Проект по краеведению "Край родной люби и знай"
проект (старшая, подготовительная группа)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Знакомство детей с Красноярским краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_kraevedeniyu-kray_rodnoy_lyubi_i_znay.docx | 80.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«КРАЙ РОДНОЙ
ЛЮБИ И ЗНАЙ»
Г. КРАСНОЯРСК
Актуальность
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональные особенности территории. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с Красноярским краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – сформировать это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
В настоящее время произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- Формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стало создание и реализация проекта: «Край родной люби и знай»,
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Красноярского края; воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Гипотеза
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Задачи проекта:
- Обогатить знания детей о Красноярском крае, городе Красноярске, как столице края; об истории, символике, достопримечательностях, промышленных и культурных объектах края.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Красноярский край и город Красноярск.
- Познакомить с культурой и традициями города Красноярска.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Создать условия для творческого содружества семьи и ДОУ, включая семьи в единое воспитательное пространство ДОУ.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Участники проекта:
- дети
- воспитатели
- специалисты ДОУ
- родители
Сроки реализации: долгосрочный
Этапы реализации проекта
1 этап. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта:
- Анкетирование педагогов.
Цель: выявить знания о Красноярском крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
- Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом, учитывая мнение всех педагогов.
3 этап. Реализация проекта:
Формы и методы взаимодействия с педагогами:
- Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города»
- Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек».
- Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОУ.
- Консультация о поэтах, писателях, художниках города Красноярска и Красноярского края.
- Консультации: «Символика города Красноярска», «Красная книга Красноярского края», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История образования Красного яра».
- Педагогические советы: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Формы работы по краеведению».
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность:
- Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры;
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др.
Познавательно-исследовательская деятельность.
- Экскурсии - по городу, в библиотеку (Рассказ библиотекаря об образовании нашего города, о писателях и поэтах Красноярского края), на Мемориал Победы, в краеведческий музей, в Фан-парк «Роев ручей», на предприятия.
- Квесты, викторины - «Туристический поход в заповедник Столбы», «Моя дружная семья», «Моя малая Родина», «Мой Красноярский край», и др.
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, по темам:
Тема | Содержание |
Город, в котором мы живём | Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием. Познакомить детей с происхождением названия города Красноярска. Объяснить территориальное расположение Красноярска. Познакомить с картой. Дать общие представления о микрорайоне ДОУ, научить выбирать безопасный путь в ДОУ и из ДОУ домой. |
Рождение города | Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Познакомить детей с музеем истории города Красноярска. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города. |
Природа Красноярского края | Познакомить с географическим положением Красноярска. Расширить знания детей о природе, растительном и животном мире края; знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; познакомить с садово- парковой культурой города; учить видеть прекрасное в окружающем мире и стремиться к сохранению природных богатств Красноярского края. Животные маленькие и большие. Роев ручей. |
Люди города и края | Познакомить с именами знаменитых земляков: В.П.Астафьев, П.Ростовцев, Медведцева, Ламанов, Хворостовский, Поздеев, Суриков и других, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков. |
Красноярцы в спорте | Расширить представления детей о спортивных объектах города; познакомить с именами красноярцев, деятелей спорта: П.Ростовцев, Медведцева, Ламанов, Ярыгин, и их вклад в историю спорта страны. Улицы города, достопримечательности, названные их именами. |
Красноярцы в искусстве | Расширить представления детей о культурных достопримечательностях города; познакомить с именами красноярцев, деятелей культуры: В.П.Астафьев, Хворостовский, Поздеев, Суриков, их творческий вклад в историю и культуру страны. Улицы города, названные их именами. |
Красноярцы и техника | Продолжать знакомство с выдающимися земляками,изучить их вклад в развитие науки и технический прогресс России. |
Красноярцы-герои войны | Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме «Военная история моей семьи». |
Традиции Красноярска | Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями сибиряков, праздниками и обычаями - масленица, взятие снежного городка; через творческие занятия познакомиться с техниками некоторых промыслов. |
Традиционные ремёсла нашего края | Продолжить знакомство с жизнью и бытом красноярцев; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в музеях города; «Традиционные ремёсла Красноярского края», коллективное творческое дело или «В гостях у художника». |
Улицы Красноярска | Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях города. |
Октябрьский район | Учить ориентироваться в своём районе; познакомить с картой города. Дать представление о предприятиях нашего района, культурных и образовательных учреждениях. «Составим карту нашего района». |
Архитектура Красноярска | Города, деревни, остроги, храмы Представление о культуре как обо всех достижениях человечества; Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Расширить знания детей об архитектурных достопримечательностях городов Красноярского края; продолжать знакомство с музеями Красноярска. |
Город, который люблю | Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию Красноярского края, гордости за своих земляков. Показать важность охраны природной среды, необходимость сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей. Познакомить с произведениями искусства о Красноярске; попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить книги о родном городе. |
- Просмотр видеофильмов, презентаций по истории города, края.
