Конспект образовательной деятельности "Такая знакомая незнакомая Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с одной из версий образования планеты Земля
Программные задачи:
«Познавательное развитие»
- Формирование элементарных представлений об истории образования планеты Земля.
- Знакомство с одной из гипотез возникновения планеты Земля.
- Развитие поисково-познавательной способности и интереса к природе, желания её изучать.
- Воспитание необходимости использования знаний о природе с целью ее сохранения.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Формирование способности размышлять, обосновывать своё мнение, обобщать результаты опытов.
- Развитие воображения, ассоциативного и творческого мышления, эмоциональной отзывчивости.
- Формирование навыка взаимодействия друг с другом и со взрослыми.
- Воспитание чувства гордости за свою планету: Земля «общий дом для живых существ» и этот «дом» надо беречь.
«Речевое развитие»
- Формирование у детей навыка самостоятельности суждений.
- Воспитание культуры речевого общения.
Словарь: космические тела, вулкан, «машина времени», метеориты, огненный шар, астероиды, ядро, огненная лава, оболочка, прошлое
Предварительная работа:
- Знакомство детей с моделью Земли – глобусом; живыми существами, населяющими нашу планету
- Оформление выставки: «Земля – наш дом»
- Посещение передвижного планетария
Оборудование и материалы: проектор, музыка, варенное яйцо, таз, камни, песок, земля, масло, глобус, макет «Рельеф Земли», прозрачный контейнер, пена для бритья, лейка, кусочки бумаги, растительное масло, ватман, карандаши
Ход образовательной деятельности:
В: Ребята, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Сейчас мы сядем с вами в космическую «машину времени». Вы знаете, что такое «машина времени»?
Дети: высказывания детей.
В: Посмотрите, вот она! Показывает прибор со стрелкой и цифрами.
Ну, что готовы к путешествию? Тогда передвинем стрелку на много тысяч лет назад! Приготовились, полетели……
Звучит «космическая» музыка, на проекторе видео космоса: камни, астероиды, планеты… Дети берутся за руки и кружатся в хороводе, имитируя путешествие в прошлое. Когда музыка стихает, дети присаживаются в круг.
Сегодня мы посмотрим, как образовалась наша планета. Вы помните, как называется наша планета?
Д: Мы живем на планете Земля!
В: Верно! Мы очутились в далеком-далеком прошлом. Когда еще не было нашей планеты!
В середину круга воспитатель помещает таз с водой. Таз прикрыт тканью. Воспитатель убирает ткань и приглашает детей подойти ближе. Рядом с тазом стоят емкости, в которых лежат небольшие бумажки, мел, маленькие камешки, земля, песок.
В: Ребята, в нашей Вселенной ничего не стоит на месте. Все космические тела находятся в постоянном движении.
Воспитатель рукой раскручивает воду в тазу так, чтобы образовалась воронка.
В: Как эта вода в тазу вращается, так и в космосе все движется и вращается. Ваня, продолжи, пожалуйста, вместо меня движение.
Один из детей продолжает вращение воды в тазу.
В: Дети, мы знаем, что во Вселенной движется много разных космических тел. Какие космические тела вам уже известны?
Д: Планеты, звезда, луна, метеориты, астероиды.
В: Верно! Посмотрите, в мисках у нас находятся разные предметы. Пока Ваня демонстрирует нам движущуюся вселенную, мы с вами добавим в нее разные космические тела. К примеру, этот камушек словно метеорит. Давайте запустим его в космос. А бумага у нас будет выполнять роль астероида.
Воспитатель опускает камушек и бумагу в воду.
В: Маша, а ты какой предмет запустишь в космос?.. А у тебя, Коля, что это?..
Дети опускают предметы в воду (бумажки, камушки, мел) и перечисляют космические тела. Вода продолжает раскручиваться.
В: Ребята, посмотрите, как в тазу приклеиваются бумажки друг ко другу. Точно также в космосе астероиды притягиваются, собираются вместе. Затем они начинают тереться друг о друга.
Потрите быстро-быстро ладошки друг о друга. Что вы чувствуете?
Д: Ладошки нагрелись и стали горячими.
В: Точно также и астероиды терлись долго и сильно друг о друга, нагрелись, расплавились и превратились в большой огненный шар. Но астероиды и метеориты, из которых получился шар, были разного веса, состояли из разных материалов. По этой причине шар был не везде одинаковым. Посмотрите, что произошло дальше.
Воспитатель наливает в таз ложку растительного масла, ложку песка, ложку земли, вращение воды останавливаем.
В: Ребята, что вы видите? Что у нас происходит?
Д: Песок, камни, мел вместе слиплись и опустились на дно.
