Методическая разработка совместного педагогического проекта по экологическому воспитанию,эмоционально – нравственному, познавательно-речевому, социально-личностному развитию на тему " Берегите птиц зимой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_ptits_zimoy.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

             Методическая разработка совместного педагогического проекта по эмоционально – нравственному, познавательно-речевому, социально-личностному развитию  на тему  « Берегите птиц зимой » в подготовительной группе   воспитателя  МБДОУ  Д/С N41  п. Приморский   Филипповой Натальи Васильевны.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько  гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце ест

И для птиц тепло.

А. Яшин

                                     

                                  Паспорт проекта:

Полное название проекта : «Берегите птиц зимой»                                                                          Тип проекта: эмоционально  нравственный, познавательный.                                                                                  Характер проекта: творческий.                                                                                                                       Участники проекта: дети подготовительной  группы, педагоги, родители воспитанников                                                                                                               Место реализации: детский сад.                                                                                                                             По количеству участников:  групповой.                                                                                           Продолжительность проекта:  краткосрочный. (25 ноября –25 декабря 2018г).

Описание проекта: Данный проект направлен на формирование у детей экологического, научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде.                                                                                                  

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание  экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.



Задачи проекта:

-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

-организовать регулярную подкормку птиц.

-практическое выполнение кормушек;
- сделать анализ и обобщить результат.


Актуальность

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Практическая значимость проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу.


Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и её окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.

После завершения проекта дети смогут:

-закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;

-научатся различать птиц по внешнему виду;

-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;

-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

Ожидаемый результат:

-дети, имеющий представление о зимующих птицах; умеющий совместно с родителями изготовить кормушку; знающий каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.

Участники проекта:  дети подготовительной группы  «Солнышко» , родители воспитанников, воспитатель.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Срок проведения - январь.

- Основной (практический) этап.

Срок проведения – февраль .

- Заключительный этап.

Срок проведения - март

План  реализации проекта

-Наблюдение за зимующими птицами; рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.

-Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.

-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.

-Составление связанного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах.

-Проведение выставки кормушек, сделанных своими руками.

-Просмотр документальных видеофильмов о зимующих и перелетных птицах нашего края.


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

-Как тебе живется, птица?

Проблемные вопросы

-Остаются ли птицы зимовать?

-Будут ли птицы пользоваться помощью человека?

Развивающие вопросы

-Чем птицы питаются, если нет кормушек?

-Из чего можно сделать кормушку?

-Как правильно наблюдать за птицами у кормушки?

-Зависит ли внешний вид птицы (клюв, лапы) от способа питания?

-Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека?

-Какие птицы зимуют в нашей местности?


Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический

Задачи:

-расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания

-обсуждение цели и задач с детьми и родителями

-создание необходимых условий для реализации проекта.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Водоёмы покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают.

Вывод: зимующим птицам нужно помогать.

2. Практический.

Проведение природоохранной акции:

- экскурсии по экологической тропе;

- изготовление совместно с родителями кормушек;

- выставка кормушек;

- размещение кормушек;

- уход за кормушками;

- заготовка корма для птиц;

- подкормка и наблюдение за птицами

- тематические выставки (фотовыставка, выставка книг);

- выставка детских работ (рисунки; аппликации; рисунки-раскраски с математическими примерами; фигурки птиц, сделанных из пластилина, поделки );

Развитие речи:

- составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах;

Ознакомление с художественной литературой:

- В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.


Дидактические игры:

- «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».

Подвижные игры:

- «Совушка», «Собачка и воробьи», и т.д..

3.Зключительный этап.

- Обработка  результатов по реализации проекта;

- Презентация проекта;

- Изготовления кормушек

- Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано;

- Оценка воспитанниками, педагогом и родителями своего участия в проекте;

- Оценить пользы проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам).

Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Реализация проекта

Проект "Зимующие птицы" был заведен нами в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, воспитанники детского «Солнышко» отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями и администрацией д/сада решили организовать работу в проекте «Зимующие птицы». В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.

Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с родителями собрали в группе библиотечку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством воспитателя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющий нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводятся занятия по познавательному развитию «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизируют знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждаем, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.

Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

В это время для родителей оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.

Воспитанники с родителями дома изготовили кормушки из разного материала: В группе организована выставка кормушек. Во время занятий мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Мы с воспитанниками тщательно изучили территорию и решили закрепить кормушки на деревьях, а одну кормушку - расположить возле нашего окна, чтобы мы смогли наблюдать за птицами и во время занятий и игр.

Надеюсь, что в ходе реализации проекта появятся активные участники, которые каждый день из дома будут приносить различный корм и кормить птиц. Некоторые воспитанники свои кормушки развесили и возле своих домов, они с родителями подкармливают птиц, наблюдают за их поведением и рассказывали всем, какие птицы прилетали на кормушки.

Заключение

Таким образом, я уверена, что в процессе реализации проекта у детей успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширяют и систематизируют свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнают, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также учатся организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.

Так как это становится для них важным они уже не останавливаются на достигнутом, а определяют перспективы: птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц мы будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка. Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды"

Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды" для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

       Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

Методическая разработка : Паспорт педагогического проекта"Снеговик озорник"

Педагогический проект "Снеговик -озорник" с детьми ОВЗ разновозростной группы "Со сложными дефектами"   В данном проекте представлены методы и приемы работы с детьм...

Методическая разработка к педагогическому проекту "От зёрнышка к хлебу"

Методическая разработка к педагогическому проекту "От зёрнышка к хлебу" для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности....

Методическая разработка паспорт педагогического проекта "Новый год шагает по планете" подготовительная к школе группа

Предлагаю методическую разработку - готовый паспорт педагогического проетка по ознакомлению детей с новогодними традициями разных стран мира. Данный проект рассчитан на воспитанников подготовительной ...

Методическая разработка Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни...