Перспективное планирование занятий экологического кружка " Капелька" для средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сытобудская Наталья Викторовна

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Капелька»

 

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Цель:

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1. Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:

1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

 

Перспективный план работы на октябрь 2015г.

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Формы работы

не

де

ля

 

«Наш дом-природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

4. Д/и «Природа – не природа»

5. Внести календарь природы.

2

 

не

де

ля

 

«Путешествие в страну осень»

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

2. Чтение стихотворения «Осень»

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы.

3

 

не

де

ля

 

«Лес»

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе.

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

4. Собирание гербария.

4

 

не

де

ля

 

«Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

 

Перспективный план работы на ноябрь 2015г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

не

де

ля

 

«Перелётные

птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

2

  

не

де

ля

 

«Свойства  песка и глины»

Познакомить детей с особенностями песка и глины , сравнить, чем они отличаются , и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни .

1. Беседа «Песок и глина , что это ?»

2. Опыты .

3. П-И «Песчинки»

4. Практическая часть – изготовление « печенья»

3

  

не

де

ля

 

«Птицы –наши друзья»

Обобщать и систематизировать знания о признаках осени ,дать представления о перелётных птицах , их образе жизни и внешнем виде, воспитывать доброе , бережное отношение к пернатым друзьям , закладывать основы экологического воспитания.

1.Просмотр презентации «Перелётные птицы».

2. П-И «Перелётные птицы»

3. Чтение стихотворений о птицах

4. Прослушивание аудизаписи «Голоса птиц»

4

  

не

де

ля

 

«Знакомство с почвой»

Формировать представления о роли почвы в жизни растений на Земле

  1. Прослушивание аудизаписи «Звуки природы»
  2. Просмотр видеофильма для детей «География для маленьких»
  3. Просмотр видеофильма «Почвенные организмы»
  4. Опыт- Игра «Выращиваем цветок в песке»

 

Перспективный план работы на декабрь 2015г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

  

не

де

ля

 

«Зимушка -зима»

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

2. Беседа «Признаки зимы в неживой и живой природы»

3. Наблюдение за деревьями.

4. Практическая часть «Изготовление зимнего зайца из бумаги способом оригами»

2

  

не

де

ля

 

«Осторожно , ель!

»

Учить различать и называть знакомые растения Учить рассказывать о роли растений для человека и др. живых существ.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о ели.

3. Рассмотреть шишки

(внести в познавательно – исследовательский уголок)

4.Просмотр презентации «С кем дружит ель»

5.Практическая часть «Помоги зайчишке спрятаться от хищника»

3

 

 не

де

ля

 

«Зимующие птицы»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

  1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»
  2. Отгадывание загадок про птиц

3. Рассказ о жизни птиц зимой , просмотр презентации «Птицы зимой»

4. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

5.Лепка птиц «Снегири на кормушке»

4

  

не

де

ля

 

«Путешествие

в зимний лес»

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу»

 

Перспективный план работы на январь 2016г.

 Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

  

не

де

ля

 

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать,

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы .

4.Опыты.

5.Рисование мукой « Снег идёт»

2

 

 не

де

ля

 

«Вода – источник жизни»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

1. Просмотр слайдов

«Вода в окружающей среде.

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

отношения к ней.

  1. Опыт.
  2. Нетрадиционное рисование : «Рисование пеной»

3

  не

де

ля

 

«Снег, свойства снега».

познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) ;учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

1Загадочное письмо из Африки .

2Загадка про снег.

3Опыты со снегом.

4Практическая работа «Снег для африканских ребят».

4

  не

де

ля

 

«Предметы из стекла , металла, дерева»

Закрепить знания детей о свойствах стекла, металла и дерева и их применение; развивать любознательность, память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла, металла и дерева; познакомить с профессиями работающих со стеклом, металлом и деревом.

  1. Беседа
  2. Игры с предметами из стекла , дерева , металла.
  3. Опыты с предметами из стекла , металла , дерева.

