Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме: «Знакомство с русским народным танцем».
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

 Багдасарян Ася Артуровна

Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
  • Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов, плясок.

Воспитательные:

  • Приобщить детей к русской культуре;
  • Прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
  • Воспитывать музыкальную культуру дошкольников, потребность выражать свои мысли в движениях под музыку.

Развивающие:

  • Развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;
  • Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
  • Развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_zanyatiy_s_russkim_narodnym_tantsem.doc76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме: «Знакомство с русским народным танцем».

Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре.

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
  • Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов, плясок.

Воспитательные:

  • Приобщить детей к русской культуре;
  • Прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
  • Воспитывать музыкальную культуру дошкольников, потребность выражать свои мысли в движениях под музыку.

Развивающие:

  • Развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;
  • Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;
  • Развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения. 

Зал оформлен в виде «Русской избы», за столом у самовара сидит грустная Бабушка. Дети, взявшись за руки, заходят в зал. Проводится коммуникативная игра «Хоровод» М. Картушиной. Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах, вы, сени»:

                    Мы заводим, мы заводим,

                    Мы заводим хоровод.

                    Поздороваться желаем,

                    Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети здороваются по-другому. После игры пары разворачиваются лицом в круг.

Муз/рук. Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили «бить челом», т.е. почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!» (Делает поклон). 

Ребята, мы с вами пришли в гости к Бабушке, давайте поздороваемся с ней, поклонимся. (Дети выполняют поклон). Гость доволен – и хозяин рад.         Постараемся, чтобы   у нашей  Бабушки    остались     только   приятные о   нас

впечатления и воспоминания.

Бабушка: (подходит к детям) Здравствуйте, внучки милые, внучки мои хорошие. (Тяжело вздыхает, опускает голову).

Муз/рук. Бабушка, что случилось, почему ты такая грустная?
Бабушка Меня зовут  Бабушкой-Забавушкой, потому что я весёлая, знаю много сказок, умею петь весёлые песни, зажигательно танцевать русские пляски. А вчера легла я спать, проснулась и ни одного русского танца не помню. Вот, сижу, вспоминаю, да толку нет. (Вздыхает).
Муз/рук.   Ребята, поможем Бабушке, вспомнить,  танцевальные  движения?

Дети:         Да!

Музыкальный руководитель приглашает Бабушку танцевать. Дети, взявшись за руки, идут хороводным шагом по кругу. Музыкальный руководитель показывает элементы танцевальных движений.

Музыкально-ритмические движения.

 «Хороводный шаг»                                           «Ковырялочка».

Вдоль по реченьке                                              Ковырялочку, ребята,
Лебедушка плывет,                                             Я хочу вам показать.
Выше берега головушку несет,                         Вы попробуйте за мною
Белым крылышком помахивает,                       Все движенья повторять.
На цветы водицу стряхивает.
                                                                              Ставлю ногу на носок,
«
Припадание»                                                     А потом на пятку.                                          
Припадаем, припадаем,                                      И три раза постучу,
Русский танец начинаем,                                    Глядя на ребяток.
Как лебедушки, плывем,

Хоровод мы наш ведем!                                     Носок − пятка, перетоп,

                                                                              Носок − пятка, перетоп.

Припадаем мы на ножку                                    Вот какие молодцы –
И покружимся немножко.                                  Мы танцоры удальцы!

Наши танцы хороши,
Мы танцуем от души.                                          

                                                     «Гармошка».

Шаг – присяду,                                                    В нашем доме у Тимошки                            

Шаг − присяду.                                                    Есть красивая гармошка.                          
Это танец я учу,                                                   Пятки вместе, носки врозь

Приседать я не устану,                                       Потанцуй, лениться брось.
Я танцором стать хочу!

                                                                              Мы с подружками «гармошку»

«Топотушки»                                                     Будем вместе танцевать.

Топотушки, топотушки,                                     А дружки наши «гармошку»
Раз, два, три, четыре, пять.                                Будут с нами повторять.
Дружно, весело, задорно

Повторим мы все опять!                                    Ты играй, моя гармошка,
                                                                             До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Каблучками я стучу,                                           Посмотрите, полюбуйтесь,
Пляску русскую учу.                                          Как танцуют на Руси.
Пляска русская моя,
Замечательная!
                   

