Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в старшей группе для детей 5-6 лет «Удивительные свойства магнита
план-конспект занятия по окружающему миру

Понкратова Наталия Михайловна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Машенька»

Конспект занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

в старшей группе для детей 5-6 лет

«Удивительные свойства магнита»

Подготовила:

Понкратова Наталия Михайловна

воспитатель первой квалификационной категории

г. Тамбов, 2023

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Обучающие: закрепить у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы, нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:

Орг. момент. Эмоциональная настройка

(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги д/с, здороваются)

- Все ребята встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, у вас хорошее настроение? Вы готовы к новым знаниям?

- Ребята, мы с вами пришли в лабораторию и нам необходимо вспомнить правила поведения здесь. (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте). А вы хотите не на долго стать сотрудниками лаборатории?  

Ответы детей (Нет! Да!)

- Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Загадывает загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей (Магнит)

- Правильно, магнит!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

- А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей: (Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

- А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей.

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей: (Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей: (Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

Опытно-экспериментальная часть

- Ребята, я предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?

Ответы детей: (Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

- На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

- Что нам понадобится для этого?

Ответы детей: (Магнит)

- Как мы это сможем сделать?

Ответы детей: (Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)

Опыт № 1

 - Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на голубую тарелочку, а те которые не притягивает – на зеленую. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей: (Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей: (Из металла, железа)

- А какие предметы не притянул магнит?

Ответы детей: (Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей: (Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

- Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Опыт № 2

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей: (Да! Нет!)

- Хорошо. Давайте проверим. Мы можем провести два опыта с помощью магнита поучаствовать в гонках или разрисовать тарелочку, какой выбираете?

Ответы детей. (Если дети разошлись во мнениях, можно провести оба опыта).

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

Готовы? Поехали! Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? 

Ответы детей: (Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- А теперь проведем второй опыт с тарелкой. На ней капли с краской, расположим в центре гайку, а с низу магнит и при перемещении магнита у нас гайка начнет рисовать.

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

- Что-то мы засиделись, вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за столы все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Опыт № 3

- Не так давно по морю проходил корабль и во время шторма его сильно качнуло, и один контейнер с монетами затонул в море, как нам достать монеты тем самым очистить море от металла?

- Как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей: (Да! Нет!)

- Давайте проверим.

Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита. Как мы это сможем сделать?

Ответы детей: (Взять магнит и опустить его в воду.)

- Что же мы видим?

Ответы детей (Предметы притягиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море! Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.

Итог опытно-экспериментальной деятельности

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе".

Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у нег...

конспект занятия "Волшебный магнит" по экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" в старшей группе...

Конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Предлагаю конспект продуктивного занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...

Конспект занятия НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «В лаборатории профессора Чудакова»

Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей, через экспериментальную деятельность с природными красителями....

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) в старшей группе с ТНР Тема: «Экспериментирование с мукой. Почему у хлеба разный цвет»

Материал содержит конспект занятия по экспериментированию с мукой, презентацию " От зёрнышка к хлебушку" , картинки-символы "Свойства муки", памятку "Правила поведения в лабор...