Осеннее путешествие по экологической тропе. «Золотая осень»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.
Задачи:
- обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи);
- способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки), развивать умение различать деревья по листьям;
- Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев.
- формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных.
- Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
- Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы в период золотой осени. Чтение произведений о деревьях, загадывание загадок.
Рассматривание фотоальбома с фотографиями объектов экологической тропы в летний, осенний периоды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель с детьми выходят на улицу,
- Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей «экологическойтропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?
Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.
Воспитатель: Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?
Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.
Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что же делать?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?
Дети: старичок Лесовичок – хозяин экологической тропинки.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним.Лесовичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, что нам пишут?
Воспитатель читает письмо:
«Деревья, как в лесу,
у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших детей покой».
А какие же деревья у нас здесь есть, вы узнаете, когда пройдете по маршруту карты».
Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?
- Ребята, давайте посмотрим по карте куда нам надо идти.(Определяют маршрут)
(Дети подходят к каштану).
Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?
Хором: каштан.
- А что вы знаете о каштане?(ответы детей).
Воспитатель: Каштан – дерево, достигающее 30 метров в высоту, с красивой раскидистой кроной. Листья деревца расположены в разном направлении, на имеющихся длинных черешках у них еще есть и сидячие листочки в количестве 7 штук. Эти листочки короткие и имеют зубчики.Цветы у каштана бледно-розовые или белые. Плоды каштана – округлые зеленые шиповатые коробочки, которые в период созревания раскрываются на 3 створки,и на землю падают орехи. Внутри плодов имеется несколько семян.
- А теперь послушайте загадку:
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы». (Калина)
— Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе калину (подходят к калине)
- Как вы догадались, что это калина? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки калины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Какого они цвета? Почему они такие?
Осенью на калине висят красные гроздья ягод, так называются плоды калины.Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Назовите калину ласково (калинушка, красавица калинушка, кудрявая).
— Похожа калина на каштан?Чем она отличается? (У каштана толстый свол,ветки, - это дерево, а у калины много не очень толстых веток, и они растут кустом.Это кустарник)
- Верно путь вы угадали,
Прямо к цели мы попали.
Вы к березоньке спешите,
На нее вы посмотрите.
Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей). Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?
- Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит, - золотистый плащ шуршит.
Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит! У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.
Воспитатель:
Разноцветный парк, разноцветный сад.
Листопад начался! Начался листопад!
Под ногами у ребят,
Листья весело шуршат!
Воспитатель:
«На березку посмотрите и в лес вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)
Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)
Как скажу вам 1, 2, 3
Так к березке ты беги (Все бегут к березке).
Воспитатель: Слышите, как шуршат листочки под ногами. Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.
Воспитатель: Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная) Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное).
— Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное)
— Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок. А теперь идем дальше.
-Мы с вами пришли к метеостанции.
-Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).
— Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.
Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой.
— А сейчас мы с вами посмотрим, как определяют погоду.
Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).
— Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение)
А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет) Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер.
— Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер) Да, ветер – это движение воздуха. Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)
А почему плохо? (ответы детей)
Физминутка.
В лесу было тихо, деревья дремали (подняться на носки, руки поднять вверх)
Вот ветер подул и они застонали (движения руками из стороны в сторону),
Безжалостно ветер ломал их порой (руки вытянуть, наклоны вправо и влево)
Под дерево сели ребята гурьбой (присели)
Дождались, чтоб стихло ненастье
И снова, как прежде, стоит тишина
Спасибо за солнце и счастье.(Встать, поднять руки и покачать ими)
- А сейчас мы с вами определим, сколько осадков выпало вчера. Для этого используем ещё один прибор – дождемер. (Дети определяют количество выпавших осадков)
«Дождик лей веселей.
Теплых капель не жалей.
Для лесов и для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап-кап, кап-кап».
- Так много вы сегодня узнали. Скажите, почему же листья у деревьев и кустарником опали, а трава пожелтела?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
123osennee_puteshestvie_po_ekologichskoy_trope_-_zolotaya_osen_-_srednyaya_gruppa.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осеннее путешествие по экологической тропе.
«Золотая осень»
Средняя группа.
Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.
Задачи:
- обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи);
- способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки), развивать умение различать деревья по листьям;
- Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев.
- формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.
- Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных.
- Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
- Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы в период золотой осени. Чтение произведений о деревьях, загадывание загадок.
Рассматривание фотоальбома с фотографиями объектов экологической тропы в летний, осенний периоды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель с детьми выходят на улицу,
- Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей «экологическойтропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?
Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.
Воспитатель: Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?
Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.
Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что же делать?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?
Дети: старичок Лесовичок – хозяин экологической тропинки.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним.Лесовичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, что нам пишут?
Воспитатель читает письмо:
«Деревья, как в лесу,
у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших детей покой».
А какие же деревья у нас здесь есть, вы узнаете, когда пройдете по маршруту карты».
Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?
- Ребята, давайте посмотрим по карте куда нам надо идти.(Определяют маршрут)
(Дети подходят к каштану).
Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?
Хором: каштан.
- А что вы знаете о каштане?(ответы детей).
Воспитатель: Каштан – дерево, достигающее 30 метров в высоту, с красивой раскидистой кроной. Листья деревца расположены в разном направлении, на имеющихся длинных черешках у них еще есть и сидячие листочки в количестве 7 штук. Эти листочки короткие и имеют зубчики.Цветы у каштана бледно-розовые или белые. Плоды каштана – округлые зеленые шиповатые коробочки, которые в период созревания раскрываются на 3 створки,и на землю падают орехи. Внутри плодов имеется несколько семян.
- А теперь послушайте загадку:
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы». (Калина)
— Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе калину (подходят к калине)
- Как вы догадались, что это калина? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки калины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Какого они цвета? Почему они такие?
Осенью на калине висят красные гроздья ягод, так называются плоды калины.Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Назовите калину ласково (калинушка, красавица калинушка, кудрявая).
— Похожа калина на каштан?Чем она отличается? (У каштана толстый свол,ветки, - это дерево, а у калины много не очень толстых веток, и они растут кустом.Это кустарник)
- Верно путь вы угадали,
Прямо к цели мы попали.
Вы к березоньке спешите,
На нее вы посмотрите.
Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей). Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?
- Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит, - золотистый плащ шуршит.
Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит! У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.
Воспитатель:
Разноцветный парк, разноцветный сад.
Листопад начался! Начался листопад!
Под ногами у ребят,
Листья весело шуршат!
Воспитатель:
«На березку посмотрите и в лес вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)
Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)
Как скажу вам 1, 2, 3
Так к березке ты беги (Все бегут к березке).
Воспитатель: Слышите, как шуршат листочки под ногами. Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.
Воспитатель: Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная) Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное).
— Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное)
— Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок. А теперь идем дальше.
-Мы с вами пришли к метеостанции.
-Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).
— Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.
Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой.
— А сейчас мы с вами посмотрим, как определяют погоду.
Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).
— Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение)
А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет) Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер.
— Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер) Да, ветер – это движение воздуха. Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)
А почему плохо? (ответы детей)
Физминутка.
В лесу было тихо, деревья дремали (подняться на носки, руки поднять вверх)
Вот ветер подул и они застонали (движения руками из стороны в сторону),
Безжалостно ветер ломал их порой (руки вытянуть, наклоны вправо и влево)
Под дерево сели ребята гурьбой (присели)
Дождались, чтоб стихло ненастье
И снова, как прежде, стоит тишина
Спасибо за солнце и счастье.(Встать, поднять руки и покачать ими)
- А сейчас мы с вами определим, сколько осадков выпало вчера. Для этого используем ещё один прибор – дождемер. (Дети определяют количество выпавших осадков)
«Дождик лей веселей.
Теплых капель не жалей.
Для лесов и для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап-кап, кап-кап».
- Так много вы сегодня узнали. Скажите, почему же листья у деревьев и кустарником опали, а трава пожелтела?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАЗДНИК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ "ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА"
Сценарий музыкально-познавательного праздника-путешествия по экологической тропе "Осенняя прогулка", проводимого на улице для всех групп детского сада....
Осеннее путешествие по экологической тропинке
Экологическая тропинка...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему«Осеннее путешествие по экологической тропе. Золотая осень»Воспитатель первой квалификационной категорииЕльчанинов...
Открытый показ педагогического мероприятия «Осеннее путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропинка, кроме образовательных экскурсий, целевых прогулок, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации проектной деятельности, провед...
Экскурсия в старшей группе по экологической тропинке "Золотая осень"
Цель: закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах....
Прогулка «Путешествие по экологической тропинке ранней осенью».
Формирование элементарных экологических представлений.ЗадачиОбразовательные:- учить детей видеть изменения в природе ранней осенью, самостоятельно делать элементарные выводы;- формировать трудовые нав...
Экологическая тропа " Осеннее путешествие по экологической тропинке"
Цель: закрепить знания детей различать и называть растения, растущие на территории детского сада. Задачи: образовательные: расширять знания детей о растениях детского сада, продолжать знакомить с их...