Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яковлева Екатерина Васильевна

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета Земля" (экологическое воспитание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»

Образовательная область: познавательное развитие.

Формы организации: коллективная (групповая, подгрупповая)

Задачи: сформировать представление детей о том, что планета Земля – это громадный шар, большая часть которого покрыта водой – океанами и морями, и кроме воды. Дать понятие о материках – твердой земле – суше, где живут люди. Актуализировать знания о названиях материков (Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида). Уточнить представление о полюсах земного шара (Северный и Южный), их сходстве и различии. Закрепить знания о том, что на планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Воспитывать любовь и бережное отношение к своей Планете.

Используемый материал и оборудование: кукла Незнайка, глобус, географическая карта мира, большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), 2 флажка из бумаги красного и синего цветов, бледно-зеленая и желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, карандаш, двусторонний скотч (заранее закрепить на контурах материков и флажков).

Предварительная работа: рассматривание глобуса, географической карты мира и России, иллюстраций нашей страны и планеты.

Ход ООД:

Мотивирующий этап.

Воспитатель. Ребята, познакомьтесь с нашим гостем (показывает Незнайку). Он пришел к нам в группу, чтобы похвастаться своей новой игрушкой (показывает глобус). Только вот беда, Незнайка совершенно не знает, что это такое и что с ним делать… Как вы думаете, сможем ли мы ему помочь и рассказать о том, что это за предмет и зачем он нужен? (ответы детей) Хорошо. Тогда предлагаю посадить Незнайку с нами рядом, и пусть он послушает, о чем мы с вами сейчас будем беседовать.

Деятельностный этап.

Вопросы воспитателя:

  1. Кто знает, как называется это предмет? (глобус - макет, уменьшенная модель нашей планеты).
  2. Как называется наша планета, на которой мы живем? (Земля).
  3. Зачем нужен глобус? (На нем наглядно видно, что наша планета имеет форму шара, и как она выглядит на самом деле, из космоса, когда на нее смотрят космонавты.  Как на ней относительно друг друга расположены материки и океаны, какие они имеют размеры относительно друг друга.)
  4. Почему это нельзя увидеть на географической карте мира? (это сложно увидеть на карте, так как она плоская)

Воспитатель:  Верно, ребята, наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Давайте мы сейчас внимательно посмотрим на глобус и расскажем нашему гостю, что же на нем нарисовано и что это обозначает.

(Вопросы воспитателя чередуются пояснением ответов детей или объяснением нового материала при затруднении с ответом):

  1. Чем покрыта большая часть нашей планеты? (водой, на глобусе – голубой цвет)
  2. Кто сможет сказать, как называются эти водоемы (очертить границы океанов и морей, провести по линиям рек)? (океаны, моря, реки, озера)
  3. Сколько всего океанов и как они называются? (4 - Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океаны, одновременно показывать их на глобусе)
  4. Знает ли кто названия морей? (при затруднении - назвать и показать моря нашей страны - Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское, Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское – нужно показывать их на глобусе)
  5. Что есть еще на планете Земля, кроме морей и океанов? (большие участки твердой земли –материки, суша)
  6. Как называется самый большой материк? (Евразия – Европа и Азия вместе, они не разделены океаном. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу)
  7.  Названия каких еще материков вы можете вспомнить? (Африка расположена посередине земного шара, немного ближе к Южному полюсу)
  8.  А знает ли кто из вас, как называется вот эта очень интересная суша, длинная, состоящая из двух частей (показать Америку) (этот материк состоит из двух частей: верхняя часть – это Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей. Эта суша протянулась по всему земному шару – от Северного полюса к Южному. Расположена она на другой стороне земного шара).
  9. Как называется эта часть нашей планеты Земля (показать на глобусе на полюса Земли)? (два полюса).
  10.  Как они называются? (Северный – сверху земного шара, Южный – внизу). Можно попросить ребенка показать их на глобусе.
  11. Что вы можете рассказать о полюсах земного шара? (Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе еще холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида).
  12. Остался последний материк, как он называется? (Австралия, самый маленький материк, эта суша, как большой остров, окружена со всех сторон океаном.

Воспитатель: (берет Незнайку в руки и показывает ребятам) Спасибо вам, ребята! Я теперь знаю, что это не игрушка, а модель Земли и что так выглядит земной шар (медленно поворачивать глобус вокруг оси.) Вы так много знаете! Интересно, кто же живет в морях и океанах? (Ответы детей.) А на суше живет кто-нибудь? Кто же? (Ответы детей)

А давайте вместе со мной немного отдохнем и поиграем?

