Конспект НОД «Природа родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Природа родного края».
Программные задачи:- Cистематизировать и обогащать знания детей о природе родного края, о лесе, его обитателях.
-Познакомить с Центрально – Чернозёмным заповедником имени В.В. Алёхина.
-Способствовать развитию интереса к природе своей местности, развивать речевую активность.
-Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрастному.
Материал: макеты деревьев, шапочки птиц, корм для зимующих птиц, плакат с изображением Стрелецкой степи, Половецкая Каменная баба, картинки животных, растений, птиц Курского края, разрезные экологические знаки.
Словарная работа: смешанный лес, зимующие птицы. Заповедник, браконьеры, лесник.
Ход занятия
Звучит музыка Чайковского П.И. «Времена года» - Декабрь.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши гости! Мы рады вас видеть, Давайте поздороваемся друг с другом громко скажем «Доброе утро!»
Звонкая погода,
Снега кутерьма
Это время года
Мы зовём …… (зима)
Воспитатель: Правильно, молодцы. (Тихо звучит музыка)
Белые, белые снежинки
В форточку влетают
Кружатся – тихие, нежные
И тают, тают, тают.
Сюрпризный момент.
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая, волшебная – не тает! Давайте её рассмотрим. Здесь и письмо есть. Сейчас я вам его прочту. «Здравствуйте ребята! Слышала я, что вы весёлые, добрые дети 11 группы. Захотелось мне узнать, знаете ли вы природ у своего родного края. Приглашаю, вас, в зимний лес».
Воспитатель: Дети, хотите отправиться в путешествие в зимний лес? На чём удобно добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.
Ребята, а как надо вести себя в лесу? (В лесу не нужно ломать ветки, нельзя мусорить, разводить костры, кричать, пугать зверей и птиц). Правильно. Другими словами: не мешать лесным животным и окружающим, соблюдать личную безопасность. И так надеваем лыжи, встаем друг за другом и едем в лес.
Под зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах (идут змейкой между снежными кочками).
Ма – ма - ма – наступила зима.
Ме – ме – ме – рады мы зиме
Ду – ду – ду – в зимний лес я иду.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Лес как будто спит под снежным одеялом. Давайте негромко поздороваемся с ним.
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Дети, посмотрите, как красиво вокруг, какой чистый воздух!
Дыхательная гимнастика. «Аромат леса.»
Встать, положить ладони себе на грудь, сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-а-х». Чем пахнет зимний лес? Дети: морозной свежестью, хвоей, снегом.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие деревья спрятаны под снежной шапкой? (берёза, сосна). У меня сохранились осенние листья. Назовите с какого дерева каждый лист. Назовите с какого дерева каждый лист (рябина, дуб, клён).
На нашей поляне, растут лиственные и хвойные деревья. Как будет называться такой лес? (смешанным).
Музыкальное сопровождение «Скрип снега».
Воспитатель: Ой, ребята, что это за звуки? Как будто кто идёт. Почему скрипит снег? (Много снежинок и они скрипят, когда на них наступают).
Ребята, посмотрите следы. Как вы думаете, чьи это следы? (следы заячьи, лисьи, волчьи, беличьи).
Часто повадки зверей сравнивают с поведением, характером людей. Мы поиграем в игру «Подбери слово». Я начну предложение, а вы закончите его.
Словесная игра «Ассоциации»
Голодный, как….(волк)
Хитрый, как….(лиса)
Колючий, как ….(ёж)
Верный, как….(собака)
Трусливый, как….(заяц)
Воспитатель: Теперь подумайте и укажите на неправильную картинку животного по определённым признакам.
- Кто лишний по месту обитания?(лось, белый медведь, косуля, кабан)
- Кто лишний по способу питания?
(волк, лиса, заяц)
Лишний заяц, потому, что он травоядный, остальные хищные.
- Кто лишний по способу запасов питания? (белка, мышь, крот, волк). Волк, потому не делает запасов на зиму.
- Кто лишний? (лось, волк, лиса, корова). Корова – домашнее животное.
- Как животные проводят зиму? (Ёж, медведь, белка). Белка лишняя, она впадает в спячку.
Воспитатель: Легко ли живётся животным в зимнем лесу? Кто им помогает? (работники лесного хозяйства)
Воспитатель: Ребята в лесу холодно. Давайте согреемся. Согреем наши ручки, потрём руки, помассируем пальчики, греем ушки вперед – назад, потом щёчки, носик. Ножками потопаем, ручками похлопаем. Согрелись? Молодцы!
Музыкальное сопровождение «Звуки птиц в лесу».
Воспитатель: Ребята, что это? Что за звуки вы слышите? (звуки птиц) Какие из птиц остались у нас зимовать? (синица, сорока, дятел, сова, воробей, голуби). Почему другие птицы улетели в тёплые страны? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет. Куда они исчезли? (они спрятались под кору деревьев, под сухие листья и спят до весны).
