конспект оод
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горюнова Наталья Ивановна

Коспекты ООД для старшейгруппы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД. Тема «Воздух – невидимка»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое»

Программное содержание: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.

Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Развивать словесно-логическое мышление, умение        делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство. Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.

Оборудование: целлофановые пакеты, кусочки земли, камни, стаканы с водой, соломинка, свеча.

Этапы работы

Организационный

момент

Содержание плана

Деятельность педагога

 Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю

-Вопросы:

Правильно, а почему вы так решили?

Что мы уже знаем о воздухе?

Мы можем его попробовать?

Какого цвета воздух?

Деятельность воспитанников

Воздух

Занимает весь мир.

Находится везде.

Не имеет вкуса, цвета и запаха.

Основная часть

-Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.

Вы знаете кто такие ученые – исследователи?

-Нам предстоит трудная задача – узнать: что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Вы готовы?

 Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт 1 (с пакетом)

-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать? А его можно поймать? Как? (Показывает пустой пакет)

-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух? Попробуйте

-Что у вас в пакете? Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.

Вывод: Воздух действительно вокруг нас.

Опыт 2 (с камнем):

Давайте, возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

А можно ли взять в руки воздух, сжать его?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.

Опыт 3 (с водой):

Давайте, возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?

Что умеет делать вода?

Что же такое вода?

Назовите другие жидкости?

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Какой можно сделать вывод?

Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

Повторите, что такое воздух.

Опыт 4 (с соломинкой)

-Воздух мы не видим, потому что он какой?

А можем ли мы его увидеть? Вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали?

А теперь посмотрите, я выдыхаю через соломинку, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…

 -А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)

Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.

-Что мы видели в стакане с водой?

Откуда взялись пузырьки?

-Что с ними произошло?

Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.

-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)

Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух, какой? (легкий, легче воды)

Опыт 5 (с кусочками земли)

Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:

-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите. (Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений). Давайте проверим, есть ли воздух в земле.

(Опускает кусочек земли в стакан с водой. Воздух собирается в пузырьки и поднимается наверх)

-Что вы увидели? (пузырьки)

-А что в них? (воздух)

-Откуда он взялся? (был в земле)

-Куда поднялись пузырьки?

Вывод: Воздух есть даже в земле

Физминутка: (под музыку) Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие. И каждая двигается то вверх, то вниз. Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях. Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…

Итак, что мы узнали:

1.Воздух невидимый.

2.Воздух легкий, легче воды.

3.Воздух есть даже в Земле.

Опыт 6 (со свечой)

-Ребята, а что это? Как вы думаете, полезный ли это предмет?

-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух? А мы сейчас проверим.

(Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям)

-Что стало с блюдцем? Почему?

Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух. А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?

-Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать?

-А воздух на улицах нашего города чистый?

-Что загрязняет его?

-Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?

Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.

В пакете воздух

невидимый, прозрачный

воздух

Заключительная

   часть

(рефлексия)

- кому мы помогали, что делали?

-Зачем мы изучали воздух

-Что мы узнали о воздухе?

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

2.Воздух легкий, легче воды.

3.Воздух есть везде, даже в Земле.

4. Надо очищать воздух: сажать деревья, охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД. Тема: «Термометр и температура»

Программное содержание: познакомить детей с понятием  «температура»;

формировать представление  о приборе для измерения температуры – термометре; сравнить разные виды термометров; развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела, формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов; систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха; пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; презентация с изображением  времен года  и разных видов термометров, белая доска , 2маркера (синего и красного цвета).

Этапы работы

Организационный

момент

Содержание плана

Деятельность педагога

В группу входит замерзший на улице Незнайка…

Незнайка: Ой, здравствуйте ребята, как же на улице холодно, приютите меня на минуточку погреться, я так замерз.

Воспитатель:  Конечно,  входи  Незнайка, мы с ребятами тебя всегда рады видеть!  Ой, а что это ты нам принес? Что у тебя в руке?

