Перспективное планирование занятий экологического кружка " Капелька" для средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Капелька»
Пояснительная записка
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Цель:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:
1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
Перспективный план работы на октябрь 2015г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1 не де ля
| «Наш дом-природа» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и «Природа – не природа» 5. Внести календарь природы. |
2
не де ля
| «Путешествие в страну осень» | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке. 2. Чтение стихотворения «Осень» 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. 4. Работа с календарём природы. |
3
не де ля
| «Лес» | Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. | 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» 4. Собирание гербария. |
4
не де ля
| «Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ воспитателя о грибах. 3. Рисование «Грибы» |
Перспективный план работы на ноябрь 2015г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». |
2
не де ля
| «Свойства песка и глины» | Познакомить детей с особенностями песка и глины , сравнить, чем они отличаются , и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни . | 1. Беседа «Песок и глина , что это ?» 2. Опыты . 3. П-И «Песчинки» 4. Практическая часть – изготовление « печенья» |
3
не де ля
| «Птицы –наши друзья» | Обобщать и систематизировать знания о признаках осени ,дать представления о перелётных птицах , их образе жизни и внешнем виде, воспитывать доброе , бережное отношение к пернатым друзьям , закладывать основы экологического воспитания. | 1.Просмотр презентации «Перелётные птицы». 2. П-И «Перелётные птицы» 3. Чтение стихотворений о птицах 4. Прослушивание аудизаписи «Голоса птиц» |
4
не де ля
| «Знакомство с почвой» | Формировать представления о роли почвы в жизни растений на Земле |
|
Перспективный план работы на декабрь 2015г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| «Зимушка -зима» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. | 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Признаки зимы в неживой и живой природы» 3. Наблюдение за деревьями. 4. Практическая часть «Изготовление зимнего зайца из бумаги способом оригами» |
2
не де ля
| «Осторожно , ель! » | Учить различать и называть знакомые растения Учить рассказывать о роли растений для человека и др. живых существ. | 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о ели. 3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок) 4.Просмотр презентации «С кем дружит ель» 5.Практическая часть «Помоги зайчишке спрятаться от хищника» |
3
не де ля
| «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. |
3. Рассказ о жизни птиц зимой , просмотр презентации «Птицы зимой» 4. Беседа «Чем мы можем помочь птицам» 5.Лепка птиц «Снегири на кормушке» |
4
не де ля
| «Путешествие в зимний лес» | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» |
Перспективный план работы на январь 2016г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать, | 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы . 4.Опыты. 5.Рисование мукой « Снег идёт» |
2
не де ля
| «Вода – источник жизни» | Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. | 1. Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде. 2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.
|
3 не де ля
| «Снег, свойства снега». | познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) ;учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | 1Загадочное письмо из Африки . 2Загадка про снег. 3Опыты со снегом. 4Практическая работа «Снег для африканских ребят». |
4 не де ля
| «Предметы из стекла , металла, дерева» | Закрепить знания детей о свойствах стекла, металла и дерева и их применение; развивать любознательность, память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла, металла и дерева; познакомить с профессиями работающих со стеклом, металлом и деревом. |
|
Перспективный план работы на февраль 2016г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| Наблюдения «Морозные узоры» | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. | 1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения 4.Рисование морозных узоров. |
2
не де ля
| «Лук — от семи недуг!» | Формировать у детей навыки посадки лука, вызвать интерес к выращиванию растений. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. | 1.Отгадывание загадки про лук. 2.Беседа о пользе лука . 3. Посадка лука .Выводы. 4. Наблюдение за ростом лука. |
3
не де ля
| «Воздух» | Расширять знания детей о воздухе.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого. | 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем» |
4
не де ля
| «Здравствуй ,ветер , ветерок » | Продолжить пополнять представления детей о ветре, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека; познакомить с причиной возникновения ветра.; проводить элементарные опыты, умение делать выводы на основе полученных результатов. | 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» 2. Наблюдение за ветром |
Перспективный план работы на март 2016г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| «Животные севера» | Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера» 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу» 4. Развивающая игра «Магнитный лабиринт» |
2
не де ля
| «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны 4. Просмотр обучающего видеофильма «Уроки Тётушки Совы» |
3
не де ля
| «Путешествие в пустыню» | Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран» 2. Видеофильм «Животные жарких стран» |
4
не де ля
| «Наши четвероногие друзья» | Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить; Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. | 1.Отгадывание загадок . 2.Беседа «Правила поведения с бездомными животными» 3.Экскурсия в «Музей Собак» 4. Просмотр презентации. |
Перспективный план работы на апрель 2016г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| «Огород на окошке» | Формировать представления детей о бобовых культурах (фасоли, горохе), практические умения их посева, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность, любознательность ,воспитывать доброжелательность, взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к объектам живой природы. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку, огурцы гороха , фасоли . 3. Дальнейшие наблюдение и уход. 4. Отгадывание загадок. 5. Исследовательская деятельность. |
2
не де ля
| «Сегодня вам станут знакомыми мои друзья – насекомые» (на улице) | Уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать воображение, фантазию. | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 3. Рисование «Божья коровка» мелками на асфальте . |
3
не де ля
| «Путешествие в весенний лес» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за деревьями. 2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников , цветов
|
4 не де ля
| «Встречаем птиц» | Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами. |
Перспективный план работы на май 2016г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
не де ля
| «Органы чувств — помощники человека » | Углублять знания детей об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, слухе, питании. Развитие зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного восприятия при использовании игр и упражнений. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно» |
2
не де ля
| «Цветущие плодовые деревья» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. |
3
не де ля
| «Весенние приключения» | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Встреча с лесными героями 3. Беседа «Что будет, если…» |
4
не де ля
| Диагностика |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе
«Самое дорогое у человека - жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратн...
Организация деятельности и планирование работы экологического кружка в средней группе детского сада
Здесь даны рекомендации по организации экологического кружка в детском саду и приведен примерный тематический план его работы...
Организация деятельности и планирование работы экологического кружка в средней группе детского сада
Здесь даны рекомендации по организации экологического кружка в детском саду и тематическому планированию его работы....
Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе
Сводная таблица по планированию занятий по ОБЖ...
Перспективное планирование по работе кружка в средней группе. «Умелые ручки».
Перспективное планирование по работе кружка ...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе («Юнный эколог» С.Н. Николаева)
МесяцТемасентябрьНаблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» (стр. 7)Наблюдение «Все цветы разные» (стр. 7)Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» (ст...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе
Экологическое воспитание в средней группе...