Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки, пылесоса».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_lampochki_pylesosa.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательному развитию
в старшей группе
«Путешествие в прошлое лампочки, пылесоса».
Программное содержание. Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.
Материал.
Пылесос, предметные картинки. Лучина, свеча,электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображениями)
Ход:
Воспитатель: «Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в интересное путешествие?»
Ответы детей.
Для того чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадки:
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.(лампочка)
Висит груша —
Нельзя скушать.
Чудеса на потолке —
Повисло солнце на шнурке.
Висит она без дела днем,
А ночью освещает дом.
Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же — электрическая лампочка. Сейчас мы отправимся в прошлое электрической лампочки. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова, и мы окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки. Раз, два, три — мы пришли! Что за предметы на столе?
Дети перечисляют предметы, лежащие на столе: лучина, свеча, электрическая лампочка, спички, различные светильники.
Воспитатель: «Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и дают свет.)
Сейчас мы поговорим о том, как человек придумал свет. Но сначала скажите, всегда ли существовала электрическая лампочка?
Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свою пещеру?
Он разжигал в пещере очаг, и от огня становилось светлее.
А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? Почему?
(Ничего не видно, темно.)
Кто знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
(Фонари.) Нет, фонари появились позже, а давным-давно люди придумали факелы. Вы знаете, что такое факел?
Обычно это палка с намотанной на конце просмоленной паклей. С факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Затем люди придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли в подставке, а другой зажигали. Лучину нужно правильно расположить, чтобы она лучше светила».
Воспитатель зажигает лучину; все наблюдают, как она горит. Обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Спрашивает: «Такое освещение удобно? Почему? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения — свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала».
Показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; зажигает свечу.
Воспитатель: «Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, из-за нее может начаться пожар, она коптит, дает мало света.)
Воспитатель: Удобны ли были те приспособления для освещения?
Нет. Почему?
Прошло много лет. Человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы и др.»
Человек постоянно придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.
Вот сегодня мы с вами понаблюдаем, как и чем наша Евгения Ивановна (помощник воспитателя) чистит ковер в группе. Подойдем поближе и рассмотрим чудо-машину, которая помогает ей. Я неспроста сказала, что это чудо-машина. Посмотрите, какое волшебство происходит после того, как машина проедет по коврику. Что происходит? (Ковер становится чистым.) Как вы думаете, почему? Ну, конечно, весь мусор и пыль «глотает» эта чудо- машина.
А как же она называется? (Пылесос.)
Как вы думаете, легко работать пылесосом? (Легко.)
Почему вы так думаете? (Потому что человеку нужно только ходить за пылесосом и управлять им, а весь мусор и пыль пылесос глотает сам.)
Давайте рассмотрим пылесос. Это электрический прибор? (Да!)
Почему? (Его подключают к электросети.) Правильно. Из каких частей состоит пылесос?»
Дети рассматривают пылесос и рассказывают, что он состоит из корпуса, шнура, трубки, к которой прикрепляются разные щетки, щетки и насадки нужны для того, чтобы собирать пыль с разных предметов в комнате (твердых и мягких), пыль собирается в мешочек и т.д.
Воспитатель. Пылесос существовал всегда?
Ответы детей (Нет.)
Воспитатель: Чем люда раньше убирали свои квартиры, чем чистили от пыли ковры, паласы и другие вещи?
(Веником или щеткой подметали мусор.)
А как с пылью боролись? (Вытирали пыль мокрой тряпкой.)
А как чистили коврики? (Выбивали пыль специальными выбивалками, чистили снегом на улице.)
Вот предметы, о которых вы говорите.
(Педагог показывает веники, щетки, выбивалки для ковров.) Как вы думаете, сейчас ими пользуются? (Да, если нет пылесоса.)
Чем неудобен веник? (От него поднимается пыль, а потом оседает на мебель и все вещи в комнате.)
А что вы можете сказать о щетке? (От нее тоже поднимается пыль.) Пылесос удобен? (Да. Он собирает и пыль, и мусор сразу.)
Правильно. А сейчас есть пылесосы, которые не только «глотают» пыль и мусор, но и моют различные предметы. Вы видели такие пылесосы? У кого есть такой пылесос дома?
Далее воспитатель предлагает детям составить описание пылесоса с помощью алгоритма.
Затем проводится игра «Чего не хватает?». Дети рассматривают предмет (бытовой прибор), находят недостающую часть, называют ее, объясняют, можно ли использовать предмет без нее. Таким образом они начинают осознавать, что отсутствие какой-либо части предмета затрудняет или даже делает невозможным его использование. Педагог подводит детей к выводу: ко всему, что создано трудом человека и для блага человека, нужно относиться бережно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...
Конспект занятия. Мультимедия. Презентация. Познание (старшая группа). «Путешествие в прошлое пылесоса».
Вызвать у детей интерес к прошлому предметов окружающих нас; подвести к пониманию того,что человек придумывает и оздаёт разные предметы для облегчения своего труда....
Конспект ОД в старшей группе "Путешествие в далекое прошлое"
Закреплять умение лепить сказочных персонажей из русской народной сказки «Теремок» и инсценировать сказку....
НОД по познавательному развитию старшая группа «Путешествие по сказочному лесу. Новогодняя игрушка»
НОД по познавательному развитию старшая группа «Путешествие по сказочному лесу. Новогодняя игрушка»Цель:приобщение к культуре новогоднего праздника; расширение, обогащение знаний дете...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в прошлое»
Увлекательное путешествие в прошлое с обыгрыванием ролей....
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...