Незнайка: Да вот заходил сейчас в детский сад, и увидел, висит какая-то штучка, беленькая, красивенькая, и я ее взял себе поиграть. На ней даже есть какие-то черточки, и красненькая полосочка…  Оооо, посмотрите ребята полосочка – то длиннее стала.  (показывает ребятам термометр)

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?  

В.: Правильно. А кто из вас знает, для чего нужен термометр?

В.: Совершенно верно! У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная  подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.  

В.: Ребята, а вы знаете, для измерения чего, предназначен термометр?

В.: Правильно, молодцы! В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть термометры  электронные, для измерения температуры тела. Понятно Незнайка? (показать Незнайке и ребятам термометры разных видов)

В.: Посмотрите на экран,  вы увидите, большое разнообразие термометров.

Деятельность воспитанников

Термометр.

Термометр - это такой прибор для измерения температуры.

Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека.

Основная часть

(презентация «Термометр и температура» слайды со 2по 11)

(1й опыт) В.: А давайте теперь ребята проведем первый опыт.  

В.: Измерим температуру на улице и у нас в группе. Незнайка неси еще один термометр с улицы.

(Незнайка приносит с улицы другой термометр)

В.: Ну ребята и Незнайка скажите, сколько  на термометре градусов?

(берем термометр, который весел в группе, показываем  детям  и Незнайке)

В.:А теперь давайте посмотрим, сколько же у нас в группе градусов?              

Н.: +22

В.: Ребята, а скажите, какая погода бывает весной, летом?

В.: Хорошо, а  осенью и зимой?

В.: Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем в виду температуру воздуха.

(2й опыт) В.: Теперь мы проведем 2й опыт. С помощью термометров определите,  в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком теплая? (Раздаем по  2 стакана с водой, в одном стакане, синего цвета - теплая вода, а в другом стакане, красного цвета – холодная.  Так же раздаем по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой  с горячей водой.)  Ребята, давайте определим,  в каком стакане, какая температура воды? Опускайте градусники в красный стакан.

В.: запишем на доске результат (на доске нарисованы два стакана и воспитатель вписывает данные, после измерения температуры).

В.: А теперь опускайте градусники в синий стакан. Скажите, какая там температура?

В.: Хорошо, запишем результаты на доску

В.:  Что мы можем про это сказать?

Н.: Ой, что-то я совсем замерз…

В.:  А давайте все вместе поиграем:

 Физминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем. (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре,

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

(3й опыт) В.: А теперь ребята давайте проведем еще один опыт. Для этого нам нужно измерить  температуру тела у Незнайки.

(измеряем  температуру тела  Незнайки)

В.: Ребята, а кто знает,  какая температура должна быть у здорового человека?

В.: Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А  если человек заболел, то у него какая температура?

В.: Правильно. Ну, теперь можно посмотреть  на термометр. Незнайка давай его сюда… Так 36 и 6, Незнайка ты здоров!???

Давайте

-5

Весной бывает тепло, летом – жарко.

Осенью и зимой холодно.

+39градусов.

-3 градуса

В синем стакане  температура +39, значит, там горячая вода, а в красном  где  -3, вода холодная.

36 и 6

Больше 37

Заключительная

   часть

В.: Давайте теперь сделаем вывод. Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды  может  отличаться в зависимости от пространства ее измерения.

Н.: Теперь я все понял! Спасибо Вам ребята, за то, что помогли мне разобраться с термометрами и градусами. Я уже согрелся и мне пора идти.        

До свидания ребята!

В.: Вы сегодня все хорошо поработали и заслужили маленькие поощрительные призы.

До свидания!    

Конспект ООД. Тема: «Термометр и температура»

Программное содержание: познакомить детей с понятием  «температура»;

формировать представление  о приборе для измерения температуры – термометре; сравнить разные виды термометров; развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела, формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов; систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха; пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; презентация с изображением  времен года  и разных видов термометров, белая доска , 2маркера (синего и красного цвета).

