Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему «Вода - волшебница»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста. На данной НОД дети знакомятся со свойствами воды и ее значении в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt2.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему
«Вода - волшебница»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель: развитие естественнонаучных представлений детей о свойствах воды, ее значении в жизни людей.
Задачи:
1.Дать детям представление, что вода: не имеет цвета, не имеет запаха, не имеет вкуса, испаряется;
2.Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия, память, наблюдательность, речь;
3.Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми, прогнозирование;
4.Развивать мелкую моторику рук.
5.Воспитывать самостоятельность в выборе способа действия в ходе экспериментирования.
6.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнения партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. 7.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседа о воде, её роли в жизни человека. Просмотр видеороликов о значении воды в жизни человека. Проведение экспериментов с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Использование игр о воде: «Какая бывает вода?» «Четыре стихии», «Разрезанные картинки». Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятий:
Демонстрационный: схемы, картинки, мультимедийный проектор, ноутбук, книги с иллюстрациями о воде, сказочный персонаж «Незнайка», магнитофон, аудиозапись «Звон капели».
Раздаточный: прозрачные стаканчики, разноцветная галька, железные крышки для консервирования, синие и красные круги, молоко, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, листы бумаги.
Форма работы: подгрупповая.
Методы и приемы: объяснительно- иллюстративные, словесные, наглядные, художественное слово, поощрение.
К концу НОД дети должны иметь представления:
- о свойствах воды, ее значении в жизни людей.
Уметь:
-использовать воду по назначению;
- работать в группе, учитывать мнения партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Ход НОД: Вводная часть (3 мин)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Вы станете маленькими исследователями. А что мы будем исследовать в лаборатории вы должны догадаться сами.
Включается аудиозапись «Звон капели».
Воспитатель: Прислушайтесь. Что вы слышите? (Капельки падают с крыши, капель. Значит, мы будем исследовать капельки)
Воспитатель: Чтобы точнее ответить на этот вопрос, вам надо отгадать загадки и из первых букв отгадок составить слово.
1.Он могучий исполин, повелитель всех турбин.
С горных круч всегда срывается и головою вниз бросается. (Водопад)
2. То похожи на ежей, на слонов и на моржей.
То – на снежный белый ком, на кораблик и на дом.
Они по небу плывут, путешествовать зовут. (Облака)
3. Скачет он на тонкой ножке по листочкам, по дорожке.
Он цветочки поливает, он всю землю умывает. (Дождь)
4.Белой глыбой ледяной в океане встал стеной.
Знает каждый капитан как опасен великан. (Айсберг)
По мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет первые буквы на доске.
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Вода)
Правильно, «Вода». Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды. Ребята, скажите, какая бывает вода? (Тёплая, горячая, пресная, холодная, газированная)
Воспитатель: Что вода делает? (Капает, течёт, льётся, журчит, растекается, замерзает, тает)
Воспитатель: Для чего вода нужна человеку? (Что бы пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду)
Воспитатель: Где мы получаем знания о воде? (В быту, в сказках, мультфильмах, книгах, энциклопедиях, спрашиваем у взрослых)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много книг о воде принесли нам наши друзья из библиотеки семейного чтения.
Дети рассматривают лежащие на столе книги.
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с грязными руками и щечками.
Основная часть (20 мин)
Воспитатель: Незнайка, ты почему такой грязный?
Незнайка: Да из крана течёт горячая и холодная вода? От холодной я замерзаю, а горячей боюсь обжечься?
Воспитатель: Мы тебе обязательно поможем. Мы сегодня исследуем воду в нашей лаборатории. Я приглашаю тебя к нам. Только, ребята, давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории и расскажем их Незнайке.
Дети называют правила.
- Аккуратно работать с оборудованием, так как посуда стеклянная.
- Внимательно слушать воспитателя и точно выполнять его указания.
- Ничего не пробовать, если это не разрешено.
- В конце делать выводы.
Воспитатель: Но прежде всего мы должны помочь Незнайке умыться. Ему, наверное, очень неприятно быть грязным. -Какой водой комфортнее умываться? (Теплой)
-Почему плохо умываться холодной водой? Когда это может быть хорошо? -Почему нельзя умываться горячей водой? ( Можно обжечься, даже получить ожог).
-Как можно ли помочь Незнайке? Дети делятся самостоятельными предположениями и анализируют их.
- Налить горячую воду и подождать пока вода остынет (но это долго);
- поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);
- смешать холодную и горячую воду ( это быстро и легко).
Воспитатель предлагает детям надеть халаты и пройти в лабораторию. Дети подходят к столам, на которых стоят стаканчики с горячей (1/3 стакана) и холодной водой (1/2 стакана).
Воспитатель предлагает детям осторожно потрогать стаканчики с водой, определить на ощупь, где горячая и где холодная вода. Отметить их, положив рядом с емкостью с горячей водой красный кружок, рядом с холодной - синий. Стакан с горячей водой предлагается накрыть крышкой для консервирования, предварительно определив, что она сухая и чистая.