Муз/рук.  Молодцы, ребята. Ну как, Бабушка, вспомнила плясовые движения?

Бабушка: Вспомнила, вспомнила, мои внучата.   Проходите, отдохните. (Дети садятся на скамейки.)

Муз/рук.   Ребята, а   вы   знаете, как   появились   первые русские народные танцы?

Дети:         Нет.

Муз/рук.   Хотите, я вам сейчас расскажу?

Дети:         Да!

Муз/рук.   Рассаживайтесь поудобнее и слушайте.

История «Русского народного танца».

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Основные жанры русского народного танца.

Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. 

Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод - массовый танец, его рисунок - простой круг, который  олицетворял  движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Фигуры хороводов.

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние и зимние.

Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.). Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, а эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью танца: круг, круг в круге, корзиночка, змейка, восьмерка, два круга, улица, ручеек, воротца и др. Все движения выполняются плавно, без резких рывков, а шаг с носочка.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются –   орнаментальными. Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными, состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки- подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на окне такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в свое кружево, другая украсила им рождественский пирог, третья расписала посуду, а четвертая  весной, когда стаял снег, повела этим узором подруг в хороводе.

Орнаментальный хоровод.

(«Вологодские кружева»).

Муз/рук.  Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод называется игровым. Игровые хороводы имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Муз. рук. приглашает детей поиграть.

Игровой хоровод «По – за городу гуляет».

Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает посидеть, отдохнуть.

Бабушка:   Ай, да молодцы у вас ребята!

Муз/рук.     Ну как, Бабушка, вспомнила, какими бывают хороводы?
Бабушка:   Вспомнила,   вспомнила, спасибо вам.

Муз/рук.     Ребята, а хотите узнать, как появилась русская пляска?

Дети:           Да!

Русская пляска.

Муз/рук.   Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и, разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая. 

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная. 

Парная пляска исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски - разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это непосредственное творчество человека, его полное самовыражение. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль - французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок:

  • квадратная кадриль – исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали;
  • линейная кадриль – участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке;
  • круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки. 

В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русского народа, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения

Муз/рук.   Гнитесь, сосны, гнись и ель!

           Начинается кадриль! 

Мальчики приглашают на танец девочек. Муз. рук. приглашает на танец Бабушку-Забавушку.

Танец «Кадриль».

(«Байновская кадриль»)

Бабушка благодарит детей за танец.

Муз/рук.   Ну вот, Бабушка-Забавушка, мы тебя и развеселили, и помоги тебе вспомнить, как появились русские народные танцы. Довольна ли ты?
Бабушка: Ой, довольна, внучки мои. Спасибо вам большое. А за вашу помощь я вам приготовила угощение.

Бабушка раздаёт угощение детям. Дети благодарят Бабушку за угощение, прощаются и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.

сРАННЕГО ДЕТСТВА НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ,.Дети с ЗПР С ТРУДОМ УСВАИВАЮТ ПРОГРАММУ ПОЭТОМУ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ИДУТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по теме *Знакомство с русской обереговой куклой*

Образовательная область познание, знакомство детей с русскими народными традициями, обереговыми куклами...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Индонезия» С элементами нетрадиционной технике рисования в технике «батик»

Цель: знакомство детей с жизнью людей, живущих в стране Индонезия.Техникой росписи ткани–батиком, с его возникновением, технологией изготовления.Необходимый материал: презентация, раздаточный ма...

Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему «Знакомство с русской народной сказкой «Курочка ряба» в рамках «Дня родного языка»

Цель занятия:Формирование и использование знаний народного фольклора у детей.Развитие творческих способностей.Задачи.Дать понятие, что такое родной язык.Формировать у детей навыки слушательской культу...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста. На тему: «Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой».

Конспект занятия по познавательному  развитию в группе раннего возраста.На тему: «Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой»....