Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе («Юнный эколог» С.Н. Николаева)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Месяц | Тема |
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Солнышко»
Перспективное планирование
по экологическому воспитанию
в средней группе
(«Юнный эколог» С.Н. Николаева)
Подготовила
Воспитатель:
Загребина И.В.
г. Навашино
2021г.
Месяц | Тема |
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
Система работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по экологическому воспитанию | ||||
Месяц | Неделя | Тема. Вид деятельности | Программное содержание | Источник (пособие, стр.) |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» | Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7. |
2 | Наблюдение «Все цветы разные» | Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7. | |
3 | Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» | Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 13. | |
4 | Наблюдение «Как ухаживать за букетом» | Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 14. | |
ОКТЯБРЬ | 1 | Образовательная ситуация «Фрукты и овощи» | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 22. |
2 | Образовательная ситуация «Вершки и корешки» | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 26. |
ОКТЯБРЬ | 3 | Образовательная ситуация «Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 29. |
4 | Чтение стихов, рассказов про лес. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 57. | ||
НОЯБРЬ | 1 | Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 33. |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 39. | |
3 | Чтение стихов про домашних животных | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 42. | ||
4 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 46. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Наблюдение «Как узнать ель?» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному- двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 49. |
2 | Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 51. | |
3 | Коллективное изготовление альбома «Елочка»Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 54. 57 | |
ЯНВАРЬ | 1 | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» «Как лед превращается в воду» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 61.62 |
2 | Наблюдение «Что находится в шишках ели» Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором) | Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена. Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 63- 64. |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 74. |
2 | Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 78. | |
3 | Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран) | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 85. | |
4 | Коллективное изготовление коллажа «Животные тропических и южных стран» | |||
МАРТ | 1 | Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта» | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 89. |
2 | Образовательная ситуация «Где обедал воробей?» | Познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 91. | |
3 | Беседа «Март – первый месяц весны» | Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март – первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 92- 94. |
признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде – некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. | ||||
4 | Образовательная ситуация «Советы Айболита» | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени») | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 96. | |
АПРЕЛЬ | 1 | Наблюдение «Мать-и-мачеха – что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?» | Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 100. |
2 | Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» | Продолжать развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым – мухам, пчелам, шмелям и др. – они пьют сок цветов, кормятся на цветах. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 103. | |
3 | Досуг «День Земли» | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 107. | ||
4 | Образовательная ситуация | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая | Юный эколог» С.Н. Николаева «Система |
«Весна в лесу» | впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха) | работы в средней группе детского сада», | ||
АПРЕЛЬ | 4 | Образовательная ситуация «Весна в лесу» | формировать реалистические представления о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют – меняют шерсть (заяц становится серым, а белка - рыжей); все звери выводят потомство (зайчат, бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью); учить поддерживать воображаемую ситуацию. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 110. |
МАЙ | 1 | Тематическая прогулка к реке «Юганская Обь» (с привлечением родителей) | Познакомить детей с рекой и ее обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, , близко подходить к воде). | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 117. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней и старшей группах
Перспективное планирование по экологии на учебный год....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673202-1443094640.jpg)
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе детского сада "Незабудка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673202-1443094640.jpg)
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе "Юные экологи родного края"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-1357512-1635068376.jpg)
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе
Экологическое воспитание в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701219-1446646231.jpg)
Рабочая программа по экологическому воспитанию в средней группе "Юный эколог"
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.При построении системы работы обратили особое вним...
Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Юные экологи»
Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования нач...