Конспект образовательной деятельности "Такая знакомая незнакомая Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Светлана Олеговна

Цель: Познакомить детей с одной из версий образования планеты Земля

 

Программные задачи:

 «Познавательное развитие»

  • Формирование элементарных представлений об истории образования планеты Земля.
  • Знакомство с одной из гипотез возникновения планеты Земля.
  • Развитие поисково-познавательной способности и интереса к природе, желания её изучать.
  • Воспитание необходимости использования знаний о природе с целью ее сохранения.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формирование способности размышлять, обосновывать своё мнение, обобщать результаты опытов.
  • Развитие воображения, ассоциативного и творческого мышления, эмоциональной отзывчивости.
  • Формирование навыка взаимодействия друг с другом и со взрослыми.
  • Воспитание чувства гордости за свою планету: Земля «общий дом для живых существ» и этот «дом» надо беречь.

 

«Речевое развитие»

  • Формирование у детей навыка самостоятельности суждений.
  • Воспитание культуры речевого общения.

 

 

Словарь: космические тела, вулкан, «машина времени», метеориты, огненный шар, астероиды, ядро, огненная лава, оболочка, прошлое

 

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с моделью Земли – глобусом; живыми существами, населяющими нашу планету
  2. Оформление выставки: «Земля – наш дом»
  3. Посещение передвижного планетария

 

Оборудование и материалы: проектор, музыка, варенное яйцо, таз, камни, песок, земля, масло, глобус, макет «Рельеф Земли», прозрачный контейнер, пена для бритья, лейка, кусочки бумаги, растительное масло, ватман, карандаши

 

 

 

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Сейчас мы сядем с вами в космическую «машину времени». Вы знаете, что такое «машина времени»?

Дети: высказывания детей.

В: Посмотрите, вот она!  Показывает прибор со стрелкой и цифрами.

Ну, что готовы к путешествию? Тогда передвинем стрелку на много тысяч лет назад! Приготовились, полетели……

Звучит «космическая» музыка, на проекторе видео космоса: камни, астероиды, планеты…  Дети берутся за руки и кружатся в хороводе, имитируя путешествие в прошлое. Когда музыка стихает, дети присаживаются в круг.

Сегодня мы посмотрим, как образовалась наша планета. Вы помните, как называется наша планета?

Д: Мы живем на планете Земля!

В: Верно! Мы очутились  в далеком-далеком прошлом. Когда еще не было нашей планеты!

В середину круга воспитатель помещает таз с водой. Таз прикрыт тканью. Воспитатель убирает ткань и приглашает детей подойти ближе. Рядом с тазом стоят емкости, в которых лежат небольшие бумажки, мел, маленькие камешки, земля, песок.

В: Ребята, в нашей Вселенной ничего не стоит на месте. Все космические тела находятся в постоянном движении.

Воспитатель рукой раскручивает воду в тазу так, чтобы образовалась воронка.

В: Как эта вода в тазу вращается, так и в космосе все движется и вращается. Ваня, продолжи, пожалуйста, вместо меня движение.

Один из детей продолжает вращение воды в тазу.

В: Дети, мы знаем, что во Вселенной движется много разных космических тел. Какие космические тела вам уже известны?

Д: Планеты, звезда, луна, метеориты, астероиды.

В: Верно! Посмотрите, в мисках у нас находятся разные предметы. Пока Ваня демонстрирует нам движущуюся вселенную, мы с вами добавим в нее разные космические тела. К примеру, этот камушек словно метеорит. Давайте запустим его в космос. А бумага у нас будет выполнять роль астероида.

Воспитатель опускает камушек и бумагу в воду.

В: Маша, а ты какой предмет запустишь в космос?.. А у тебя, Коля, что это?..

Дети опускают предметы в воду (бумажки, камушки, мел) и перечисляют космические тела. Вода продолжает раскручиваться.

В: Ребята, посмотрите, как в тазу приклеиваются бумажки друг ко другу. Точно также в космосе астероиды притягиваются, собираются вместе. Затем они начинают тереться друг о друга.

Потрите быстро-быстро ладошки друг о друга. Что вы чувствуете?

Д: Ладошки нагрелись и стали горячими.

В: Точно также и астероиды терлись долго и сильно друг о друга, нагрелись, расплавились и превратились в большой огненный шар. Но астероиды и метеориты, из которых получился шар, были разного веса, состояли из разных материалов. По этой причине шар был не везде одинаковым. Посмотрите, что произошло дальше.

Воспитатель наливает в таз ложку растительного масла, ложку песка, ложку земли, вращение воды останавливаем.

В: Ребята, что вы видите? Что у нас происходит?

