Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Маленькие шаги к познанию мира» «Вода, водица»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Денисова Надежда Михайловна

Вовлечение детей в элементарную экспериментально-исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_voditsa.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ДЮЙМОВОЧКА»

 

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Маленькие шаги к познанию мира» «Вода, водица»

                                                                                          Воспитатель:

                                                                                          Денисова Н.М.

г. Луховииы

2019

Цель: Вовлечение детей в элементарную экспериментально-исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах); рассказать о значении воды для всего живого.

Развивающая: развивать навыки проведения первых опытов, развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей,

Воспитательная: развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность; воспитывать умение работать в группе, воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы: игровой (появление сказочного героя), проблемная ситуация (как помочь герою?), наглядный (стаканы с водой), практический (опыты), словесный (рассказ воспитателя).

Форма проведения: подгрупповая.

Интеграции образовательных областей:

1. «Физическое развитие» - двигательная деятельность.

2. «Социально-коммуникативное развитие» - игровая деятельность, коммуникация в паре, при проведении эксперимента.

3. «Познавательное развитие» -познавательно-экспериментальная, исследовательская деятельность.

4. «Речевое развитие» - обогащение активного словаря.

Оборудование: сказочный персонаж, вода, сок, молоко, камешки, песок, сахар, тазики, одноразовая посуда, демонстрационный материал (картинки по теме, иллюстрации воды в природе).

Ход занятия

Дети входят под музыку в зал.

Воспитатель:

- Дети, к нам на занятие пришли гости, нужно с ними поздороваться.

Коммуникативная игра «Здравствуй!».

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте, гости!

Стук в дверь. Входит Маша под музыку (она испачкалась).

Воспитатель:

- Здравствуй, Маша! А, что с тобой случилось? Почему ты такая грязная, чумазая? (Маша рассказывает детям, что очень спешила к ним в гости и по дороге упала в лужу и перепачкалась).

Воспитатель:

- Не переживай так. Ребята, мы поможем Маше? (ответы детей)

Воспитатель:

- Как вы думаете, как мы можем помочь Маше, что мы можем сделать для нее? (ответы детей (умыть, помыть).

Воспитатель:

- А чем мы будем умывать Машу? (водой). Правильно, водой.

Воспитатель умывает Машу. Читает потешку «Водичка, водичка».

Воспитатель:

- Вот теперь наша гостья Маша чистая, опрятная. Маша, а хочешь мы с ребятами тебя познакомим с водой, с ее свойствами? (Маша соглашается).

Опыт № 1

Вода – жидкая, течет.

Воспитатель:

- Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льется, течет. Хотите в этом убедиться? (да).

Я возьму два стаканчика - один с водой, другой -пустой, и перелью воду из одного в другой. Льется вода? Почему?

Дети:

- Потому что она жидкая.

Воспитатель:

- Правильно ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите их и перелейте в тазики на столе.

Воспитатель:

- Ребята, давайте сделаем вывод. Вода льется? Почему?

– Ребята, а где вы видели воду?  Ответы детей.

Опыт № 2. Вода -растворитель

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, что у меня стоит на столе? (ответы детей)

На столе стоят два стакана с водой, песок, сахар.

Воспитатель:

- А  что  произойдет,  если  их  положить  в  воду ?(ответы  детей).

Давайте проверим. В один стакан я положу сахар, в другой песок. Сначала размешаю сахар. Что с ним произошло? Он исчез из воды? (ответы детей).

Попробуйте  сделать  сами.

Попробуйте  воду  сначала.  Положите  сахар.

Размешайте. Давайте попробуем воду,

- какая она стала на вкус?

Дети пробуют, отвечают.

Вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде, она стала сладкой.

Воспитатель:

- А теперь посмотрим, что получилось в другом стакане, куда я бросила песок?  Размешаю.  Что  с  ним  произошло?  Хотите  и  вы  сделать  это самостоятельно. Песок исчез из воды? Песчинки упали на дно. Такую воду пить можно?

Вывод.

Воспитатель:

- Ребята, а давайте вместе поиграем в веселую игру?

Физминутка «Дождик»

Капля раз, капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)

Очень медленно сперва. (прыжки медленно)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)

Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.)

От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).

Опыт № 3 Вода прозрачная

Воспитатель:

- А, я, знаю еще одно очень интересное свойство воды. Хотите, я вам расскажу про это свойство?

