Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в старшей группе для детей 5-6 лет «Удивительные свойства магнита
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Машенька»
Конспект занятия
по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
в старшей группе для детей 5-6 лет
«Удивительные свойства магнита»
Подготовила:
Понкратова Наталия Михайловна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Тамбов, 2023
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
Обучающие: закрепить у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:
Орг. момент. Эмоциональная настройка
(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги д/с, здороваются)
- Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, у вас хорошее настроение? Вы готовы к новым знаниям?
- Ребята, мы с вами пришли в лабораторию и нам необходимо вспомнить правила поведения здесь. (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте). А вы хотите не на долго стать сотрудниками лаборатории?
Ответы детей (Нет! Да!)
- Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?
Загадывает загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
Ответы детей (Магнит)
- Правильно, магнит!
Воспитатель достает из коробки магнит и показывает
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- А кто знает, что такое магнит?
Ответы детей: (Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)
- А вы знаете, почему этот камень так называют?
Ответы детей.
- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
Легенда
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей: (Магнитная гора)
- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей: (Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)
- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.
Опытно-экспериментальная часть
- Ребята, я предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?
Ответы детей: (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
- На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
- Что нам понадобится для этого?
Ответы детей: (Магнит)
- Как мы это сможем сделать?
Ответы детей: (Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)
Опыт № 1
- Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на голубую тарелочку, а те которые не притягивает – на зеленую.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей: (Скрепки, монеты, гвоздики…)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей: (Из металла, железа)
- А какие предметы не притянул магнит?
Ответы детей: (Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей: (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
- Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
Опыт № 2
- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Ответы детей: (Да! Нет!)
- Хорошо. Давайте проверим. Мы можем провести два опыта с помощью магнита поучаствовать в гонках или разрисовать тарелочку, какой выбираете?
Ответы детей. (Если дети разошлись во мнениях, можно провести оба опыта).
- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
Готовы? Поехали! Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит?
Ответы детей: (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
- А теперь проведем второй опыт с тарелкой. На ней капли с краской, расположим в центре гайку, а с низу магнит и при перемещении магнита у нас гайка начнет рисовать.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.
- Что-то мы засиделись, вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за столы все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Опыт № 3
- Не так давно по морю проходил корабль и во время шторма его сильно качнуло, и один контейнер с монетами затонул в море, как нам достать монеты тем самым очистить море от металла?
- Как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей: (Да! Нет!)
- Давайте проверим.
Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита. Как мы это сможем сделать?
Ответы детей: (Взять магнит и опустить его в воду.)
- Что же мы видим?
Ответы детей (Предметы притягиваются через воду…)
- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море! Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.
Итог опытно-экспериментальной деятельности
- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе".
Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у нег...
конспект занятия "Волшебный магнит" по экспериментальной деятельности в старшей группе
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" в старшей группе...
Конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Предлагаю конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...
Конспект занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «В лаборатории профессора Чудакова»
Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей, через экспериментальную деятельность с природными красителями....
Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...
Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...
Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в старшей группе с ТНР Тема: «Экспериментирование с мукой. Почему у хлеба разный цвет»
Материал содержит конспект занятия по экспериментированию с мукой, презентацию " От зёрнышка к хлебушку" , картинки-символы "Свойства муки", памятку "Правила поведения в лабор...