- Поисково-собирательная деятельность.
Изобразительная деятельность
- Народное творчество Красноярского края.
- Создание фотоальбомов «Красноярск - глазами детей и родителей»,
- «Я и мой Красноярск», «Старый Красноярск- новый Красноярск».
- Изготовление макетов - «Достопримечательности города Красноярска», «Наша улица», «Наш детский сад», и пр.
- Создание книжек «Животные Красноярского края», «Растения Красноярского края», «Подводный мир Красноярского края» и т.д.
- Оформление выставок рисунков и творческих работ по теме проекта.
Коммуникативная деятельность
- Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Красноярска», «Мы – дружная семья», «Район в котором мы живем», «Моя улица» и пр.
- Беседы с детьми «О чем рассказывают улицы нашего города», «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая» и пр.
Ознакомление с художественной литературой
- Знакомство с творчеством детских писателей Красноярцев (библиотека им. З.Портновой)
- Разучивание стихов, песен о Красноярском крае, городе Красноярске.
- Чтение художественной литературы (Красноярские детские авторы)
Музыкальная деятельность
- Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
- «Пришла коляда накануне Рождества»
- «Широкая Масленица»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов».
Формы и методы взаимодействия с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной».
- Изготовление семейных альбомов.
- Привлечение родителей к пополнению центра краеведения предметами русского быта.
- Привлечение родителей к поисково – собирательной деятельности (создание минимузеев в группах).
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
- Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Красноярского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края», «Животные нашего края» и пр.
- Информация для родителей «История родного города», и т.д.
4 этап. Презентационно - завершающий
- Презентация проекта Программы по краеведению «С чего начинается Родина?».
- Представление опыта работы в форме, выбранной педагогами на педагогических советах, издание методического материала.
- Создание в группе минимузея по теме проекта.
- Пополнение материалом центра по краеведению в группе.
- Выставки продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Презентации проектов, видеороликов.
Предполагаемые результаты:
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности, проявление самостоятельности и творческой активности.
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.
- Развитие связной речи, обогащение словаря.
- Разработка анкет для родителей.
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта.
- Разработка конспектов занятий, досугов, мероприятий и т.п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
- Активное участие родителей в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
- Помощь в создании минимузея в группе.
Предметно-развивающая среда:
- Минимузей в группе в рамках темы проекта.
- Пополнение центра по краеведению.
Список литературы:
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Свой край родной люби и знай"
Долгосрочный проект по знакомтсву детей с родным краем рассчитанный на учебный год для детей подготовительной группы....
Творческий проект. Создание Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»
Поект в рамках мероприятий посвященных 80-летию Алтайского края....
Проект летнего отдыха, оздоровления и занятости детей МАДОУ «Д/с №21» «Край родной – люби и знай»
Наименование проекта«Край родной – люби и знай» Реализация проекта Май -август 2022 года, летний периодУчастники проектаВоспитанники старшей группы и дети с ОВЗ, род...
Проект в средней группе «Люби и знай, родной свой край»
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личност...
Проект «Край родной люби и знай»
Увеличение времени нахождения детей на свежем воздухе в летний период даст возможность для формирования здорового образа жизни, повышение двигательной активности, а также для обогащения знаний, активи...
Летний проект: «Край родной – люби и знай»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, к ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Это лю...
Презентация опыта работы по историко-патриотическому проекту "Край родной люби и знай"
В данной презентации обобщен опыт работы по взаимодействию с родителями воспитаннико в рамках проекта "Край родной люби и знай"...