Почему же тополя хорошо очищают воздух?
Благодаря длинному тонкому черешку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая легко смывается дождём или слетает с гладкой поверхности листа.
Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.
Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции, все больше зеленых насаждений появляется на Земле.
И еще, как бы вы ни заботились о чистоте, воздух в помещении намного грязнее воздуха снаружи. Это объясняется тем, что окружающие предметы выделяют углекислоту, загрязняющую воздух. Для его очистки можно воспользоваться растениями. Наиболее известные у нас, это алоэ и герань.
Вывод: Итак, благодаря воздуху мы дышим, слышим, говорим и поем, летаем на самолетах и вертолетах, плаваем на яхтах и убираем пыль пылесосом, чувствуем запахи предметов и сушим белье
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
в подготовительной группе
«Воздух-невидимка»
Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности
Цель НОД: углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Образовательные задачи:
Дать основы знаний о природной стихии – воздухе. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.
Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
Методы и приемы: Беседа, рассказ персонажей и воспитателя, игры-исследования, подвижная игра «Самолеты», игра с бумажными самолетиками.
Развивающая среда – «Мини-лаборатория»: Воздушные шары, банка с водой, стаканчик с водой и соломинка на каждого ребенка, трубочка для выдувания мыльных пузырей, бумажные самолетики, изготовленные заранее.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спорит за дверью? Давайте посмотрим!
(Открывают дверь и видят, что там спорят Незнайка и Знайка)
Воспитатель. Здравствуйте! Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите, Знайка?
Знайка. Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже не видел воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете?
Ребята. Ответы детей. (Я тоже не вижу воздух)
Воспитатель. Ребята, кто согласен с Незнайкой и думает, что воздуха нет, встаньте рядом с ним, а кто согласен с Знайкой – рядом с ним.
Незнайка. (обращается к Знайке). Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Знайка. Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.
Воспитатель. Чтобы доказать, что вокруг нас есть воздух, нужно перейти в нашу лабораторию и делать опыты. ( Переходят в лабораторию)
(В лаборатории дети занимают места, где приготовлено все оборудование для опытов)
Знайка. (Берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их).
Незнайка. Ну что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет.
Знайка. (Загадочно улыбается). Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.
Воспитатель. Возьмите каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускайте в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Ребята. (Пытаются ответить на вопрос). Потому что там что-то есть, что не пускает воду в стакан.
Воспитатель. Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.
Знайка. Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели?
Ребята.( Ответы детей). В воде видны пузырьки.
Воспитатель. Откуда они взялись?
Ребята. ( Ответы детей). Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?
Ребята. ( Ответы детей). Потому что воздух нельзя увидеть, он невидимый.
Воспитатель. Да, правильно. Он прозрачный и бесцветный.
Знайка. Незнайка, ты теперь убедился в существовании воздуха?
Незнайка. Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно увидеть воздух. Теперь я буду вами руководить.(Берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинки).
Незнайка. Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды. (Дети выполняют) (Фото2)
Знайка. Молодец, Незнайка, это интересный опыт.
Незнайка. А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать. Они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей).
Знайка. И я люблю мыльные пузыри пускать. Ребята, возьмите трубочки для мыльных пузырей и пустите в воздух мыльные пузыри. Что с ними происходит? (Ответы детей). А что находится внутри пузырька, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка. Ну что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло.
Знайка. Неужели, ребята, и вы так думаете?
Ребята. (Ответы детей). Нет, в пузырях воздух.
Знайка. А что было бы, если бы внутри пузырей оказалось мыло?
Ребята. (Ответы детей). Они не смогли бы летать.
Знайка. Правильно. Потому что мыло тяжелее, чем воздух.
Незнайка. Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть нос. А как дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Знайка. А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.
Незнайка. Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?
Знайка. А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания)
Знайка. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали? (Ответы детей: долго не дышать невозможно).
Знайка. Правильно, без дыхания невозможна жизнь.
Воспитатель. Для дыхания воздух должен быть свежим, богатым кислородом. А обогащать воздух кислородом помогают зеленые растения. Вот почему важно охранять природу, озеленять сады, улицы, парки. И бережно относиться к растительному миру!
Незнайка. Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шарике. Он так и называется – воздушный шарик. Давайте, ребята, надуем шарики. (У каждого ребенка шар, каждый пробует надуть его).
Воспитатель. А теперь попробуйте нажать на воздушный шар: вы чувствуете, как воздух внутри сжимается. А если сильнее нажать, что произойдет с шариком?
Ребята. (Ответы детей). Он лопнет.
Воспитатель. Это сжатый воздух резко вырывается наружу.
Знайка. Ну что, Незнайка, понял, что есть воздух?
Незнайка. Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит, его нет. А ты меня убедил, что он есть.
Воспитатель. Спасибо вам, Знайка и Незнайка, за то, что показали нам, что воздух всегда вокруг нас. Он дает возможность жить всему живому на земле. А сейчас я приглашаю всех поиграть в подвижную игру «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Воспитатель. Полетали самолеты и приземлились на аэродроме. (В свободном от мебели пространстве)
Воспитатель. Ребята, воздух нужен не только для дыхания, но и помогает летать птицам, самолетам. Воздух помогает им удержаться наверху. У нас есть самолетики, которые мы смастерили заранее. Сейчас мы их будем запускать и увидим, как воздух, обтекая их крылья, некоторое время удерживает их наверху. (Игры с самолетиками)
Воспитатель. Ребята, давайте скажем Знайке и Незнайке спасибо и попрощаемся с ними. (Прощаются).
