Конспект непрерывно-образовательной деятельности на тему: «Всё о мёде»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа
Конспект «Всё о мёде»
Цель: Дать представление детям о происхождении и пользе мёда.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые.
Образовательные области:
- Физическое развитие
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
- Образовательные: Помочь детям проникнуть в тайны происхождения мёда. Закреплять представления о насекомых. Познакомить с особенностями их жизни; с разными сортами мёда, его питательными и целебными свойствами. Познакомить детей с особенностями пряничного теста.
- Развивающие: Развивать мышление, мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, двигательную активность.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к знаниям об окружающей действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.
Индивидуальная работа: по ходу непосредственно-образовательной деятельности.
Предварительная работа: дидактические игры, настольно-печатные развивающие игры, игровые упражнения, чтение художественной литературы, загадки, художественное творчество.
Оборудование, материалы к НОД: корригирующая дорожки, композиционная основа «Цветочная полянка», фотографии с изображением пчёл, макеты ульев, слайды по теме, разные виды мёда в баночках и в сотах, выставка кулинарии (разные выпечки с мёдом), косметические средства, фартуки, косынки, влажные салфетки, формочки, готовое пряничное тесто, скалки, пряности мёд.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в зал, здороваются.
Педагог.
Лакомятся мишки,
Взрослые, детишки
Сладким, ароматным
И на вкус приятным.
- О чём эта загадка, догадались? (О мёде).
Проблему создаёт ребёнок. Меня когда я болела меня мама лечила мёдом, я очень удивилась, почему я так быстро выздоровела. Я хочу узнать побольше, всего о мёде.
Педагог. А вы ребята хотите узнать о происхождении и пользе мёда и где он используется?
Ребята, посмотрите перед нами такая красивая, зелёная поляна, давайте пройдём с вами на неё, и удобно расположимся на поляне.
Беседа с детьми.
- А вы знаете, как появляется мёд? (В свободной беседе выявляются знания детей о происхождении мёда. Дети рассказывают, что мёд собирают пчёлы с цветов.)
- Правильно, появлению мёда на наших столах мы обязаны этой маленькой труженицы – пчёлке. Существует много видов пчёл, но своей славой они обязаны одному виду – пчеле медоносной, или благородной. (показ слайда).
- У пчелы много родственников. Кто может их назвать? (Ответы детей – оса, шершень, шмель - показ слайда).
- Пчёлы живут очень большими семьями. Дети, а вы знаете, где живут пчёлы? (Ответы детей – в дупле дерева или в улье – показ слайда). А как вы думаете, они всё время там живут? Верно, именно в них пчёлки переживают и непогоду, и зимние холода. А весной, когда воздух и прогревается, пчёлы вылетают на облёт, на разведку. Как вы думаете, что ищут пчёлы? (Хотят узнать, зацвели цветы или нет). Ответы детей.
- А сейчас Настя, и Андрей прочитают стихотворения.
1- ребёнок.
Почему это – пчёлка проснулась?
Потому что – тепло к нам вернулось.
Птичьи трели весна принесла.
2- ребёнок.
Ветер – яблоньки ветви качает,
И в саду нашем - солнце встречает.
Первой капелькой мёда – пчела.
Педагог. Всё правильно, пришла весна, пчёлки проснулись и принялись за работу.
Педагог. У пчелы полно хлопот –
Добывать ей нужно мёд.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит….
А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Трудолюбивая пчёлка»
- Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)
- И работать ей не лень. (покачивание указательными пальцами в знак отриц.)
- От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)
- Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)
- Хоботком нектар сосёт, (вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)
- За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)
- Унесёт нектар тот в улей (ритмичные взмахи руками)
- И назад вернётся пулей. (резко руку с вытянутым указ. пальцем вперёд)
- В сотах утрамбует мёд. (постукивание кулачками)
- Будет пчёлкам чем питаться. (имитация движения ложкой)
- Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)
Педагог (продолжает свой рассказ). В полете, пчела с великолепной точностью фиксирует мелькающие внизу цветы. При помощи чего пчела узнаёт цветы? (Ответы детей). Правильно, с помощью зрения, и по запаху, ведь для этого у пчелы есть специальные усики.