Вот смотрите. У нас на столе есть стаканчики с разными жидкостями (молоко, сок, вода). А еще, ребята, у вас на столе лежат камушки. Возьмите один камушек и положите его в стакан с молоком. Положили? А сейчас внимательно посмотрите, видно ли в стакане с молоком камушек. Нет. А почему? Потому, что молоко белого цвета. Берем второй камушек, кладем его в стакан с соком. Камушки видны в стакане с соком? Нет. Почему? Потому, что сок желтого цвета. А теперь положите камушки в стаканчик с водой,  и посмотрите. Видны камушки в воде?

Дети:

- Да, мы их видим.

Воспитатель:

- Делаем вывод.  А как вы думаете? Почему мы их видим? Потому что, вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель:

- Верно, вода прозрачная.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, для чего нужна вода человеку? (мыть руки, умываться, стирать, мыть посуду, готовить еду. Кому еще нужна вода кроме человека? (животным, рыбам, растениям) (Показ демонстрационного материала).

«От водички, от водицы

Все улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Дети умываются,

Солнце улыбается!»

Устали немного? Давайте отдохнём и поиграем в игру. Игра «Капельки и тучка» (Мелодия -шум моря).

Полетели капельки на землю (прыгаем). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (парами кружатся). Встретились ручейки, стали большой речкой (строимся цепочкой и идем друг за другом). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река и попала в большой и пребольшой океан (хоровод). Плавали – плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло (открываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх (садимся на корточки, поднимаемся на носочки руки вверх). Испарились, пропали капельки под лучами солнца. Вернулись к маме тучке. (Подбегаем к тучке).

А теперь, чтобы тучке не было скучно мы нарисуем капельки. Рисовать будем не кисточкой, а пальчиком. Только не забудьте, после рисования капелек вытереть пальчик салфеткой. Теперь наша тучка обрадовалась капелькам.

Вот видишь, Маша, как, оказывается здорово ходить к друг к другу в гости. Можно много нового узнать.

Ребята? Что случилось с Машей по дороге в детский сад? Как мы помогли Маше? Зачем мы это сделали? Какой опыт вам понравился больше всего? Почему? Ответы детей.

Маша:

- Да, это было интересно.  Но мне поря возвращаться домой. Спасибо вам ребята. До свидания! Дает игрушки для игры с водой.

Воспитатель: отмечает работу каждого ребенка:

-Игнат, ты правильно ответил, как нам помочь Маше! Милана и Аня

замечательно выполнили все опыты! Дима и Юля порадовали правильным

выполнением физминутки!  Даша и Саша сегодня давали полные ответы!  Матвей сегодня никого не перебивал!.....

Самоанализ открытой образовательной деятельности по познавательному развитию

Тема: «Маленькие шаги к познанию большого мира. Вода, водичка»

Воспитатель: Денисова Н.М.

Сегодня  вашему  вниманию  было  предложено  посмотреть образовательную  деятельность  с  детьми второй  младшей группы  по познавательному  развитию —«Маленькие шаги к познанию большого мира. Вода, водичка».  При  выборе занятия и  материалов к нему я опиралась на основные принципы , которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей и уровни  их  развития.  В  ходе  моего занятия была  произведена  интеграция следующих   образовательных областей:   познавательная,   социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.

Цель занятия: вовлечение  детей  в элементарную  экспериментальную

деятельность по изучению качеств и свойств воды. Вода – неотъемлемая и самая важная часть нашего мира, знания о воде должны быть базовыми знаниями в познании ребенком мира.

Я поставила для себя следующие задачи, для выполнения заданной цели.

1.  Образовательные: познакомить  детей  со  свойствами  воды  (цвет,  запах);

развивать  навыки  проведения  первых  опытов,  развивать  мышление,  речь,

кругозор  и  любознательность детей, рассказать  о значении  воды  для  всего

живого.

2.  Развивающие:развивать  у  детей  познавательный  интерес, самостоятельность, наблюдательностьчерез эксперементирование.

3.  Воспитательные: воспитывать  умение  работать  в  группе,  воспитывать

бережное        отношение        к        воде.

Структура занятия соответствовала   поставленным   задачам.   Оно

построено  в  логической  последовательности  и  взаимосвязи  частей занятия. Целесообразно  разделила  время  по  всем  частям занятия. Оборудование

использовала  рационально.  Темп занятия

был  выбран  оптимально. Я  обеспечивала  доступность  и  научность  информации.  Объем  предложенного  материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным  возможностям детей. Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала эмоционально. Сумела организовать

межличностное общение.

