Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkrytoe_zanyatie_kamni.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

в старшей группе «Эти удивительные камни»

Подготовила: воспитатель Арсенчук И.С.

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

Развивающие: Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, содействовать формированию интереса к неживой природе (камням), развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: наборы камней,  чудесный мешочек, карта России; лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки  и салфетки на каждого ребёнка, поднос с песком, фартуки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Соберемся дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы очень рады, что к нам пришло столько гостей…  Примите от нас улыбки - «солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.

  1. Введение в тему занятия.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, нам прислали посылку. Кто же нам ее прислал? Читаю: Гномы из Горной Страны. Что же они нам прислали, как вы думаете? (ответы детей).  Давайте откроем и посмотрим.  Какой – то чудесный мешок.  Как вы думаете, что в нем? (ответы детей).

 - Сейчас один  из вас пощупает предметы в этом мешочке и скажет мне на ушко, что это. А вы попробуете сами догадаться, задавая вопросы. Кто  хочет быть ведущим и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой).

Вопросы:

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый?

- Дети, вы догадались, что находится в чудесном мешочке? (Ответы детей).

Воспитатель: Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в чудесном мешочке.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень).

Воспитатель: Как вы догадались, что это камень? Какие строки из стихотворения вам помогли? (Ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране обладает наша Сибирь (показ на карте). В наших горах  много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы. Но с какой целью Гномы нам послали эти камни? (Предположения детей)

— Ребята, гномы, наверное, хотят, чтобы мы больше узнали о свойствах камней. Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Но для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать правила поведения. Какие? (вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни).

(Дети надевают фартуки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Какие?

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

II. Основная часть занятия.

Опыт № 1. Цвет, форма, размер камней.

— Все ли камни одинакового размера? Покажите мне самый большой ваш камень. А теперь самый маленький. Одинаковые ли они по цвету? Чем они еще отличаются? (формой)

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме, размеру и весу.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (На Байкале) Почему у него нет острых углов?

 (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с пластилином? Почему?

— А с камнем? Почему?

— Как вы думаете, что произойдет, если мы попробуем вбить в камень гвоздь. Он забьется? Почему? Какой можно сделать вывод?

Вывод: камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

— Ребята, потрогайте камни. Какие они, теплые или холодные? А можно ли их согреть? Как? (положить на солнце, под лампу, зажать в ладонях, поднести к щеке, согреть своим дыханием)

- Я предлагаю вам согреть камень своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый  камень, кладут его на ладони. Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

- Как вы думаете, если его согреть, то он таким же теплым и останется? (Нет, камень остынет).

Вывод: камни могут нагреваться и остывать.

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

- Дети осторожно кладут камень в воду. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет камней изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, кладут его на салфетку.

— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что в них нет воздуха.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

- Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

- Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— А сейчас, дети, возьмите лупу и  посмотрите через нее на поверхность камней. Что интересного вы увидели? (ответы детей)

— Молодцы, вы очень внимательные!

А сейчас давайте поиграем в игру  «С другом мы гулять пойдем»

С другом мы гулять пойдем,
Речку — каменку найдем. (встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит. (руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем. (шагают на месте)
Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит. (руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом, (движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем. (руки над головой в форме «крыши»)

Воспитатель:  - Ребята, а вы знаете, где человек использует камни? (в строительстве дорог, домов, делают украшения). Правильно, ребята!

- Сейчас, ребята, давайте  на этом подносе с песком выложим узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

  1. Заключительная часть занятия

Воспитатель: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, что вам больше всего понравилось на нашем занятии, что вы запомнили о свойствах камней (ответы детей).

  Попробуйте оценить свою активность и старательность на занятии. Если вы считаете, что у вас все получалось, то возьмите улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что у вас не все получалось, то возьмите грустный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа. (нетрадиционная техника: обрывание) Тема: « Снеговик »

Закреплять умение отрывать небольшие кусочки ваты для дополнительного оформления своей работы. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материал.  Формировать умение замечать нед...

Конспект занятия по трудовой деятельности, старшая группа  «Поможем Федоре»

Формирование положительного отношения к труду и его результатам....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе

Цель:  Познакомить с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями...

Конспект занятия по изобразительной деятельности старшей группе "Весенние цветы".

Конспект данного занятия будет интересен воспитателям старших и средних групп при ознакомлении с техникой пластилинографии....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в группе старшего возраста "Смешивание цветов света"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в группе старшего возраста «Смешивание цветов света».Цель: Формировать представления детей о том, как смешиваются основные цвета света по...