Педагог (продолжает свой рассказ). Как вы думаете, на все ли цветы и растения присаживается пчела, чтобы извлечь нектар? (Ответы детей) А на какие присаживается пчела, чтобы извлечь нектар? (Ответы детей). Дети я знаю, что пчела отдаёт предпочтение медоносам. Почему их назвали? Потому что они выделяют много нектара). Какие дети вы знаете растения-медоносы? (Ответы детей - медунице, гречихе, липовому цвету, клеверу, кашки. (показ слайда).
- Нектар, это первопродукт мёда. А как вы думаете, чем собирают пчела нектар? Ответы детей. Правильно, собирается нектар его сосущим хоботком в зобик пчелы. А куда она его несёт? (Ответы детей). Собранный нектар пчела несёт в улей и откладывает в ячейки сот. Здесь и рождается мёд. Показ соты с мёдом.
- Ребята, а вы хотели бы, чтобы на этой полянке появилось больше пчёл? (Ответ детей). Тогда давайте мы с вами сделаем доброе дело. Какое? (Ответ детей) Правильно посадим цветы. Посмотрите на свою одежду, какой вы видите на ней цветом круг, такой и садите цветок.
- Ребята, посмотрите, какой здесь свежий воздух, как тут легко дышится, давайте подышим.
Проводится дыхательная гимнастика «Пчелы»
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе – новоселы.
И. п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
- Ребята, посмотрите, недалеко от нашей полянки расположена пасека. Кто знает, а что такое пасека? Ответы детей.
- Давайте, мы с вами прогуляемся на пасеку? Но прежде чем мы совершим прогулку на пасеку, давайте поговорим о правилах поведения и безопасности. (Не бегаем, не кричим, не размахиваем руками, если к вам подлетит пчела, не ворошим улья и т.д.) Давайте пройдём с вами по мостику. (Идём по дорожке здоровья)
- Ребята, а что это за интересные домики стоят? (Ульи) Ой посмотрите, кто это возле ульев стоит? (Ответы детей – пасечник). Ребята, а как вы думаете, как можно назвать пасечника по-другому. (ответы детей – пчеловод). В чём заключается работа пасечника? Ответы детей.
- Дети, обратите внимание на одежду пасечника? Ответы детей. А почему он так одет? Ответы детей.
- Давайте к нему потихоньку подойдём и негромко поздороваемся.
Пасечник. Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости на пасеку. Слова пасечника.
Пасечник загадывает загадку про улей и после неё проводится игра.
Вот спешит с нектаром пчелка
В этот теремок
И летит с жужжаньем в щелку -
Узенький леток.
Тот, кто любит сладкий мед,
Теремок мне назовет.
Пасечник. Предлагаю поиграть в игру «Найди свой улей». Проводится игра.
Педагог. Дети обратите внимание, сколько у пасечника здесь мёда.
Пасечник. - Я приглашаю вас пройти к выставке мёда. (Дети рассматривают разные сорта мёда, отмечают его отличия по цвету, запаху, вкусу).
Педагог. Ребята, вы знаете какой бывает мёд? Интересно, а как же нам его различить?
Пасечник. Каждый сорт мёда, дети, получил своё название по растению, с которого он был собран.
Давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Подбери название мёду».
У меня есть картинки с изображением растений – медоносов: гречихи, клевера, липового цвета и букета разных цветов. Как будет называться мед, собранный с этих растений – медоносов? Дети определяют растения медоносы и называют сорта мёда. С гречихи – гречишный, с клевера – клеверный, с липового цвета – липовый, а с разных цветов – цветочный.
Педагог. Теперь, вы видите, что у каждого вида мёда есть своё название. А скажите, чем же полезен мёд? (Ответы детей) Правильно. Он лечит от простуды, успокаивает, в нём много полезных веществ.
