Проект: "Этот удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект: «Этот удивительный мир насекомых»
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Вид проекта: групповой. Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: 2 недели
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.
Актуальность проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?
Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц
Предполагемый результат:
Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
2. Вовлечь дошкольников в решении проблемы.
3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
4. Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
5. Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
6. Дать домашние задания родителям и детям.
Реализация проекта:
II этап – Основной этап:
Мероприятия по реализации:
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
1. «Собери насекомое» из многоугольников;
2. «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
1)Заяц, еж, лиса, шмель;
2)Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3)Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4)Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5)Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6)Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7)Таракан, муха, пчела, майский жук;
8)Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9)Лягушка, комар, жук, бабочка;
10)Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4. «Хорошо-плохо»
Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.
5. «Один – много».
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.
6. «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка. маленькая
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные
У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие
У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая
7. «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
8. Составление описательных загадок про насекомых.
9. «Подбери признак»:
бабочка какая? –,
муравей какой? –,
пчела какая? – …
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
10. Составление описательных загадок про насекомых.
11. «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
12 «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
13. Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
14. «На полянке»
15. Игра «Божья коровка»
Двигательная деятельность:
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Божьи коровки» и т. д.
- Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»
- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».
Познавательно-исследовательская деятельность:
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;
- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.
- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.
Коммуникативная деятельность:
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?»
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»
Составление рассказов про насекомых.
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Чтение художественной литературы:
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
-Чтение и обсуждение произведений:
Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»;
К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»;
В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»;
И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший.
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
Продуктивная деятельность:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Рисование:
Раскраски «Мир насекомых»
Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Аппликация:
«Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)
Трудовая деятельность:
- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.
Музыкальная деятельность:
Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»
Аутотренинг
Взаимодействие с родителями дошкольников:
1. Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.
2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.
Наблюдаем на участке за майским жуком, муравьями, травяным клопом, божьей коровкой:
Вопрос-домашнее задание детям: Если бы я была насекомым, то каким, и почему.
Даша ответила: "Я хотела бы быть божьей коровкой, потому что она добрая, не кусается, у неё нет врагов, и никто её не ест".
Вика С. ответила: "Я бы хотела быть бабочка, потому что у неё очень красивые крылья, и она восхитительно порхает".
3 этап – заключительный
Продукты проекта:
- Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Дидактические игры, пособия, методические материалы
- Презентация «Насекомые»
- Создание альбома «Мир насекомых» (сотворчество семьи Василия Качулина)
Результаты проектной деятельности:
1. Сформировался устойчивый интерес детей к природе.
2. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых.
3. У детей воспиталось чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям.
Выводы
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено:
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
- На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.
Список литературы:
1.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ФГОС «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования . – М.: Мозаика -Синтез, 2016.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Экологическое воспитание дошкольников. М. : ВАКО, 2009
4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика – Синтез, 2015
5. О. В. Павлова. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой «От рождения до школы» . Старшая группа.- «Учитель»,2017
6. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2010.
7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые. » М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Этот удивительный мир насекомых"
Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"...
Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).
Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....
Проект "Этот удивительный мир насекомых"
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир..Ребятам хочется узнать - как устроен муравейник, зачем пчела кружит над цветком. Их очень увлекает все , что происходит вокруг....
Тематическая неделя: «Юный исследователь» Фотоотчет по проекту: «Этот удивительный мир насекомых»
Важно формировать у детей представления о жизни насекомых. Расширять у детей знания о многообразии насекомых....
Познавательный проект «Этот удивительный мир насекомых»
Вид проекта: познавательно – творческий. Длительность проекта: долгосрочный (с 17 августа по 28 августа). Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).Участники проекта: дети и родит...
Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».
Возможно, в наше время уже не удивить запуском космического корабля или полётом очередного спутника Земли. Но историю возникновения этой значимой для всего мира даты, я считаю должен знать каждый чело...
Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».
Использование проектной деятельности дает положительные плоды в развитии дошкольника, позволяет расширить кругозор, знания и умения, а участие каждого ребенка в исследовательской деятельности позволяе...