Конспект образовательной деятельности" Воздух - волшебник"
план-конспект занятия (старшая группа)

Федорченкова Лилия Петровна

Конспект образовательной деятельности "Воздух - волшебник". Эксперементальная деятельность детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Буратино» города Смоленска

ОД на тему:

«Воздух-волшебник»

(экспериментальная деятельность детей

старшего дошкольного возраста)

Подготовила: воспитатель Федорченкова Лилия Петровна

ОД на тему: «Воздух-волшебник»

Цель: развитие творческой исследовательской активности детей в процессе разрешения специально с моделируемой проблемной ситуации.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха:

воздух занимает место;

воздух обладает упругостью;

воздух движется;

воздух легче воды.

3. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.

4. Развивать у детей стремление к самостоятельному получению новой информации о воздухе опытным путём.

Предварительная работа:

 - Наблюдение за ветром, дымом, движением облаков.

- Знакомство с понятием «воздух».

- Знакомство со свойствами воздуха через отдельно взятые опыты.

Материалы и оборудование: лодочки, стаканы с водой, коктейльные трубочки, стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина, воздушные шары, узкие полоски тонкой бумаги.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию. Выявление проблемы.

Дети старшей группы играют в бассейне с лодочками, одна лодка затонула. Они пытаются найти этому объяснение, но затрудняются и решают обратиться за помощью к старшим детям.

Воспитатель: Почему одна лодка затонула, а другая нет?

Дети: У затонувшей лодки есть трещина и через нее поступает вода внутрь. Вода вытеснила воздух, лодка стала тяжелой и затонула.

Воспитатель: Что находится внутри не затонувшей лодки?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Дети вы видели воздух? Почему его называют невидимкой?

Дети: Потому что он прозрачный.

Воспитатель: Найдите прозрачные предметы в комнате (дети называют).

Воспитатель: Докажите, что воздух находится везде. Как можно увидеть воздух?

Воспитатель приглашает детей в лабораторию. Проводят опыты.

Эксперимент 1: «Буря в стакане».

Оборудование: Стаканы с водой и трубочки из-под коктейля.

Дети в трубочки выдувают воздух из воды, на поверхности появляются пузырьки, объясняют это явление. Делают вывод: в воде есть воздух.

Эксперимент 2: «Пузырьки – спасатели».

Оборудование: стаканы с минеральной водой и кусочки пластилина.

Дети бросают кусочки пластилина в стакан с минеральной водой, они опускаются, вокруг кусочков пластилина появляются пузырьки воздуха и он поднимает их вверх.

Вывод: воздух легче воды, он имеет силу.

Эксперимент 3: «Сухой из воды».

Оборудование: банка, ко дну которой приклеен бумажный бант.

Дети горлышком вниз осторожно опускают банку в тазик с водой. Через некоторое время вода исчезает из банки (воздух вытесняет воду).

Вывод: внутри банки есть воздух, он занимает место.

Эксперимент 4: «Реактивный шарик».

Дети надувают воздушные шары и отпускают их (шары не завязаны).

Воспитатель: Что находится внутри шара? Почему шар летает?

Вывод: воздух обладает упругостью, он с силой толкает шарик.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

 (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

 (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,

 Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

Эксперимент 5: «Услышим воздух».

Дети прикладывают лист тонкой бумаги к губам и дуют так, чтобы получился звук.

Вывод: звук получается за счёт выдуваемого воздуха; воздух движется, дрожит и возникает звук.

4. Презентация.

Итог: воздух имеет разные свойства: обладает упругостью, движется, легче воды, находится внутри предметов.

Дети договариваются показать малышам свои опыты и объяснить, почему затонула лодочка.

5. заключение

Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему: через опыты и эксперименты познакомиться со свойствами горячего и холодного воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Экспериментально-исследовательская деятельность: «Голос мой –волшебник».

Пояснительная записка: Главная задача педагога: бережно относиться к словам ребёнка ,потому что слово воспринимается и зрением, и слухом .В голосе отражаются мысли ,эмоции ,действия , желан...

Экспериментально-исследовательская деятельность с инновационно- развивающей, здоровьесберегающей технологией опережающего обучения с использованием опорных схем: «Голос мой –волшебник».

Гипотеза:Поможет ли ребёнку участие в экспериментально-исследовательской деятельности сформировать психологическую установку на сохранение и укрепление собственного здоровья(голоса, голосовых св...

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....