 

Перспективный план работы на февраль 2016г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

  

не

де

ля

 

Наблюдения

«Морозные

узоры»

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

3. Обсуждение стихотворения

4.Рисование морозных узоров.

2

  

не

де

ля

 

«Лук — от семи недуг!»

Формировать у детей навыки посадки лука, вызвать интерес к выращиванию растений. Дать элементарные понятия о природных витаминах. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

1.Отгадывание загадки про лук.

2.Беседа о пользе лука .

3. Посадка лука .Выводы.

4. Наблюдение за ростом лука.

3

 

 не

де

ля

 

«Воздух»

Расширять знания детей о воздухе.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого.

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

4

  

не

де

ля

 

«Здравствуй ,ветер , ветерок

»

Продолжить пополнять представления детей о ветре, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека; познакомить с причиной возникновения ветра.; проводить элементарные опыты, умение делать выводы на основе полученных результатов.

1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром

 

Перспективный план работы на март 2016г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

  

не

де

ля

 

«Животные севера»

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные Севера»

2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

4. Развивающая игра «Магнитный лабиринт»

2

  

не

де

ля

 

«Весенние явления в неживой природе»

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны

4. Просмотр обучающего видеофильма «Уроки Тётушки Совы»

3

  

не

де

ля

 

«Путешествие в пустыню»

Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные жарких стран»

4

 

 не

де

ля

 

«Наши четвероногие друзья»

Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить; Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

1.Отгадывание загадок .

2.Беседа «Правила поведения с бездомными животными»

3.Экскурсия в «Музей Собак»

4. Просмотр презентации.

 

Перспективный план работы на апрель 2016г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

  

не

де

ля

 

«Огород

на окошке»

 Формировать представления детей о бобовых культурах (фасоли, горохе), практические умения их посева, создания необходимых условий для их роста (почва, влага, свет, тепло); развивать познавательную активность, любознательность ,воспитывать доброжелательность, взаимопомощь в процессе совместной деятельности, бережное отношение к объектам живой природы.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку, огурцы  гороха , фасоли .

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

4. Отгадывание загадок.

5. Исследовательская деятельность.

2

  

не

де

ля

 

«Сегодня вам станут знакомыми мои друзья – насекомые» (на улице)

Уточнить и расширить знания детей о насекомых, их  внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе. Воспитывать любовь  и бережное отношение к природе. Развивать воображение, фантазию.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Божья коровка» мелками на асфальте .

3

  

не

де

ля

 

«Путешествие в весенний лес»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Вспомнить названия

некоторых деревьев и кустарников , цветов

  1. Работа с календарём природы
  2. Аппликация из салфеток.

4

 не

де

ля

 

«Встречаем птиц»

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами.

 

Перспективный план работы на май 2016г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 не

де

ля

 

«Органы чувств — помощники человека

»

Углублять знания детей об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, слухе, питании.

Развитие зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного восприятия при использовании игр и упражнений.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

2

  

не

де

ля

 

«Цветущие плодовые деревья»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3

  

не

де

ля

 

«Весенние приключения»

Приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Встреча с лесными героями

3. Беседа «Что будет, если…»

4

 

не

де

ля

 

Диагностика

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе

«Самое дорогое у человека -  жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратн...

Организация деятельности и планирование работы экологического кружка в средней группе детского сада

Здесь даны рекомендации по организации экологического кружка в детском саду и приведен примерный тематический план его работы...

Организация деятельности и планирование работы экологического кружка в средней группе детского сада

Здесь даны рекомендации по организации экологического кружка в детском саду и тематическому планированию его работы....

Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе

Сводная таблица по планированию занятий по ОБЖ...

Перспективное планирование по работе кружка в средней группе. «Умелые ручки».

Перспективное планирование по работе кружка                          ...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе («Юнный эколог» С.Н. Николаева)

МесяцТемасентябрьНаблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» (стр. 7)Наблюдение «Все цветы разные» (стр. 7)Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» (ст...