Динамическая пауза:

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали  (Ходьба на месте)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели (Присесть)

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть)

Повторить несколько раз, попросить выйти ребенка и показать движения остальным.

Воспитатель: Молодцы, отдохнули? Все верно, ребята, на всех материках обитает много живых существ: растут растения, живут крупные и мелкие животные, люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема – Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить там постоянно. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана. И об этом мы поговорим в другой раз. А сейчас давайте мы с вами сделаем самодельный глобус, как у Незнайки, который будет изображать Землю.

На столе подготовлены голубой мяч; вырезанные из бумаги материки, флажки из бумаги красного и синего цвета (использовать двусторонний скотч для приклеивания

 Возьмем большой голубой мяч – это и будет планета Земля. Полюсы Земли мы обозначим небольшими флажками: Северный – синим, а Южный – красным (вместе с детьми прикрепить флажки). Большая часть планеты – вода, поэтому мы взяли голубой шар – голубой цвет похож на воду. Сейчас шар одноцветный, как будто эта игрушечная Земля вся покрыта водой. Материки я вырезала их из бумаги. Вы поможете мне приклеить их на планету (глобус).

Напомните, как называется самый большой материк? (Евразия), он расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу. (Дети помогают приклеить.)

Вот следующий материк – Африка. (Показать.) Африка расположена посередине земного шара, немного ближе к Южному полюсу. (Приклеить.)

А вот этот длинный, состоящий из двух частей, материк, соединяющийся тонкой полоской, называется ____________(спросить у ребенка)? Верно! Верхняя часть – это Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Расположена от Северного полюса к Южному  на другой стороне земного шара. (приклеить контур)

А вот этот материк, который называется Антарктида, мы должны наклеить куда? (спросить у ребенка) Верно, на полюс, который называется Южным и расположен он _________ (попросить ребенка показать на макете глобуса).

И, наконец, вот этот небольшой материк, который окружен со всех сторон океаном, мы приклеиваем вот сюда (показать, затем вместе с детьми приклеить) Как он называется? Верно – Австралия.

Динамическая пауза

Наклонилась сперва к низу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы руки из-за головы.

Воспитатель: а сейчас надо закончить изготовление глобуса. Если моря и океаны у нас голубые, то сушу надо тоже раскрасить. Там, где суша постоянно покрыта снегом, оставим ее белой. Покажите, какая суша останется белой. (Дети показывают.) Да, Антарктида, еще северная часть Америки, Европы, Азии.

Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зеленых растений, поэтому большую часть суши закрасим бледно-зеленым цветом: всю Европу и Азию, Австралию, часть Северной и Южной Америки. (Дети помогают закрашивать.)

В средней части земного шара. (Воспитатель показывает широкий пояс экватора.) очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (Ответы детей.) Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Давайте большую часть Африки закрасим желтым цветом. Юг Северной Америки тоже весь в пустынях.

Вот теперь наш глобус получился разноцветным. И мы вместе с Незнайкой теперь знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), а где вода – океаны и моря. (Все рассматривают глобус и любуются им.)

А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк, где на нем место, которое занимает наш город? Как называется наш город? (Ответы детей.) Как называется наша страна, наше государство? (Ответы детей.) Я покажу вам, где находится Россия. (Показывает и обводит границу.) Наше государство – Россия – расположено вот на этом материке. Наша страна большая и занимает много места на глобусе. Кто знает, как называется главный город России? (Ответы детей.) Правильно, Москва. Смотрите, где она находится. Я здесь напишу: "Москва". А где же находится наш город – город, в котором мы живем? (Воспитатель рисует кружок и пишет название города.)

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

Рефлексивный этап.

Что нового вы узнали о нашей планете? Что было самым сложным? Что больше всего понравилось? Ребята, а Незнайка в знак благодарности приготовил для вас сюрприз – контуры нашей красивой планеты Земля, которые вы сможете раскрасить в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе "Наша планета Земля"

Занятие в подготовительной группе  "Наша планета Земля"12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета - Земля"

Занятие проводится в подготовительной группе с целью познакомить детей с проблемой окружающей среды на нашей планете....

Конспект НОД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной к школе группе «Берегите наш город от мусора»

Формирование представлений о факторах окружающей среды родного города, оказывающих влияние на здоровье человека....

Конспект НОД в подготовительной группе «Наша планета - Земля»

Конспект НОД в подготовительной группе. Образовательная область: познавательное развитие.Тема: «Наша планета - Земля»Цель: Иметь представление о проблемах окружающей среды ...

Конспект НОД по рисованию в смешанной технике в средней группе "Наша планета — Земля"

Конспект НОД по рисованию в смешанной технике в средней группе                "Наша планета — Земля"...