Образовательные ситуации
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Открытая игровая обучающая ситуация для старшей группы.
Тема: «Благородное животное севера – северный олень»
Цель: расширение знаний о животных Ханты Мансийского Округа.
Задачи:
Формирование знаний у детей о животных Крайнего Севера.
Познакомить с особенностями северного оленя.
Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать любовь к родному краю, учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней; развивать любознательность и речь.
ХОД:
В. Ребята, посмотрите какая интересная книга у меня в руках. Это атлас Ханты-Мансийского округа. Давайте рассмотрим его хорошенько.
(располагаются на ковре, кладут атлас так, чтобы было видно всем)
В. Я предлагаю вам провести небольшие исследования, т. е. стать исследователями. Согласны?
Д. Да, согласны.
В. Посмотрите на карту ХМАО. Какими цветами она окрашена?
Д. Очень много зелёного и голубого.
В. Зелёный цвет на карте, что обозначает?
Д. Это лес!
В. А голубой цвет, что обозначает?
Д. Это вода!
В. Да это вода, но посмотрите внимательно, что это за вода.
Д. Это реки, озёра.
В. Если внимательно посмотреть на карту, то можно заметить небольшие штрихи. Так отмечают на картах – болото.
Как вы думаете где больше всего болот отмечено на карте ХМАО?
Д. В верхней части карты.
В. По всей границе ХМАО расположены болота. Это тундра.
В. Кто из вас знает, что такое болото?
Д. Это земля очень топкая, мягка. Болота бывают глубокие и не глубокие.
В. Летом много воды, а зимой много снега.
В тундре растут низкорослые деревья и кустарники. На болотах растут мхи и лишайники. Разновидностей мха очень много, один из них – ягель (олений мох). Мхи способны удерживать большое количество влаги, которое в 20 раз больше его сухого веса.
В. Я предлагаю вам провести опыт, правда это или нет.
Перед вами на тарелках лежит сухой мох, рассмотрите его, потрогайте. Теперь положите его все в один контейнер и зальём его водой, а в конце наших исследований посмотрим, что же произойдёт со мхом. (отмечаем количество воды).
В. А мы продолжаем исследование.
Если это такая суровая земля, то каких животных вы знаете, которые обитают на севере ХМАО, в тундре.
Д. Лисы, волки, олени, рассамахи.
В. Правильно, эти все животные обитают в ХМАО. Я предлагаю вам обратить внимание на северного оленя. На какое животное, обитающее в лесу, похож северный олень.
Д. На лося.
В. Давайте проведём исследование, как это животное приспособилось к жизни в тундре, на севере ХМАО. А чтобы это сделать мы составим паспорт северного оленя, т.е. опять проведём исследование.
1. Где живёт? (В тундре, на севере ХМАО)
2. Внешний вид? (У него серая, густая, теплая, пушистая шерсть, которая защищает животное от холода. Его мех состоит из длинных трубчатых волос и мелких волосков. Трубчатые волосы частично заполнены воздухом и у основания тоньше, чем снаружи, поэтому они как бы заклинивают друг друга.
Ребята, давайте исследуем мех северного оленя.
Проходите к столу и рассмотрите волосок от меха северного оленя в микроскоп.
У всех оленей ветвистые рога, которые они ежегодно сбрасывают)
Нельзя сказать. Что северный олень такой же красавец, как его родич благородный олень: ноги у него короткие хвост маленький, а у самцов на верхней челюсти иногда бывают клыки. У него широкие копыта, которые помогают добывать еду из под глубокого снега, потому что имеют вогнутую форму. Так же широкие копыта помогают северному оленю передвигаться по топкому болоту и глубокому снегу.
Чтобы убедиться в этом проведём опыт.
Для проведения опыта необходимо приготовить контейнеры на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается, по два заранее заготовленных "стола" с тонкими ножками и более толстыми. "Стол с тонкими ножками" условно называется ЛОСЬ, "стол с толстыми ножками - ОЛЕНЬ. Каждый из полученных "столов" дети ставят в контейнер на солёное тесто - СНЕГ. Сверху на "столы" кладутся одинаковые грузы. После этого "столы" убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.
В. Вывод: северному оленю легче передвигаться по тундре, потому что его ноги мало проваливаются в болото и в снег, благодаря широким копытам. Лосю было бы очень трудно передвигаться, так как его тоги тонкие с узкими копытами.
3. Чем питается?
(Питается северный олень мхами и лишайниками. Олений мох (ягель) основная пища для оленя, так как в тундре очень много мхов и лишайников и мало деревьев.
В. Ребята, давайте посмотрим, что же произошло с мхом, который мы заливали водой. Потрогайте, теперь каким он стал? (был сухим, стал мокрым). Давайте сольём воду обратно в сосуд и увидим сколько воды осталось в контейнере, где находился мох.
Д. Воды почти не осталось, мох впитал в себя почти всю воду.
Вывод: олень питается мхом и лишайниками, которых очень много в тундре.
4. Значение в жизни человека.
Северный олень играет большую роль в жизни коренных народов Севера. Северный олень – благородное животное, всю жизнь коренные жители ХМАО живут с оленем, благодаря оленю, подобно оленю.
- оленей запрягают в упряжки и используют как транспорт.
- коренные жители ханты, манси, ненцы из оленьей шкуры шьют себе одежду и обувь,
- покрывают чумы;
- оленье мясо и молоко употребляют в пищу.
В. Итог: мы сегодня с вами убедились и доказали, что лучше всего северному оленю жить в тундре, а не лосю и сами были исследователями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...
Педагогическая находка Конспект образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группы в технологии «Ситуация» «Здоровые зубы - здоровью любы»
У детей довольно часто портятся зубы из-за неправильного ухода за ними, поэтому приходится часто посещать стоматологов. Из-за боязни врачей, родителям не всегда удается уговорить ребенка пойти ...
Алгоритм описания образовательной ситуации в младшей группе детского сада. Игровая ситуация: «Мой Мишка». Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Романихина О.А. ГБДОУ №16 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга
Игровая ситуация: «Мой Мишка»Задачи:Вызвать желание у детей слушать стихотворение. Формировать умения узнавать на картинках игрушки, животных (медвежонка, собачку, курочек, уточек, г...
Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Цвет. Размер. Игровая ситуация « К нам в гости пришли мышки».
Цвет. Размер. Игровая ситуация « К нам в гости пришли мышки». Цель: закреплять умение сравнивать предметы по цвету и размеру, расширять спектр цветов, известных детя...
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Путешествие в Усолье - Сибирское"
Формировать представление о добыче полезных ископаемых родного края посредством познавательной деятельности....
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельности метода «Ситуация») "Мамочка моя"
Формировать интонационную выразительность речи в ходе заучивания стихотворения в движении...
Консультация «Образовательные ситуации, как основа современной образовательной деятельности в соответствии с ФОП. Классификация образовательных ситуаций». Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербиновская Краснодарск
Обзовательная ситуация является основой педагогического процесса. Образовательные ситуации используются в разных видах детской деятельности и служат для решения определенных задач или зада...