Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти загадочные камни!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, следы Бога на земле, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса… Однако правда состоит в том, что как бы ни были красивы драгоценные камни, появились они в нашей жизни вполне земным путем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opytno.docx | 514.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти загадочные камни!»
подготовила воспитатель Кобзева В.А.
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Оборудование: камни, стаканы с водой, демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, коллекция камней.
Предварительная работа: формирование знаний о правилах поведения в лаборатории; дать определение понятию «коллекция», учить детей классифицировать по разным признакам.
Словарная работа: коллекция.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.
А у вас есть увлечения (ответы детей)
Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)
— Ребята, а что вы знаете о камнях?
— Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.
А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.
- Что такое лаборатория?
- Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. Какое правило у работников лаборатории.
- Они работают в белых халатах.
- Как вы думаете, с чем мы будем проводить опыты? Верно с камнями. Давайте вспомним, какие нам нужны « помощники» для экспериментов? (глаза, нос, уши, руки).
- Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? Хорошо. Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают. Мы будем это делать это схематично.
Проходят в лабораторию. Вы правильно сказали, что в лаборатории необходимо находится в белом халате. Наступает ответственный момент. Вы готовы приступать к экспериментам и опытам?
Начинаем первый опыт. Подходим к первому столу.
Самыми первыми начинают работать наши глаза
Опыт №1 «Определение цвета и формы»
Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней.
Вывод:
камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?
Воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
- А я это сделала вот так.
Опыт №2 «Определение размера»
Посмотрите, дети, все камни одинакового размера?
-Нет
- Найдите и покажите самый большой камень, самый маленький и средний.
Вывод:
Камни бывают разного размера.
Вос-ль выставляет схему на мольберт.
Для следующего опыта нам будут нужны ваши чувствительные пальчики.
Опыт №3 «Определение фактора поверхности»
. Погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?
- попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
— Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Вывод:
камни бывают гладкими и шероховатыми.
Мы уже поработали предлагаю вам немного отдохнуть и сделать зрительную гимнастику.
Спал цветок
И вдруг проснулся.
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Вы немного отдохнули и готовы к новым открытиям.
Опыт №4 «Рассматривание камней через лупу»
Для того чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Давайте возьмем лупу и через неё будем рассматривать камни.
- Что интересного вы увидели, дети?
- Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, дорожки…
- Молодцы, очень внимательные дети!
Вывод:
Камни имеют дорожки, ямочки, углубления, узоры.
Вывешиваем схему.
— Вы знаете, оказывается наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)
- Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
Опыт №5 «Определение температуры»
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Что вы выяснили, мои маленькие ученые?
Вывод:
камни имеют разную температуру.
Воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Опыт №6 «Определение веса»
У меня к вам есть интересное предложение: давайте на минуту станем весами. Что делают весы?
- Взвешивают.
- Задание такое держим в ладошках и определяем самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод:
Камни по весу бывают разные – легкие, тяжёлые.
Воспитатель на мольберт выставляет свою схему.
Сейчас давайте немного отвлечемся и отдохнем.
Физкультминутка.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся
Два нагнулся
Три нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Опыт №7 «Плавучесть»
Подвиньте к себе баночку с водой и осторожно опустите один камень в воду.
- Посмотрите внимательно – когда вы опустили камни – по воде пошли круги, цвет камня изменился, он стал более ярким.
Вывод:
Камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.
Вот как много мы с вами с помощью наших опытов узнали о камнях.
- Ярослав с помощью схем нам расскажет о свойствах камней.
- Молодец. Вы все сегодня молодцы.
У меня для вас сюрприз. Я хочу вам, предложить отправится, на экскурсию к гномику Изумрудику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Удивительное в камне».
Конспект, развивающий у детей интерес к камням....
План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в стар-шей группе «Эти загадочные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, темпе...
Конспект по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе"Эти загадочные камни"
Знакомство детей с морскими, речными камнями рассмотреть их чем отличаются провести опыты и сделать выводы ,что камни твердые морские гладкие обкатанные водой ,а речные гладкие, но есть ше...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Загадочные камни!»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, ...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве камней» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития».
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "В царстве камней".Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.За...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями....