Проект по краеведению "Край родной люби и знай"
проект (старшая, подготовительная группа)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Знакомство детей с Красноярским краем,  с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_kraevedeniyu-kray_rodnoy_lyubi_i_znay.docx80.31 КБ

Предварительный просмотр:

                 ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

                «КРАЙ РОДНОЙ

                ЛЮБИ И ЗНАЙ»

http://lentaregion.ru/wp-content/uploads/2011/05/Krasnoyarsk.jpg

                                                                 

                                                          Г. КРАСНОЯРСК

                                                           

                                             Актуальность

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональные особенности территории. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с Красноярским краем,  с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – сформировать это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 В настоящее время произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. Формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стало создание и  реализация проекта: «Край родной люби и знай»,  

Цель  проекта:  формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Красноярского края; воспитывать чувство  собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Гипотеза

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города,  края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Задачи проекта:

  • Обогатить знания детей о Красноярском крае, городе Красноярске, как столице края; об истории, символике, достопримечательностях, промышленных и культурных объектах края.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Красноярский край и  город Красноярск.
  • Познакомить с культурой и традициями города Красноярска.
  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Создать условия для творческого содружества семьи и ДОУ, включая семьи в единое воспитательное пространство ДОУ.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Участники проекта:

  • дети
  • воспитатели
  • специалисты ДОУ
  • родители

Сроки реализации: долгосрочный

Этапы реализации проекта

1 этап.  Информационно-накопительный:

  1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  3. Обращение к специалистам.

2 этап.  Разработка проекта:

  1. Анкетирование педагогов.

Цель: выявить знания о Красноярском крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.

  1. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
  2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
  3. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  4. Составление плана работы над проектом, учитывая  мнение всех педагогов.

3 этап.   Реализация  проекта:

Формы и методы взаимодействия с педагогами:

  1. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города»
  2. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек».
  3. Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОУ.
  4. Консультация о поэтах, писателях, художниках города Красноярска и Красноярского края.
  5. Консультации: «Символика города Красноярска», «Красная книга Красноярского края»,  «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История образования Красного яра».
  6. Педагогические советы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Формы работы по краеведению».

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др.

Познавательно-исследовательская деятельность.

 

  • Экскурсии  - по городу,  в библиотеку (Рассказ библиотекаря об образовании нашего города, о писателях и поэтах Красноярского края), на Мемориал Победы, в краеведческий музей, в Фан-парк «Роев ручей», на предприятия.
  • Квесты, викторины - «Туристический поход в заповедник Столбы», «Моя дружная семья», «Моя малая Родина», «Мой Красноярский край», и др.
  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, по темам:

Тема

Содержание

Город, в котором мы живём

Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием. Познакомить детей с происхождением названия города Красноярска. Объяснить территориальное расположение Красноярска. Познакомить с картой. Дать общие представления о микрорайоне ДОУ, научить выбирать безопасный путь в ДОУ и из ДОУ домой.

Рождение города

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Познакомить детей с музеем истории города Красноярска. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города.

Природа Красноярского края

Познакомить с географическим положением Красноярска. Расширить знания детей о природе, растительном и животном мире края; знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; познакомить с садово- парковой культурой города; учить видеть прекрасное в окружающем мире и стремиться к сохранению природных богатств Красноярского края. Животные маленькие и большие. Роев ручей.

Люди города и края

Познакомить с именами знаменитых земляков: В.П.Астафьев, П.Ростовцев, Медведцева, Ламанов, Хворостовский, Поздеев, Суриков и других, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

Красноярцы в спорте

Расширить представления детей о спортивных объектах города; познакомить с именами красноярцев, деятелей спорта: П.Ростовцев, Медведцева, Ламанов, Ярыгин,  и  их вклад  в историю спорта страны. Улицы города, достопримечательности, названные их именами.

Красноярцы в искусстве

Расширить представления детей о культурных достопримечательностях города; познакомить с именами красноярцев, деятелей культуры:  В.П.Астафьев, Хворостовский, Поздеев, Суриков, их творческий вклад в историю и культуру страны. Улицы города, названные их именами.

Красноярцы и техника

Продолжать знакомство с выдающимися земляками,изучить их вклад в развитие науки и технический прогресс России.

Красноярцы-герои войны

Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме «Военная история моей семьи».

Традиции Красноярска

Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями сибиряков, праздниками и обычаями - масленица, взятие снежного городка; через творческие занятия познакомиться с техниками некоторых промыслов.

Традиционные ремёсла нашего края

Продолжить знакомство с жизнью и бытом красноярцев; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в музеях города;

«Традиционные ремёсла Красноярского края», коллективное творческое дело или «В гостях у художника».

Улицы Красноярска

Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях города.

Октябрьский район

Учить ориентироваться в своём районе; познакомить с картой города.

Дать представление о предприятиях нашего района, культурных и образовательных учреждениях. «Составим карту нашего района».

Архитектура Красноярска

Города, деревни, остроги, храмы Представление о культуре как обо всех достижениях человечества; Культурное богатство Древней Руси.

Храм в жизни древнерусского города. Расширить знания детей об архитектурных достопримечательностях городов Красноярского края; продолжать знакомство с музеями Красноярска.

Город, который люблю

Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию Красноярского края, гордости за своих земляков.

Показать важность охраны природной среды, необходимость сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Познакомить с произведениями искусства о Красноярске; попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить книги о родном городе.

  • Просмотр видеофильмов, презентаций по истории города, края.
  • Поисково-собирательная деятельность.

Изобразительная деятельность

  • Народное творчество Красноярского края.
  • Создание фотоальбомов «Красноярск - глазами детей и родителей»,
  • «Я и мой Красноярск», «Старый Красноярск- новый Красноярск».
  • Изготовление макетов - «Достопримечательности города Красноярска»,  «Наша улица», «Наш детский сад», и пр.
  • Создание книжек «Животные Красноярского края», «Растения Красноярского края», «Подводный мир Красноярского края» и т.д.
  • Оформление выставок рисунков и творческих работ по теме проекта.

Коммуникативная деятельность

  • Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Красноярска», «Мы – дружная семья», «Район в котором мы живем», «Моя улица»  и пр.
  • Беседы с детьми «О чем рассказывают улицы нашего города»,  «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая» и пр.

Ознакомление с художественной литературой

  • Знакомство с творчеством детских писателей Красноярцев (библиотека им. З.Портновой)
  • Разучивание стихов, песен о Красноярском крае, городе Красноярске.
  • Чтение художественной литературы (Красноярские детские авторы)

Музыкальная деятельность

  • Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
  • «Пришла коляда накануне Рождества»
  • «Широкая Масленица»
  • «Мы играем в оркестр народных инструментов».

Формы и методы взаимодействия  с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».
  3. Изготовление семейных альбомов.
  4. Привлечение родителей к пополнению центра краеведения предметами русского быта.
  5. Привлечение родителей к поисково – собирательной деятельности (создание минимузеев в группах).
  6. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
  7. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
  8. Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Красноярского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края», «Животные нашего края»  и пр.
  9. Информация для родителей «История родного города», и т.д.

4 этап.   Презентационно - завершающий

  1. Презентация проекта Программы по краеведению «С чего начинается Родина?».
  2. Представление опыта работы в форме, выбранной педагогами на педагогических советах, издание методического материала.
  3. Создание в группе  минимузея по теме проекта.
  4. Пополнение материалом центра по краеведению в группе.
  5. Выставки продуктов детской деятельности.
  6. Оценка этапов реализации проекта детьми.
  7. Презентации проектов, видеороликов.

Предполагаемые результаты:

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности, проявление самостоятельности и творческой активности.

- Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края.

- Развитие связной речи, обогащение словаря.

- Разработка анкет для родителей.

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.

- Разработка конспектов занятий,   досугов, мероприятий  и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

- Активное участие родителей в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

- Помощь в создании минимузея в группе.

Предметно-развивающая среда:

- Минимузей в группе  в рамках темы проекта.

- Пополнение центра по краеведению.

Список литературы:

  1. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6
  4. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2
  5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5
  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10
  7. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8
  8. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10
  9. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Свой край родной люби и знай"

Долгосрочный проект  по знакомтсву детей с родным краем рассчитанный на учебный год для детей подготовительной группы....

Творческий проект. Создание Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»

Поект в рамках мероприятий посвященных 80-летию Алтайского края....

Проект летнего отдыха, оздоровления и занятости детей МАДОУ «Д/с №21» «Край родной – люби и знай»

Наименование проекта«Край родной – люби и знай» Реализация проекта  Май -август 2022 года, летний периодУчастники проектаВоспитанники  старшей группы и дети с ОВЗ, род...

Проект в средней группе «Люби и знай, родной свой край»

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

Проект «Край родной люби и знай»

Увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможность для формирования здорового образа жизни, повышение двигательной активности, а также для обогащения знаний, активи...

Летний проект: «Край родной – люби и знай»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, к ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Это лю...

Презентация опыта работы по историко-патриотическому проекту "Край родной люби и знай"

В данной презентации обобщен опыт работы по взаимодействию с родителями воспитаннико в рамках проекта "Край родной люби и знай"...