Конспект НОД «Природа родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Трошина Анна Васильевна

Конспект НОД «Природа родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Природа родного края».

Программные задачи:- Cистематизировать и обогащать знания детей о природе родного края, о лесе, его обитателях.

-Познакомить с Центрально – Чернозёмным заповедником имени В.В. Алёхина.

-Способствовать развитию интереса к природе своей местности, развивать  речевую активность.

-Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрастному.

Материал: макеты деревьев, шапочки птиц, корм для зимующих птиц, плакат с изображением Стрелецкой степи, Половецкая Каменная баба, картинки животных, растений, птиц Курского края, разрезные экологические знаки.

Словарная работа: смешанный лес, зимующие птицы. Заповедник, браконьеры, лесник.

Ход занятия

Звучит музыка Чайковского П.И. «Времена года» - Декабрь.

Воспитатель:  Здравствуйте, уважаемые наши гости! Мы рады вас видеть, Давайте  поздороваемся друг с другом громко скажем «Доброе утро!»

Звонкая погода,

Снега кутерьма

Это время года

Мы зовём …… (зима)

Воспитатель: Правильно, молодцы. (Тихо звучит музыка)

Белые, белые снежинки

В форточку влетают

Кружатся – тихие, нежные

И тают, тают, тают.

Сюрпризный момент.

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая, волшебная – не тает! Давайте её рассмотрим. Здесь и письмо есть. Сейчас я вам его прочту. «Здравствуйте ребята! Слышала я, что вы весёлые, добрые дети 11 группы. Захотелось мне узнать, знаете ли вы природ у своего родного края. Приглашаю, вас, в зимний лес».

Воспитатель: Дети, хотите отправиться в путешествие в зимний лес? На чём удобно добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.

Ребята, а как надо вести себя в лесу? (В лесу не нужно ломать ветки, нельзя мусорить, разводить костры, кричать, пугать зверей и птиц). Правильно. Другими словами: не мешать лесным животным и окружающим, соблюдать личную безопасность. И так надеваем лыжи, встаем друг за другом и едем в лес.

Под зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах (идут змейкой между снежными кочками).

Ма – ма - ма – наступила зима.

Ме – ме –  ме – рады  мы зиме

Ду – ду – ду – в зимний лес я иду.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Лес как будто спит  под снежным одеялом.  Давайте негромко поздороваемся с ним.

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Дети, посмотрите, как красиво вокруг, какой чистый воздух!

Дыхательная гимнастика. «Аромат леса.»

Встать, положить ладони себе на грудь, сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-а-х». Чем пахнет зимний лес? Дети: морозной свежестью, хвоей, снегом.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие деревья спрятаны под снежной шапкой? (берёза, сосна). У меня сохранились осенние листья. Назовите с какого дерева каждый лист. Назовите с какого дерева каждый лист (рябина, дуб, клён).

На нашей поляне, растут лиственные и хвойные деревья. Как  будет называться такой лес? (смешанным).

Музыкальное сопровождение «Скрип снега».

Воспитатель: Ой, ребята, что это за звуки? Как будто  кто идёт. Почему скрипит снег? (Много снежинок и они скрипят, когда на них наступают).

Ребята, посмотрите следы. Как вы думаете, чьи это следы? (следы заячьи, лисьи, волчьи, беличьи).

Часто повадки зверей сравнивают с поведением, характером людей. Мы поиграем в игру «Подбери слово».  Я начну предложение, а вы закончите его.

Словесная игра «Ассоциации»

Голодный, как….(волк)

Хитрый, как….(лиса)

Колючий, как ….(ёж)

Верный, как….(собака)

Трусливый, как….(заяц)

Воспитатель: Теперь подумайте и укажите на неправильную картинку животного по определённым признакам.

  1. Кто лишний по месту обитания?(лось, белый медведь, косуля, кабан)
  2. Кто лишний по способу питания?

(волк, лиса, заяц)

Лишний заяц, потому, что он травоядный, остальные хищные.

  1. Кто лишний по способу запасов питания? (белка, мышь, крот, волк). Волк, потому не делает запасов на зиму.
  2. Кто лишний? (лось, волк, лиса, корова). Корова – домашнее животное.
  3. Как животные проводят зиму? (Ёж, медведь, белка). Белка лишняя, она впадает в спячку.

Воспитатель: Легко ли живётся животным в зимнем лесу? Кто им помогает? (работники лесного хозяйства)

Воспитатель: Ребята в лесу холодно. Давайте согреемся. Согреем наши ручки, потрём руки, помассируем пальчики, греем ушки вперед – назад, потом щёчки, носик. Ножками потопаем, ручками похлопаем. Согрелись? Молодцы!

Музыкальное сопровождение «Звуки птиц в лесу».

Воспитатель: Ребята, что это? Что за звуки вы слышите? (звуки птиц) Какие из птиц остались у нас зимовать? (синица, сорока, дятел, сова, воробей, голуби). Почему другие птицы улетели в тёплые страны? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет. Куда они исчезли? (они спрятались под кору деревьев, под сухие листья и спят до весны).