- Сергей прочитай нам стихотворение о пользе мёда.
«Поскорей от гриппа вы
Мед примите липовый! »
Ну а грусть – тоска придёт,
Вам поможет майский мёд.
И цветочный и гречишный,
Натуральный мёд, отличный!
- Ребята, но, а кто скажет, какая же главная польза от пчёл? (Ответы детей) Правильно. Для природы главная польза от пчёл – это опыление цветов. Большинство цветковых растений просто не могут размножаться без пчёл. Давайте, изобразим, как же это всё происходит. Ну, что превратимся в настоящих пчёлок?!
- Пчелы, выбирают себе цветок, садясь на цветок, «выпачкиваются» в пыльце и переносят её на другие цветы. И только вот ребята из опылённых цветов образуется завязь, а в дальнейшем из завязи вызревает плод (ягоды, фрукты, овощи).
Педагог. Дети давайте споём песню.
Педагог приглашает подойти детей к выставке продукции пчеловодства.
Педагог. Мёд - удивительное природное лекарство. Мёд питает, смягчает, успокаивает кожу, поэтому его добавляют в разные косметические средства. Его используют в медицине, при изготовлении разных лекарств. Мёд широко используют, не только в медицине, но и в косметологии. Какие вы знаете средства, которые помогают нам быть здоровыми и красивыми? (Дети называют: крема, шампуни, гели для душа, мыло и т.д.) Правильно, молодцы!
Переходят к выставке продукции пчеловодства- кондитерские изделия.
Пасечник Мёд используется не только в оздоровительных целях, но и в кулинарии. Посмотрите: здесь представлены вкусные изделия с добавлением мёда: медовые крендельки, пряники разных видов, коврижки, хворост медовый и др.
Педагог. Хотите попробовать? А не хотите ли вы сами испечь, да ещё и гостей угостить. Давайте пройдём на кухню к пасечнику.
А вот если самим испечь, то можно попробовать, Давайте же для этого всё подготовим. (Дети надевают фартуки, головные уборы, нарукавники. Подходят к рабочим столам, на которых заранее подготовлены разделочные доски, присыпанные мукой, пряничное тесто, белковая глазурь, формочки для вырезных пряников, мак, карамельная обсыпка. Педагог напоминает об особенностях приготовления пряничного теста, спрашивает, что нужно добавить в него, чтобы пряники были медовые, показывает какой толщины должны быть лепёшки. Перед работой проводится пальчиковая гимнастика «Улей»
(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели)
Вот маленький улей,
Где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Дети приступают к работе, проявляя творческую фантазию в выборе формы, пряника, в его украшении. Во время приготовления тихо звучит «Полёт шмеля», «Пчёлка Майя».
Педагог. Спасибо большое пасечник, было очень интересно на твоей пасеке. Пасечник. Я вам приготовил горшочек мёда. Слова пасечника.
Педагог. А нам дети пора возвращаться в детский сад, у нас сегодня состоится чаепитие с душистым мёдом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непрерывной образовательной интегрированной деятельности во 2 младшей группе на тему "три поросенка"
конспект непрерывной образовательной интегрированной деятельности во 2 младшей группе на тему "три поросенка"...
Конспект непрерывной образовательной изобразительной деятельности на тему «Наша улица осенью»
Конспект непрерывной образовательной изобразительной деятельности на тему «Наша улица осенью» для средней группы. (нетрадиционное рисование пленкой с пузырьками)...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в старшей группе на тему: Поделки из бросового материала
обучение навыкам работы с бросовым материалом...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...
Конспект Непрерывной образовательной продуктивной деятельности и развитию речи с детьми логопедической группы подготовительного к школе возраста по теме: «Волшебная липа»
Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовитых понятиях.Воспитывать ...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Знакомство с конструктором» (с использованием познавательной технологии, технол
Знакомство детей со строительным конструктором...
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Стрелки у лука»
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на те...