Проект "Этот удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx119.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Этот удивительный мир насекомых»

На лугу трещит кузнечик

В небе бабочка парит.

На цветке мохнатый, громкий

Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают, скачут,

Ползают, парят.

Красотой нас удивляют,

Пользу тоже принося.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Длительность проекта: краткосрочный (с 4 апреля по 8 апреля).

Возрастная группа: старшая (дети с 5 до 6 лет).

Участники проекта: дети и родители средней группы «Солнечные зайчики»

Руководитель проекта: воспитатель высшей категории Куракалова Любовь Сабировна.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное  развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Цель проекта:

Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи проекта:

1.Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять    любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4.  Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Актуальность проекта:

С детьми ставили постановку сказки «Муха – цокотуха». Разбирали характеры каждого насекомого, про которых говорилось в сказке.  Кто – то из детей сказал, что не хочет говорить о жуках, потому что они противные и вредные, их надо убивать. Пришлось объяснить детям, что каждое насекомое – это живое существо, и независимо от того красивое оно, или нет, они приносят какую – то пользу, и они хотят жить. Дети решили узнать, какую пользу, какие насекомые приносят;  какие насекомые вредные, а какие полезные. Исходя из этого, и возникла идея о создании данного проекта.

Планируемые результаты:

По окончанию проекта дети должны иметь  представления о том, насекомые – это живые существа, они тоже хотят жить. Что есть вредные, а есть полезные насекомые; есть хищные насекомые.

Должны иметь  простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев); способах передвижения (прыгает, летает, бегает); издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); где и как зимуют насекомые;

Должны знать о пользе, которую приносят людям и растениям.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры,  иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;

-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.

-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о насекомых?».

 -подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.

Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация

Во время утреннего сбора, зашел  разговор о том, что наступила весна, стал таять снег. Появилась из  – под снега первая травка.  Катя сказала, что в воскресенье видела бабочку. Дети стали ее расспрашивать о том, какая была бабочка, откуда она прилетела. Катя не смогла ответить на все эти вопросы. Тогда мы решили взять эту тему «Насекомые» для того, чтобы больше узнать о них.

На этом этапе был  проведен опрос детей с использованием  «Модели трёх вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Откуда можем узнать?

Что насекомые летают.

Что у них есть крылья.

Что насекомые появляются весной.

Что у них у всех по 6 лапок.

Куда пропадают насекомые осенью?

Как из гусеницы появляется бабочка?

Чем питаются насекомые?

Какую они приносят пользу?

Спросить у взрослых.

Прочитать в книгах.

Посмотреть в интернете.

Второй этап: разработка (планирование)  проекта

- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?)

- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).

-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться  после окончания проекта (создание выставки работ по изодеятельности по теме проекта, создание альбома «Это все волшебница вода»).

Третий этап: исследовательский

(на основе интеграции образовательных областей).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с окружающим: интегрированное занятие «Эти удивительные насекомые»,

«Сравнение жука и паука» - (чем они отличаются) - экспериментальная деятельность.

Беседа «Полезные и вредные насекомые»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: 

Дидактические игры:  «Узнай по описанию», «Собери бабочку», «Где живет», «Кто лишний?», «Найди насекомое», «Найди части насекомого», «Узнай, чьё крылышко»

Сюжетно – ролевая игра «Муравьишкина семья».

Образовательная область«Речевое развитие» 

Речевые игры: «Закончи предложение»

(Муравей сидел около….

Божья коровка ползла по….

Жук спрятался под…

И так далее)

«Подбери признак» (бабочка,  какая? Муравей,  какой?)

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Муравьишки строят дом», «Бабочки и пчелы», «Стрекоза на охоте»

Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие»: 

Рисование «Насекомые» - по схемам.

Аппликация «Божья коровка на листочке»,

Лепка «Стрекоза – большие глаза»,

Конструирование из бумаги «Гусеница из цилиндров».

Чтение сказок "Сказочка про Козявочку", "Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про Мишу - короткий хвост" Д. Н. Мамин-Сибиряк.

«Как муравьишко домой спешил» (или Приключения муравьишки); «Зеленый пруд»; «Хвосты» (как Муха себе хвост искала). В.В. Бианки

Чтение стихов: Нищева «На ромашке две букашки», В. Митько «Я кузнечика ловил», В.Степанова «Стрекоза», В. Татарников «Зажужжала тут оса».

Загадывание загадок о насекомых.

  Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».

Прослушивание произведения Римского- Корсакова «Полет шмеля».

Прослушивание и пение песен «В траве сидел кузнечик», «Гном и бабочка», «Добрый жук»

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Хоровод насекомых», «Поймай комара», «Бабочки и ласточки», «Раз, два, три мотылька лови», «Ловишки- муравьишки», «Медведь и пчелы»

Физкультурные минутки: «Бабочки на лужайке», «Стрекоза проснулась», «На полянке веселились, в танце весело кружились», «Жук упал», «Муравьишки».

Взаимодействие с родителями:

-подбор информационного и наглядного материалов о насекомых.

- помощь в сборе картинок для составления альбома  «Эти удивительные насекомые»

-привлечение родителей к итоговому мероприятию  - инсценирование сказки «Муха – цокотуха»»

Четвертый этап: продукты  деятельности  и презентация проекта.

Выставка детских работ по теме проекта.

Презентация альбома «Эти удивительные насекомые»

Театрализованное представление «Муха – цокотуха».

Приложения:

             

Занятие по окружающему миру

«Эти удивительные насекомые»

             

   Конструирование «Гусеничка»                                     Рисование «Насекомые»

Лепка «Стрекоза»


                   

Рисование «Разные насекомые»                                Аппликация «Божья коровка»

Используемая литература:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5

4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

6. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11

7. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").

               

                   

               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Удивительный мир насекомых»

продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...

Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"

Конспект совместной образовательной деятельности  во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"...

Информационно - творческий проект «Удивительный мир насекомых»

Информационно - творческий проект«Удивительный мир насекомых»В помощь педагогу при работе проектной деятельности средней группы...

Проект "Удивительный мир насекомых"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи.  Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интриг...

Проект по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир насекомых"

Проблема экологии относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали больш...

Удивительный мир насекомых

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми.  Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жи...