Воспитатель: Трудно зимой птицам, как мы помогаем им?

Дети: Мы повесили на участке кормушки и насыпаем зерно, семечки и приносим сало.

Дидактическая игра «Кто здесь обедал?»

Вы ребята, посмотрите, у меня на подносе лежат шишки, жёлудь, рябина, зерно, пшено, сало, пластиковые личинки, берёзовые серёжки. Чей это корм? (зимующих птиц). Сейчас я вам раздам шапочки птиц. Кому какая достанется, тот и будет выбирать соответствующий корм. (Правильный выбор: шишкой лакомится клёст, жёлуди – сойка, рябина- снегири, зерно – воробей, синица – сало, голубь – крупа, сережки - тетерев).

Тетерев встречается только на ограниченной территории нашей области  зимой держится стаями по березнякам.

Жалоба (театрализация)

- Ох и не любят меня люди. Голос видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба! Ребята вы меня узнали? (сова)

Сова с 1964 года находится под охраной государства и занесена в Красную книгу Курской области. Одна сова уничтожает 1000 мышей, которые способны уничтожать целую тону зерна.

Воспитатель: Всё в нашей мудрой природе взаимосвязано. Уничтожив птиц – насекомые съедят всю зелень, люди не смогут получить урожай овощей и фруктов. Ведь и мы с вами в этой цепочке.

 А почему исчезают животные, растения, птицы? (браконьеры убивают животных, уничтожают их среду обитания. Используют животных в медицинских и научных целях).

Сейчас в нашей местности под угрозой исчезновения находится выхухоль, лесная соня, тушканчик большой.

Воспитатель: Ну, что ребята, снова в дорогу? (дети берутся за руки и идут по дорожке «из следа в след»)

Дети подходят к Центрально – Чернозёмному заповеднику имени Василия Алёхина.

Воспитатель спрашивает, что такое заповедник? (Заповедник – это место где охраняются животные и растения. Здесь нельзя убивать животных, рвать цветы, ловить насекомых).

Этот заповедник находится в лесостепной зоне Курской области и имеет сложное название «природный, биосферный. Это значит, что территория заповедника изучается специалистами разного направления  - химиками, геологами, биологами. Ценность заповедника заключается в его земле, растительности, воздухе, климате.

Второе название заповедника - Стрелецкая степь. Визитная карточка стрелецкой степи – Половецкая каменная баба. Статуя символизирует женскую силу, плодородие земли.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Птицы, травы, звери».

Посмотрите,  перед нами лежат картинки,  их надо разложить по разным коробкам. В коробку с изображением дятла – птиц, в коробку с зайцем – звери, с травами – травы.

Играет музыка, дети раскладывают картинки по коробкам.

- Молодцы, вы хорошо справились. Теперь мы начнём заполнять нашу Стрелецкую степь.

В наше время на территории Центрально – Чернозёмного заповедника известно 13 растений из Красной книги России.

Я вам их показываю: пион тонколистный, ковыль Залесского, касатик (ирис) безлистный, волчеягодник – боровой кизильник, алаунский рябчик шахматный.

Птицей года 2019 названа горлица. Она становится редкой и привлекает внимание к проблеме охраны птиц.

Птицы - самая многочисленная группа заповедника, 226 видов пернатых: куропатки, перепела, жаворонки, соловей, чёрный коршун и редкий вид – орёл - карлик, беркут, чёрный аист.

На территории заповедника обитает 50 видов млекопитающих: кабаны, косули, лось, лисица, барсук, белогрудый ёж, белка,  европейская норка.

Воспитатель: Наш край чудесный, богатый и уникальный и наше путешествие подошло к концу. Давайте закроем глаза и я  произнесу волшебные слова.

1,2,3,4,5 надо глазки закрывать. Полетели, закружились и в саду мы очутились.

-Ребята, а мы можем помогать природе и стать её друзьями? Давайте с вами составим правила друзей природы:

Предлагается работа в парах. В конвертах разрезаны экологические знаки. Нужно выбрать нужные детали и наклеить на картон. Готовый знак прикрепляется на доску. Дети поясняют знак.

Если мы с вами будем соблюдать эти правила, то в Красной книге не появятся новые страницы с исчезающими животными и растениями.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект разработан для подготовительной группы....

Конспект занятия "Природа родного края"

Конспект занятия по теме "Природа родного края. Обобщающее занятие о растительном и животном мире Рязанского края....

Конспект НОД "Природа родного края" (развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

НОД  "Природа родного края" - речевое развитие, подготовка к обучению грамоте. Интеграция -  образовательная область познавательное развитие....

Конспект занятия " Природа родного края"

В конспекте занятия говорится о родном крае, о его богатствах....

Конспект НОД "Природа родного края"

Тема: Природа родного края.Цель: Дать эти знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, мешанный. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни ч...

Конспект ООД "Природа родного края"

Конспект "Природа родного края" знакомит детей с природой Нижегородской области сживотными наших лесов и правилами поведения в природе....