Этапы работы

Организационный

момент

Содержание плана

Деятельность педагога

В группу входит замерзший на улице Незнайка…

Незнайка: Ой, здравствуйте ребята, как же на улице холодно, приютите меня на минуточку погреться, я так замерз.

Воспитатель:  Конечно,  входи  Незнайка, мы с ребятами тебя всегда рады видеть!  Ой, а что это ты нам принес? Что у тебя в руке?

Незнайка: Да вот заходил сейчас в детский сад, и увидел, висит какая-то штучка, беленькая, красивенькая, и я ее взял себе поиграть. На ней даже есть какие-то черточки, и красненькая полосочка…  Оооо, посмотрите ребята полосочка – то длиннее стала.  (показывает ребятам термометр)

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое?  

В.: Правильно. А кто из вас знает, для чего нужен термометр?

В.: Совершенно верно! У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная  подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.  

В.: Ребята, а вы знаете, для измерения чего, предназначен термометр?

В.: Правильно, молодцы! В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть термометры  электронные, для измерения температуры тела. Понятно Незнайка? (показать Незнайке и ребятам термометры разных видов)

В.: Посмотрите на экран,  вы увидите, большое разнообразие термометров.

Деятельность воспитанников

Термометр.

Термометр - это такой прибор для измерения температуры.

Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека.

Основная часть

(презентация «Термометр и температура» слайды со 2по 11)

(1й опыт) В.: А давайте теперь ребята проведем первый опыт.  

В.: Измерим температуру на улице и у нас в группе. Незнайка неси еще один термометр с улицы.

(Незнайка приносит с улицы другой термометр)

В.: Ну ребята и Незнайка скажите, сколько  на термометре градусов?

(берем термометр, который весел в группе, показываем  детям  и Незнайке)

В.:А теперь давайте посмотрим, сколько же у нас в группе градусов?              

Н.: +22

В.: Ребята, а скажите, какая погода бывает весной, летом?

В.: Хорошо, а  осенью и зимой?

В.: Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем в виду температуру воздуха.

(2й опыт) В.: Теперь мы проведем 2й опыт. С помощью термометров определите,  в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком теплая? (Раздаем по  2 стакана с водой, в одном стакане, синего цвета - теплая вода, а в другом стакане, красного цвета – холодная.  Так же раздаем по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой  с горячей водой.)  Ребята, давайте определим,  в каком стакане, какая температура воды? Опускайте градусники в красный стакан.

В.: запишем на доске результат (на доске нарисованы два стакана и воспитатель вписывает данные, после измерения температуры).

В.: А теперь опускайте градусники в синий стакан. Скажите, какая там температура?

В.: Хорошо, запишем результаты на доску

В.:  Что мы можем про это сказать?

Н.: Ой, что-то я совсем замерз…

В.:  А давайте все вместе поиграем:

 Физминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем. (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре,

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

(3й опыт) В.: А теперь ребята давайте проведем еще один опыт. Для этого нам нужно измерить  температуру тела у Незнайки.

(измеряем  температуру тела  Незнайки)

В.: Ребята, а кто знает,  какая температура должна быть у здорового человека?

В.: Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А  если человек заболел, то у него какая температура?

В.: Правильно. Ну, теперь можно посмотреть  на термометр. Незнайка давай его сюда… Так 36 и 6, Незнайка ты здоров!???

Давайте

-5

Весной бывает тепло, летом – жарко.

Осенью и зимой холодно.

+39градусов.

-3 градуса

В синем стакане  температура +39, значит, там горячая вода, а в красном  где  -3, вода холодная.

36 и 6

Больше 37

Заключительная

   часть

В.: Давайте теперь сделаем вывод. Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды  может  отличаться в зависимости от пространства ее измерения.

Н.: Теперь я все понял! Спасибо Вам ребята, за то, что помогли мне разобраться с термометрами и градусами. Я уже согрелся и мне пора идти.        

До свидания ребята!

В.: Вы сегодня все хорошо поработали и заслужили маленькие поощрительные призы.

До свидания!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....