Воспитатель: Как смешать воду? Можно ли брать в руки емкость с горячей водой? Дети приходят к выводу, что проще всего налить холодную воду в емкость с горячей водой. Подняв крышку со стакана с горячей водой, дети находят на ней капельки.
Воспитатель: Откуда на крышке капли? Дети сами приходят к выводу, что они появились в результате испарения. Осторожно взяв стакан с холодной водой, они доливают ее в стакан с горячей водой. После перемешивания дети сливают всю воду в тазик и предлагают Незнайке умыться.
Делается вывод: для того, чтобы получить теплую воду надо смешать горячую с холодной. В кране тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно. Незнайка благодарит детей и предлагает им поиграть.
Физкультминутка: «Солнышко и тучка».
Тучка по небу гуляла (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Свои капли потеряла.
Уронила на травинки, (Показываем, как падают капли дождя)
На осинки, на рябинки,
На цветочки, на дорожки
И на детские ладошки. (Стучим пальчиками по ладони)
Тучке что-то загрустилось (Изображаем мимикой грусть)
Она в небе растворилась (Приседая машем поднятыми вверх руками,)
Тут и солнце поднялось, (Приподнимаемся, встаем на носочки)
За работу принялось,
Капли стало поднимать, («Собираем капли»)
Снова в тучку собирать. (Дети берутся за руки)
Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, приглашая в лабораторию Незнайку.
Воспитатель: 1 опыт: «Вода не имеет вкуса». - Осторожно попробуйте воду из стаканчиков на столе.
Воспитатель: Какой вкус у воды? (нет вкуса)
Незнайка: А для меня вода очень вкусная.
Воспитатель: Это ты Незнайка, наверное, очень хочешь пить.
Незнайка: Да, я очень хочу пить.
Воспитатель: Когда хочешь пить, нет ничего вкуснее воды. Продолжим наши опыты.
Воспитатель: Добавьте в стакан с водой кусочек сахара. Попробуйте. Что изменилось? (Вода стала сладкая)
Воспитатель: Мы изменили вкус воды. Значит можно сделать вывод, что вода не имеет вкуса и приобретает вкус положенного в нее вещества.
На интерактивной доске выставляется схема «вода не имеет вкуса»
2 опыт: «Вода не имеет запаха».
Воспитатель предлагает детям определить запах воды, аккуратно помахав над ней ладонью, создавая поток воздуха. Воспитатель: Вы чувствуете какой-нибудь запах? (вода не пахнет)
Воспитатель: Добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода пахнет чесноком)
Воспитатель: Делаем вывод, что вода не имеет запаха.
На интерактивной доске выставляется схема.
3 опыт «Вода без цвета, прозрачная!»
Воспитатель: Сравним воду и молоко.
В оба стакана положим по маленькому камешку цветной гальки. В каком стакане мы видим гальку? (мы ее не видим в молоке и видим в воде)
Воспитатель: Делаем ещё один вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
4 опыт: «Вода не имеет формы» Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? (Это куб и шар)
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце, изменят ли они свою форму? (Нет, форма у них не меняется)
Воспитатель: А имеет ли вода форму? Давайте посмотрим, во что налита вода?
( Воспитатель показывает воду, налитую в блюдце, баночку, бутылочку).
Какую форму она имеет? (Вода в бутылочке имеет форму бутылочки, вода в блюдце имеет форму блюдца)
Воспитатель: Мы наливали воду и в блюдце и в баночку, вода есть у нас в бутылке. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет формы, она принимает форму того предмета в который её наливают)
Воспитатель: Вы хорошо поработали, нужно наши наблюдения занести в лабораторный журнал. Сделайте свои зарисовки. Дети делают схематические зарисовки на листах наблюдений.
Заключительная часть (2 мин)
Незнайка: благодарит детей за помощь и полученные знания о воде.
Воспитатель: На этом наша дверь в волшебную лабораторию закрывается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, и что нового узнали о воде? Что вам понравилось?
- Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием интерактивной доски «Космическое путешествие»
Сформировать у детей элементарные знания о космосе....
Конспект занятия с использование интерактивной доски в образовательно области познание на тему:"Транспорт".
Развитие кругозора и позновательно- речевой деятельности для младшей группы по теме "Транспорт"Цель: Формировать представление детей о транспорте.Задачи:1. Образовательные: дать представления о ...
Конспект ООД с использованием интерактивной доски
Цель: Формировать знания детей о домашних и диких животных, их детёнышах. Продолжать знакомить детей с характерными признаками внешнего вида животных, их повадках.Задачи: - систематизировать...
Конспект занятия с использованием интерактивной доски "Тайны леса"
Конспект занятия с использованием интерактивной доски...
Конспект ООД с использованием интерактивной доски в 1-й младшей группе «Домашние животные»
Конспект ООД с использованием интерактивной доскив 1-й младшей группе «Домашние животные»Цель: Формировать знания детей о домашних животных, их детёнышах. Продолжать знакомить де...
Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему «Обучение с приключением»
Данная непосредственно образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Геометрические фигуры". В непосредственно образовательная деятельность ис...
Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему «Витамины и здоровый организм»
НОД по здоровому образу жизни для детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной доски....