Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему " Деревья не только украшения Земли" 10.06.2019 год
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим.
«Деревья - не только украшения Земли»
Программное содержание:
Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости ветвей, цветом и особенностям коры, формы листьев, расположению хвоинок на ветке).
Цель;
Учить детей относить конкретное дерево в той или иной разновидности леса (осину в Осинники, ель - до ельник и т.д.).
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предварительная работа:
- Наблюдение за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
- Чтение литературы естественного характера; разучивание стихов о природе;
- рассматривание иллюстраций о Лесе;
Словарная работа:
Березовая роща, березняк, Осинники, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Оборудование:
Ветви березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняки в разное время года;
хвоя сосны и ели в тарелочках;
шишки сосны и ели в контейнерах;
иллюстрация с изображением сосновой ветви с шишками;
мяч для игры;
раздаточные карточки с изображением редких деревьев: березы, осины, ели, сосны.
Ход занятия:
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу
И они понимают меня.
***
Может быть, на тропинка звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
***
Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.
***
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей в далеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов
- Ребята !Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Я вам сейчас расскажу почему. Потому что я получила письмо-приглашение в лес.
- А вы можете объяснить, что означает слово Лес?
«Лес - это место, где растет много разных деревьев (каких?) - ответы детей.
Живут разные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев .
- Ребята, а вы знаете какие-либо пословицы о лесе? - ответы детей.
«Лес-богатство и красота, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Многие леса-не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
- А кто хозяин леса?
- Лесник.
- Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить?
- Правильно, правила поведения в лесу.
1. Не будем ломать ветви деревьев, обрывать листву, царапать кору.
2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
4. Не будем шуметь, и обижать животных.
Физминутка " Поход в лес"
Мы вошли все с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели: вправо,влево.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,тоже покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
- Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях?
"Жили - были деревья - подружки:
Елка - Зеленушка.
Береза - Веселушка.
Рябина - Краснощечка.
Сосна - Стройнушка.
Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка - Зеленушка : "Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иглы свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я гораздо лучше и нужнее вас всех.
Сосна - Стройнушка : "Что бы вы там ни говорили, это я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иглы длиннее чем у ели. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина - Краснощечка : "Хвалитесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, кисти моих ягод видно издалека, а в них много витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! И люди не прочь полакомиться ими. Так вот!
Береза - Веселушка : "А о ком стихи и песни составляют? Такие, например: "Белая береза под моим окном ..." Как звучит! И ствол у меня белый, не то чтоб у вас! А почками моими можно от простуды вылечить, настоем натирать суставы чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева! "
Что произошло дальше мы узнаем позже.
Ну что не боитесь отправиться в лес? Но вот беда, в наше лес можно попасть только в заколдованном виде. Я знаю волшебные слова. Давайте мы с вами вместе их произнесём :
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись !
А по пути, чтобы нам было веселее мы споем песенку про друзей.
Звучит песня " Если с другом вышел в путь"
(В это время в группу влетает самолетик - письмо. Воспитатель читает.)
- Ой ребята смотрите, что это ?
"Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы снова попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундуки. Отгадайте и дорога домой вам открыта ".
- Ну что, ребята, давайте думать, домой придётся возвращаться.
( на столе три конверта с цифрами 1,2,3.)
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (С цифрой 1). В этом конверте задание, в котором нужно показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев?
задание 1
1) Солнце - источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листочки в зеленый цвет. Находиться В них особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают письмо зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал - надо готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев ( набухание почек весной)
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: дождь, снег, роса, иней, град. Снег покрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, поэтому их называют " Лёгкими планеты".
5) Ветер - переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы - в жизни различных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
- Интересно, а слышал нас старичок-лесовичок? (Звучит музыка)
- Ну, вот он подал нам знак. Пора раскрывать другой конверт. А какой по счету? (Второй)
задание 2
Вам нужно ответить на следующий вопрос: чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- белоствольная береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они Чечевички.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви крепкие, сильные. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
- Люди говорят, что коса у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
- Когда дует ветерок, ветви у березы, как косы, заплетаются.
Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзовой рощи.
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняки.
Повторите, пожалуйста.
- Лес, в котором растут только осины, называется - Осинники.
Повторите это новое слово.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющих листья, называется лиственные.
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На этих ветвях деревьев растут листочки.
- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второй задачи.
Физминутка:
"Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь новому дню. (руки вверх, помахать ими).
- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (Три). Какой по счету? (Третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?
- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?
- Пойдем дальше. И на нашем пути - хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Сосны, ели.
- Кто знает загадку о ели или сосне
***
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимой в летнем платье. (Ель)
У меня длиннее иглы
Чем у елки
Очень просто я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (Сосна)
- Ребята, а кто знает почему эти деревья стоят зеленые?
- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья.
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельником.
- Что вы можете рассказать о ели ?
- Верхние ветви у деревьев ели короткие, а внизу длинные. Кора темная, шероховатая.
- Какой ствол у сосны?
- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола гола. Сосны растут обычно выше облаков.
- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
- Чем они похожи?
- Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.
«Даже елки мы сначала
От сосны НЕ отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елки.
А когда на ветку ели
Мы ближе посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна ».
- Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?
- Правильно, иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной.
- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображен ветку ели с шишкой).
- Какие шишки у ели?
- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
- Что вы расскажете о сосновые шишки?
- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
- Засиделись мы с вами на поляне, давайте поиграем в игру «Каждый дерева свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева лист и найдите каждом листочке свое дерево. (В процессе игры спрашиваем, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).
Входит старичок-лесовичок
- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, на мой лес сохраняет еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдете его в ящике.
- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова и нашу песню.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты оказажись.
- Ребята, а как же наша сказка о деревьях - подружках ? Давайте узнаем.
"Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосны, елки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они снова стали жить дружно.
- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
«Мне нравится только то,
Мир лесной кто бережет
Тот, кто ветвей не сломит,
Тот, кто птичку не испугает,
Мухомор сбивать не станет,
И костер НЕ разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину ».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - частичка ее! (Все вместе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Деревья лиственные и хвойные».
Сценарий НОД по образовательной области познавательного развития (окружающий мир) поможет детям старшего дошкольного возраста закрепить умение классифицировать деревья по группам: лиственные и хв...
Презентация для дошкольников старшего дошкольного возраста на тему "Деревья на нашем участке"
Методическая разработка в помощь воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме *Знакомство с русской обереговой куклой*
Образовательная область познание, знакомство детей с русскими народными традициями, обереговыми куклами...
Проект на тему "Деревья – не только украшение Земли"
Проект на тему: "Деревья –не только украшение Земли" (презентация)...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».
Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Индонезия» С элементами нетрадиционной технике рисования в технике «батик»
Цель: знакомство детей с жизнью людей, живущих в стране Индонезия.Техникой росписи ткани–батиком, с его возникновением, технологией изготовления.Необходимый материал: презентация, раздаточный ма...
Целевая прогулка по ПДД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знай, что только переход от машин тебя спасёт» в рамках социально - педагогического проекта: «Нам на улице не страшно».
Закрепить знания правил дорожного движения. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный, наземный, подземный, «островок безопасности». Воспитывать у дете...