Воспитатель: Трудно зимой птицам, как мы помогаем им?
Дети: Мы повесили на участке кормушки и насыпаем зерно, семечки и приносим сало.
Дидактическая игра «Кто здесь обедал?»
Вы ребята, посмотрите, у меня на подносе лежат шишки, жёлудь, рябина, зерно, пшено, сало, пластиковые личинки, берёзовые серёжки. Чей это корм? (зимующих птиц). Сейчас я вам раздам шапочки птиц. Кому какая достанется, тот и будет выбирать соответствующий корм. (Правильный выбор: шишкой лакомится клёст, жёлуди – сойка, рябина- снегири, зерно – воробей, синица – сало, голубь – крупа, сережки - тетерев).
Тетерев встречается только на ограниченной территории нашей области зимой держится стаями по березнякам.
Жалоба (театрализация)
- Ох и не любят меня люди. Голос видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба! Ребята вы меня узнали? (сова)
Сова с 1964 года находится под охраной государства и занесена в Красную книгу Курской области. Одна сова уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожать целую тону зерна.
Воспитатель: Всё в нашей мудрой природе взаимосвязано. Уничтожив птиц – насекомые съедят всю зелень, люди не смогут получить урожай овощей и фруктов. Ведь и мы с вами в этой цепочке.
А почему исчезают животные, растения, птицы? (браконьеры убивают животных, уничтожают их среду обитания. Используют животных в медицинских и научных целях).
Сейчас в нашей местности под угрозой исчезновения находится выхухоль, лесная соня, тушканчик большой.
Воспитатель: Ну, что ребята, снова в дорогу? (дети берутся за руки и идут по дорожке «из следа в след»)
Дети подходят к Центрально – Чернозёмному заповеднику имени Василия Алёхина.
Воспитатель спрашивает, что такое заповедник? (Заповедник – это место где охраняются животные и растения. Здесь нельзя убивать животных, рвать цветы, ловить насекомых).
Этот заповедник находится в лесостепной зоне Курской области и имеет сложное название «природный, биосферный. Это значит, что территория заповедника изучается специалистами разного направления - химиками, геологами, биологами. Ценность заповедника заключается в его земле, растительности, воздухе, климате.
Второе название заповедника - Стрелецкая степь. Визитная карточка стрелецкой степи – Половецкая каменная баба. Статуя символизирует женскую силу, плодородие земли.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Птицы, травы, звери».
Посмотрите, перед нами лежат картинки, их надо разложить по разным коробкам. В коробку с изображением дятла – птиц, в коробку с зайцем – звери, с травами – травы.
Играет музыка, дети раскладывают картинки по коробкам.
- Молодцы, вы хорошо справились. Теперь мы начнём заполнять нашу Стрелецкую степь.
В наше время на территории Центрально – Чернозёмного заповедника известно 13 растений из Красной книги России.
Я вам их показываю: пион тонколистный, ковыль Залесского, касатик (ирис) безлистный, волчеягодник – боровой кизильник, алаунский рябчик шахматный.
Птицей года 2019 названа горлица. Она становится редкой и привлекает внимание к проблеме охраны птиц.
Птицы - самая многочисленная группа заповедника, 226 видов пернатых: куропатки, перепела, жаворонки, соловей, чёрный коршун и редкий вид – орёл - карлик, беркут, чёрный аист.
На территории заповедника обитает 50 видов млекопитающих: кабаны, косули, лось, лисица, барсук, белогрудый ёж, белка, европейская норка.
Воспитатель: Наш край чудесный, богатый и уникальный и наше путешествие подошло к концу. Давайте закроем глаза и я произнесу волшебные слова.
1,2,3,4,5 надо глазки закрывать. Полетели, закружились и в саду мы очутились.
-Ребята, а мы можем помогать природе и стать её друзьями? Давайте с вами составим правила друзей природы:
Предлагается работа в парах. В конвертах разрезаны экологические знаки. Нужно выбрать нужные детали и наклеить на картон. Готовый знак прикрепляется на доску. Дети поясняют знак.
Если мы с вами будем соблюдать эти правила, то в Красной книге не появятся новые страницы с исчезающими животными и растениями.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Природа родного края"
Конспект разработан для подготовительной группы....
Конспект занятия "Природа родного края"
Конспект занятия по теме "Природа родного края. Обобщающее занятие о растительном и животном мире Рязанского края....
Конспект НОД "Природа родного края" (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
НОД "Природа родного края" - речевое развитие, подготовка к обучению грамоте. Интеграция - образовательная область познавательное развитие....
Конспект занятия " Природа родного края"
В конспекте занятия говорится о родном крае, о его богатствах....
Конспект НОД "Природа родного края"
Тема: Природа родного края.Цель: Дать эти знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, мешанный. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни ч...
Конспект ООД "Природа родного края"
Конспект "Природа родного края" знакомит детей с природой Нижегородской области сживотными наших лесов и правилами поведения в природе....