Были продуманы условия:

1. В группе проветрено, чисто.

2. Продумано размещение

детей, расставлено оборудование.

3.  Подготовлен  соответствующий  материал  для  совместной продуктивной деятельности.

С детьми была проведена предварительная работа.

Технология  построения  моего занятия с  точки  зрения  деятельностного

подхода  состоит  из  следующих  аспектов. Занятие проходило  в  несколько

этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия,

в процессе которого дети приветствовали присутствующих и друг друга, что

создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятие «незнакомых» людей.

Первая   часть занятия содержала   проблемную   ситуацию,   которая

Подготовила детей  к  теме  занятия.  Применяя  такой  прием,  я  развивала у

Детей умение   осмысливать   предметы   и   явления   окружающей действительности, учила детей осознавать преобразование объектов во времени.

На  данном  этапе  были  обобщены  знания детей  о  том,  что Лаборатория

—оборудованное  помещение,  приспособленное  для  специальных  опытов  и

исследований  (химических,  физических,  технических,  механических,

физиологических, психологических и т. д.); обыкновенно при высших учебных

заведениях,  заводах,  аптеках  и  пр.  Вторая  часть  строилась  в  основном  на

использовании всех групп методов: личностных, метопредметных, предметных,

регулятивных. На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им

и  знакомились  с  новыми  свойствами  и  качествами  предметов,  учились  их

сравнивать,  находили  похожие,  общие  признаки.  Происходило  расширение

объема  знаний  и  представлений  о  свойствах  и  качествах

воды.  На  занятии использовались наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей  к  мыслительной  деятельности.  Пособия  достаточного  размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным.

Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей

в  подборе  похожих  по  определенному  признаку  объектов,  связанных  с

темойзанятия:  дети  двигались .  Они  упражнялись  в  умении  работать  по

образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции. На этапе практического

применения   полученных   знаний   и   умений   дети   проводили опыты,

старались выполнять      инструкции,      формировали навыки самоконтроля

при  оценке  своих  выводов.  Они  взаимодействовали  с другими детьми:  помогали,  договаривали,  дополняли  друг  друга.  В  третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение выводов по опытам и  оценок,  в  соответствии  с  выполнением  и  инструкцией  воспитателя.  Дети демонстрировали  осознание себя,  как  участников  творческого  процесса, сформированность  навыков самооценки.  Развитию  любознательности  и

активности,  заинтересованности  и  концентрации  внимания  способствовала

обширная наглядность, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало

детям возможности  отвлекаться  и  уставать.  Не  смотря  на насыщенность

занятия оно   продолжалось   20   минут.   Использовала здоровьесберегающие

методики:  смена  статичных  и  динамичных  поз, подвижная  игра.  В  процессе

занятия реализовался  принцип  индивидуально-дифференцированного  подхода  на  основе  интеграции  образовательных областей.

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода

–принцип психологической комфортности.

В  каждом  моменте  занятий  я  старалась  направлять  детей  на  поиск

решений  проблемы,  помогала приобрести  новый  опыт,  активизировать

самостоятельность.

Специфика  работы  с  детьми  на  занятии  отражалась  в  личностно-

ориентированном  подходе.  Робких  детей  подбадривала,  хвалила,  чтобы

закрепить у них ситуацию успеха.

В связи с тем, что дети еще маленькие (3-4 года) и было много хоровых

ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. также

необходимо  добиваться  четкого  произношения  слов.  Работать  над

звукопроизношение, пополнять активный и пассивный словарный запас. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные

задачи в течение занятия были решены.

В заключении хочу поблагодарить Вас за внимание и надеюсь, что Ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в младшей группе с элементами ТРИЗ - технологии по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром

Задачи: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластмассы и пластилина на основе мыслительных операций; развивать творческое воображание, активизировать словарный запас; воспитыв...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ в младшей группе ТЕМА: «Маленькое путешествие»

Цель: Выявить уровень знания детей по непосредственным образовательным областям: « Познание» (« Формирование целостной картины мира»); «Коммуникация» (« ...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе по теме "Вода"

Цель:  ●        Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;●        Развивать восприятие, внимание, мышление;●...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: " На помощь Колобку ".Образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетиче...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе на тему "Маленькое путешествие"

Цель: Выявить уровень знания детей по непосредственным образовательным областям: « Познание» (« Формирование целостной картины мира»); «Коммуникация» (« ...