«Свой край родной люби и знай».
статья по окружающему миру
Небольшая статья о проблемах патриотического воспитания. из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoy_kray_rodnoy_lyubi_i_znay.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 204 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
660021, г.Красноярск, ул.Ленина, 165, тел.221-47-12,
dou.204@mai.ru
Воспитатель:
Сычёва Оксана Александровна
«Свой край родной люби и знай».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Л. С. Лихачев.
Патриотизм— это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Актуальность мною выбранной темы я вижу в том, что сегодня одной, из самых значимых проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольное образовательное учреждение - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к Родине и к своему Отечеству.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о Родине и Отечестве, представлений о культурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Под патриотическим воспитанием нужно понимать формирование у детей любви к своей Родине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный. Любовь к близким ему людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в жизни ребенка. Но, как ребенок будет относиться к Родине, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Воспитание у ребенка любви к Родине, к ее культуре и традициям начинается с семьи.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим. Нужно обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности. Для агитации этой темы родителям своих воспитанников организовывала консультации на темы:
-«Куда сводить ребенка в выходной?»
-«Отечественные памятники культуры».
-«Роль народного творчества в воспитании патриотизма».
-«Расскажите своим детям о любимых местах города. Когда и почему вы их полюбили?»
Также проводилась фотовыставка «Мы из Красноярска».
Целью моей работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом, краем, страной.
Чтобы работа была плодотворной, я для себя поставила следующие задачи:
1.Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;
2.Формирование бережного отношения к живой и неживой природе;
3. Развитие интереса к русским культурам и традициям;
4.Формирование базовых знаний о правах человека;
5.Расширение представлений о своем городе;
6.Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);
7.Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;
Решение этих задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ. В играх, в труде, в образовательной деятельности, в быту, а так же в совместной деятельности детей и воспитателей.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности дошкольника. Ребенок 5-7 летнего возраста мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных и конкретных фактах, а так же событиях. Это ближе и понятно ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, можно попросить их составить с помощью родителей свою родословную. Дети, узнавая о своих корнях, предках и через жизнь близких людей, познают историю Родины. Она станет им ближе и понятнее, потому что окрасится их переживаниями. Так, например, когда дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об их именах мною был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени.
В своей работе подвожу детей к тому, что любовь к Родине начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы.
Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Совместно с детьми изготавливаем подарки, открытки, организовываем тематические выставки.
Приобщение к народным праздникам и традициям – это тоже важная особенность патриотического воспитания детей.
Участвуем с детьми в народных праздниках: «Золотая осень», «Масленица», «Пасха». В процессе подготовки праздника, дети много узнают о русских обычаях и традициях.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами происходит с помощью иллюстраций и сопровождающей музыкой. В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую народный фольклор, так как оно является богатейшим источником развития патриотизма. В пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях четко оцениваются различные жизненные позиции, обращают внимания на недостатки и положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, т.к. она является основной деятельностью дошкольника. Дети могут обыграть бытовые, трудовые и общественные сюжеты. Театрализованные игры по русским народным сказкам с помощью различных видов театра: кукольного, настольного, пальчикового. Дети старшей и подготовительной групп могут демонстрировать свои «артистические» способности малышам. Все получат удовольствие и радость от общения. В нашей группе, при помощи родителей создала условия для театрализованных русских народных игр, и для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности.
Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Никто не забыт, ничто не забыто…». В группе создана зона “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портрет президента, мера города.
Большие возможности патриотического воспитания заключаются также и в музыке. Народные музыкальные произведения часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях и повседневной жизни, и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость и хорошее настроение.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
В нашей организации установлена тесная связь с родителями детей, и воспитание чувства любви к Родине и родному краю проходит более эффективно, так как, родители помощники детского сада и равноправные участники в формировании личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют во всевозможных конкурсах и выставках «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Рождественская сказка» и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Летний отдых семьи». Принимают активное участие в праздниках, которые проходят в ДОУ. «Папа, мама, я – спортивная семья», «Этот день Победы», «День матери», «День защиты детей».
Воспитание патриотических чувств, всегда будет одним из главных составляющих воспитания гражданина нашей страны.
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
В дальнейшем буду работать по данной теме, так как считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, он поможет воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, будут ли наши дети любить свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Свой край родной люби и знай"
Долгосрочный проект по знакомтсву детей с родным краем рассчитанный на учебный год для детей подготовительной группы....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край и люби, и знай"
Воспитание чувств патриотизма,любви к родному краю у детей дошкольного возраста....
Викторина для детей старшей группы №6 на тему «Свой край родной люби и знай»
Основная образовательная область: познавательное развитие Интеграция: развитие речи, социально-коммуникативное развитие Цель: формирование основ патриотического сознания детей в процессе озн...
Конспект теста по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «Край родной люби и знай»
С самого раннего возраста мы воспитываем у детей любовь к Родине. Постоянно закрепляем знания детей по данной теме. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, как образовалось наше государство...
Проект по краеведению "Край родной люби и знай"
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...
Проект летнего отдыха, оздоровления и занятости детей МАДОУ «Д/с №21» «Край родной – люби и знай»
Наименование проекта«Край родной – люби и знай» Реализация проекта Май -август 2022 года, летний периодУчастники проектаВоспитанники старшей группы и дети с ОВЗ, род...