Д: Песок, камни, мел вместе слиплись и опустились на дно.

В: Вы очень наблюдательны, молодцы! Также, как у нас в воде, в огненном шаре сначала все было перемешано, но постепенно более лёгкое  всплывало на поверхность, а тяжелое опускалось вниз. А на поверхности Земли образовалась скорлупа, как у яйца.

 Воспитатель показывает яйцо.

В: А что находится внутри у яйца? 

Д: В центре яйца находится желток.

В: Вы правы!  Также  как в яйце есть желток, в середине Земли расположено  ядро.

В: Итак, ядро будущей Земли образовалось, но скорлупа ее была еще очень тонкая. Как мы это видим в тазу?

Д: Здесь есть тонкая пленка масла.

В: Внутри Земля продолжала оставаться раскаленным шаром, оболочка этого шара была тонкой, поэтому сквозь нее все время прорывалась огненная лава. Вам знакомо это природное явление?..

Д: Да! Это вулкан!

В: Верно, дети! Приглашаю вас поиграть в игру под названием «Вулкан».

 

Дети садятся на корточки и притворяются спящими. Какое-то время они сидит тихо–тихо. Затем вулканы начинают просыпаться. Сначала они начинает тихонечко гудеть, постепенно вставать с корточек и прибавлять громкость гудения. Чем выше встают дети, тем громче они гудят, а выпрямившись полностью, резко подскакивают и выбрасывает руки вверх. Распрямившись, вулкан может сделать несколько прыжков.

После того, как «вулканы изверглись», они начинают «затухать», дети  снова садятся на корточки и засыпают. Потом спокойно встают и возвращаются в круг.

 

В: Итак, Земля была буквально «усыпана» вулканами. Когда вулкан извергается, вместе с лавой поднималось очень много пыли, образовались тучи и заволокли Землю от Солнца. Пошел дождь. Этот дождь длился несколько лет, не прекращая. Как вы думаете, он был такой же обычный дождь, который мы видим с вами за окном в наше время?

Воспитатель выслушивает ответы детей и приглашает их к столу.

В: Ребята, давайте пронаблюдаем, какими были дожди в те далекие времена.

Воспитатель наливает воду в прозрачный контейнер, а сверху выдавливает пену для бритья.

В: Посмотрите, это облако. Если вокруг взрывается много вулканов, много пыли поднимается, будут ли эти облака чистыми?

Д: Нет, облака, становятся пыльными, черными, загрязненными.

Воспитатель капает пипеткой несколько капель чернил на пену для бритья, и дети видят, как в воде появляются струйки грязной воды.

В: Дожди в тот период были очень опасными.

Затем воспитатель подводит детей к макету рельефа Земли.

В: Итак, дожди шли много-много лет…

Воспитатель лейкой поливает макет рельефа. Дети видят, как макет полностью скрывает вода.

В: Что случилось в этот период с нашей планетой?

Д: Планета была вся залита водой.

В: Верно! Когда Солнце, наконец, появилось из-за облаков и увидело Землю, оно не узнало её. Земля стала голубой от воды.

Воспитатель демонстрирует глобус.

В: В те далекие времена на поверхности выступали только небольшие участки земли и это было очень хорошо, потому, что в воде начала зарождаться жизнь… Так появилась Земля…

Сейчас я передвину стрелку  нашей космической «машины времени» вперед. А это значит, что  наше путешествие закончилось! 

Мы узнали об одном из предположений о том, как образовалась планета Земля!

Ребята, а что вам запомнилось в нашем путешествии более всего, что было самым интересным?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

В: Скажите, пожалуйста, о чем бы вы хотели бы узнать подробнее?..

Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает записать на ватмане интересные для детей темы.

В: Мы с вами записали интересные для нас вопросы и обязательно их изучим.

Дети выбирают тему для ближайшего изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_takaya_znakomaya_neznakomaya_zemlya.docx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такая знакомая незнакомая улитка

Интегрированное занятие...

Конспект познавательного занятия «Знакомый незнакомый апельсин»

middot;         Вызвать интерес к окружающему миру и совместной деятельности детей и взрослых....

Конспект образовательной деятельности с детьми "Земля - Мой Дом"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первонач...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»

В конспекте представлен материал интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....

Презентация к НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»

Впрезентации представлен материал к интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....

конспект по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе.

Цель:создать условие для развития представлений детей о правилах общения с незнакомыми людьми....

Конспект образовательной деятельности "Водные ресурсы земли"

Тема:«Водные ресурсы Земли»Цель:формирование у детей понятия значимости воды.Задачи:Воспитательные: - воспитывать умение и желание отвечать на вопросы, опираясь на свой опыт и знания...