Воспитатель. Ребята, вам понравилась сегодня встреча с Знайкой и Незнайкой? Почему?
Ребята. (Возможные ответы детей). Потому что они были смешные. Знайка очень много знает. С ними проделали интересные опыты.
Итог.
Воспитатель. Ребята, что вы узнали сегодня о воздухе, о его свойствах?
Ребята. (Ответы детей). Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле.
Воспитатель. Теперь вы знаете, что без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.
И нужно следить, чтобы он был всегда свежий и богатый кислородом.
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
в средней группе
«Развитие познавательного интереса
через опытно-экспериментальную деятельность»
Проект подготовила воспитатель:
Куликова Лариса Гавриловна
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Содержание
- Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
- Участники проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Предполагаемые результаты.
- Сроки реализации проекта.
- Материал и оборудование.
- Список использованной литературы.
- Этапы реализации проекта:
- подготовительный,
- основной;
-заключительный.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность проекта:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.
Вид проекта: краткосрочный (4 недели), познавательный, творческий, групповой.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации: 13 марта-14 апреля 2018 года
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.
Список литературы:
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
О.В. Дыбина,
Н.А.Рыжова «Я и природа»
Н.Е.Веракса,А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
С.Н.Николаева « Экологическое воспитание дошкольников».
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
Подбор методической литературы.
Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.
Основной (практический)
Реализация запланированных мероприятий
Итоговый
Проведение итоговой работы. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
- НОД;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности
Познавательная деятельность
Дидактические игры:
«Наведем порядок» Ц: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.
«Что сначала, а что потом? Ц: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий
«Геометрическое лото» Ц: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.
НОД:
«Металл, его качества и свойства» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
«Почему все звучит и откуда берется голос?» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Наблюдения:
«Мухоморик – мухомор - мухоморище» Ц: рассмотреть стадии роста гриба.
«Волшебная тучка» Ц: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Поисково-познавательная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей» Ц: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)
Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Ц: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы
Игра с элементом проблемы «Помоги Золушке не опоздать на бал» Ц: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Цветные льдинки» Ц: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.
«Напои цветок» Ц: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.
«Разноцветный мир» Ц: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.
«Тонет – не тонет» Ц: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.
«Поющий аквариум» Ц: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.
«Воздушный шарик» Ц: формировать представления о том, что воздух имеет вес.
Сенсорное развитие:
Игра «Волшебный сундучок» Ц: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.
Игра «Фрукт, я тебя знаю» Ц: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.
Игра «Что внутри, а что снаружи?» Ц: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»
Игра «Чудесный мешочек» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов(плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик)
Игра «Найди на ощупь» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы.
Игра «Помоги Маше» Ц: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.
Беседы по КТП:
«Как растения выживают» Ц:дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением.
«Игрушки из ниток» Ц: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала
Беседа «Как спрятаться бабочкам» Ц: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Индивидуальная работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением
Игра-беседа «Почему колеса не могут быть деревянные? Почему колеса не могут быть квадратные?» Ц: Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом.
Игра-беседа « транспорт» Ц: ф/у называть составные части самолета и вертолета, описывать и сравнивать воздушный транспорт;
Индивидуальная работа по ФЭМП
Развивающая игра «Забор» Ц: з/у сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы
Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе» Ц: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Загадки-складки «Обитатели вод» Ц: продолжать знакомить детей с обитателями водоемов.
Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию
Д/и «Запомни порядок пуговиц» Ц: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание.
работа по подвижным играм
Подвижная игра «Ворона»
Художественно-эстетическая деятельность
НОД:
Рисование «Мое любимое солнышко» (круглой и овальной формы). Комарова Т.С. Занятие 75.Ц: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме» Комарова Т.С. Занятие 30.
Ц: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.
Конструктивно-модельная деятельность
«Преврати фигуру» (из геом. фигур) Л.В. Куцакова с. 29 Ц: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.
«Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня). Ц: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.
Индивидуальная работа по музыке
Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Выбери того, кто играл на…» Ц: развивать слуховое внимание.
Коммуникативная деятельность
Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.
Чтение Сказка А.Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т.п.
Словесная игра «Кто что умеет делать?» Ц: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.
Чтение Микро рассказ «Кукла» Ц: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя.
Чтение Рассказ В.Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Ц: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.
Беседа «Русская свистулька» Ц: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева М. Д.)
Сюжетно-ролевые игра «Магазин волшебных предметов» Ц: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом), песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС. Отмечаются достоинства применения о...
Консультация для родителей"Эксперементальная деятельность в детском саду"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №65» г. Краснодар Консультация для родителей«Экспериментальная деятельность в детском са...
Презентация к мастер классу "Эксперементальная деятельность в детском саду"
Уголок эксперементатора в подготовительной группе....
Эксперементальная деятельность в детском саду.
Эксперементальная деятельность в детском саду....
Презентация об эксперементальной деятельности в детском саду
Экспериментально-опытнической деятельность в нашей группе. Опыты с воздухом, водой, песком, статическим электричеством. ...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...