В: Вы очень наблюдательны, молодцы! Также, как у нас в воде, в огненном шаре сначала все было перемешано, но постепенно более лёгкое всплывало на поверхность, а тяжелое опускалось вниз. А на поверхности Земли образовалась скорлупа, как у яйца.
Воспитатель показывает яйцо.
В: А что находится внутри у яйца?
Д: В центре яйца находится желток.
В: Вы правы! Также как в яйце есть желток, в середине Земли расположено ядро.
В: Итак, ядро будущей Земли образовалось, но скорлупа ее была еще очень тонкая. Как мы это видим в тазу?
Д: Здесь есть тонкая пленка масла.
В: Внутри Земля продолжала оставаться раскаленным шаром, оболочка этого шара была тонкой, поэтому сквозь нее все время прорывалась огненная лава. Вам знакомо это природное явление?..
Д: Да! Это вулкан!
В: Верно, дети! Приглашаю вас поиграть в игру под названием «Вулкан».
Дети садятся на корточки и притворяются спящими. Какое-то время они сидит тихо–тихо. Затем вулканы начинают просыпаться. Сначала они начинает тихонечко гудеть, постепенно вставать с корточек и прибавлять громкость гудения. Чем выше встают дети, тем громче они гудят, а выпрямившись полностью, резко подскакивают и выбрасывает руки вверх. Распрямившись, вулкан может сделать несколько прыжков.
После того, как «вулканы изверглись», они начинают «затухать», дети снова садятся на корточки и засыпают. Потом спокойно встают и возвращаются в круг.
В: Итак, Земля была буквально «усыпана» вулканами. Когда вулкан извергается, вместе с лавой поднималось очень много пыли, образовались тучи и заволокли Землю от Солнца. Пошел дождь. Этот дождь длился несколько лет, не прекращая. Как вы думаете, он был такой же обычный дождь, который мы видим с вами за окном в наше время?
Воспитатель выслушивает ответы детей и приглашает их к столу.
В: Ребята, давайте пронаблюдаем, какими были дожди в те далекие времена.
Воспитатель наливает воду в прозрачный контейнер, а сверху выдавливает пену для бритья.
В: Посмотрите, это облако. Если вокруг взрывается много вулканов, много пыли поднимается, будут ли эти облака чистыми?
Д: Нет, облака, становятся пыльными, черными, загрязненными.
Воспитатель капает пипеткой несколько капель чернил на пену для бритья, и дети видят, как в воде появляются струйки грязной воды.
В: Дожди в тот период были очень опасными.
Затем воспитатель подводит детей к макету рельефа Земли.
В: Итак, дожди шли много-много лет…
Воспитатель лейкой поливает макет рельефа. Дети видят, как макет полностью скрывает вода.
В: Что случилось в этот период с нашей планетой?
Д: Планета была вся залита водой.
В: Верно! Когда Солнце, наконец, появилось из-за облаков и увидело Землю, оно не узнало её. Земля стала голубой от воды.
Воспитатель демонстрирует глобус.
В: В те далекие времена на поверхности выступали только небольшие участки земли и это было очень хорошо, потому, что в воде начала зарождаться жизнь… Так появилась Земля…
Сейчас я передвину стрелку нашей космической «машины времени» вперед. А это значит, что наше путешествие закончилось!
Мы узнали об одном из предположений о том, как образовалась планета Земля!
Ребята, а что вам запомнилось в нашем путешествии более всего, что было самым интересным?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
В: Скажите, пожалуйста, о чем бы вы хотели бы узнать подробнее?..
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает записать на ватмане интересные для детей темы.
В: Мы с вами записали интересные для нас вопросы и обязательно их изучим.
Дети выбирают тему для ближайшего изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_takaya_znakomaya_neznakomaya_zemlya.docx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такая знакомая незнакомая улитка
Интегрированное занятие...
Конспект познавательного занятия «Знакомый незнакомый апельсин»
middot; Вызвать интерес к окружающему миру и совместной деятельности детей и взрослых....
Конспект образовательной деятельности с детьми "Земля - Мой Дом"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первонач...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»
В конспекте представлен материал интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....
Презентация к НОД в подготовительной к школе группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомая-незнакомая соль»
Впрезентации представлен материал к интегрированной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, с элеменатами экспериментальной деятельности....
конспект по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе.
Цель:создать условие для развития представлений детей о правилах общения с незнакомыми людьми....
Конспект образовательной деятельности "Водные ресурсы земли"
Тема:«Водные ресурсы Земли»Цель:формирование у детей понятия значимости воды.Задачи:Воспитательные: - воспитывать умение и желание отвечать на вопросы, опираясь на свой опыт и знания...