ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_venets_prirody_pomogi_zashchitit_kolobka.docx | 106.23 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Человек - венец природы»
(ознакомление с природой) старшая группа
Цель: Систематизировать представление детей о признаках живого организма. Развивать умения анализировать способы выживания живых организмов через основные признаки.
Методы и приёмы: Морфологический анализ (ТРИЗ – ОТСМ)
Предварительная работа: Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого.
Материал: морфологическая таблица или расчерченная доска (7х7 клеток). Модели признаков живого (картинки животных).
Ход игры:
Воспитатель встаёт и говорит:
- Я – «памятник», да или нет?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Докажите!
Дети: - Вы живая.
Воспитатель: - Докажите!
Дети: - Вы дышите. (воспитатель ставит модель)
- Вы растёте. (модель)
- Вы питаетесь. (модель)
- Вы размножаетесь. (модель)
- Вы испражняетесь. (модель)
- Вы защищаетесь. (модель)
Воспитатель: Я – защищаюсь. Вот по этому признаку мы попробуем с вами определить действительно ли человек – «венец природы». Сравним его способности защищаться с другими животными. (обращает внимание детей на морфологическую таблицу)
(Ставит карточку – заяц)
Воспитатель: - Как защищается заяц?
Дети: - Убегает; защитная шкурка – окрас; (воспитатель по горизонтали ставит знак + и моделирует или записывает эту защитную функцию (см. таблицу))
Воспитатель: (ставит карточку – медведь)
- Как защищается медведь? Он убегает?
Дети: - Нет, он не очень быстро бегает.
Воспитатель: (ставит знак - ) - Он имеет защитную шкурку, окрас?
Дети: - Нет, окрас медведь не меняет. (знак - ) – У него большие когти.
(Воспитатель пишет или моделирует эту защитную функцию в таблице знак +).
Воспитатель: (ставит карточку – олень)
Дети: - Убегает (+), нет защитной шкурки (-), нет когтей (-), есть копыта (+), рога (+), (воспитатель с детьми моделирует)
Воспитатель: (ставит картинку – ёж)
Дети: - Убегает (-), защитная шкурка (+), когти, рога, копыта (-).
Воспитатель: (ставит картинку – змея)
Дети: - Убегает (-), защитный окрас (+), когти, рога, копыта (-).
Воспитатель: - А как защищается змея?
Дети: Яд (моделируем знаком +)
Воспитатель: (ставит карточку – человек)
Дети: - Бегает медленнее многих животных (знак -).
- Защитного окраса нет (знак -).
- Когтей, копыт, рогов яда – нет (знак -).
Воспитатель: - Посмотрите на таблицу и сделайте вывод?
Дети: - Человек – самый беззащитный!
Воспитатель: - Вы с этим согласны?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Что же есть у человека? Почему его называют – «венец природы»?
Дети с помощью воспитателя приходят к выводу «Что у человека есть разум, он приспосабливается с помощью ума!»
Воспитатель: - Как?
Дети: - Убегает от опасности – машина, велосипед. (воспитатель в таблице исправляет – на +).
- Защитная шкурка – окрас – спецодежда, гриммеруется (- на +)
- Когти – кожа (- на +)
- Копыта – обувь (- на +)
- Рога – копьё, палка, рогатина (- на +)
- Яд – лекарства (- на +)
Вывод: «Человек – венец природы»
Способы выживания живых организмов
Человек | ||||||
Змея | ||||||
Ёж | ||||||
Олень | ||||||
Медведь | ||||||
Заяц | ||||||
убегает | защитная шкурка - окрас | когти | копыта | рога | яд |
Развивающая игра с детьми 4 – 5 лет (технология ТРИЗ)
«Помоги защитить Колобка».
Цель: Формировать у детей самостоятельность и творческое воображение при придумывании решений проблемных сказочных ситуаций опираясь на «таблицу признаков» объектов.
Предварительная работа: Инсценирование пальчикового театра «Колобок», рисование и лепка по сказке. Знакомство с «таблицей признаков объектов» в игровом варианте «Чудо – яблонька» (где под каждым «яблочком» - модель одного из признаков. (см. приложение)
Ход игры:
Воспитатель: - К нам в гости пришёл сказочный герой, а какой – догадайтесь сами?
Загадка: И румян он и пригож.
И на солнышко похож.
Положили его остудиться на окошко
Он с окошка – скок!
Покатился по дорожке
Кто это? (Колобок)
- Так вот, катится он, катится и видит в лесу стоит «Чудо – яблонька» (подвести детей к «таблице признаков»)
- «Чудо – яблонька» спрашивает Колобка.
- Ты кто?
- А какой ты по признаку…? (воспитатель открывает «яблочки»)
- Цвет.
- Влажность.
- Температура.
- Форма.
- Размер.
- Рельеф.
- Количество.
- Части.
Дети описывают Колобка по этим признакам.
Воспитатель: - «Чудо – яблонька» спрашивает: «А разве можно одному по лесу гулять? В лесу много диких хищных зверей. Я тебе помогу, дам тебе волшебные яблочки, они помогут тебе защититься от зверей!»
(В корзине с «яблочками» - на каждом модель признака; дети выбирают себе любое «яблочко» и называют свой признак.)
Воспитатель: «Кто свой признак назовёт, тот своё место займёт».
Далее дети придумывают фантастические варианты по «спасению Колобка».
Например: - Какой признак обозначен на твоём яблочке? (температура)
- Каким надо сделать Колобка по признаку «температура», чтобы дикие голодные звери его не смогли съесть? (очень горячим или наоборот, холодным как лёд)
Воспитатель выслушивает рассуждения всех детей.
- По «рельефу» - колючим, липким и т.д.
- По «цвету» - чёрным, горелым или синим как плесень.
- По «влажности» - жёстким сухарём, тогда звери поломают зубы.
- По признаку «части» - добавить Колобку крылья, шипы и т.д.
- По «размеру» - малюсенький, незаметный или наоборот.
По другим признакам дети тоже фантазируют, придумывая как уберечь Колобка.
Воспитатель: «Колобок, ты запомнил? Нет! Тогда мы с ребятами нарисуем тебе все эти превращения.»
Далее продуктивная деятельность детей и рефлексия («Как ты помог Колобку? Какой признак использовал?»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфологический анализ ТРИЗ
Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу....
Конспект ООД по формированию знаний о ЗОЖ с использованием методов технологии ТРИЗ- ОТСМ в средней группе № 3.
Закрепляем и обобщаем знания детей о здоровом образе жизни....
Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»
В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ»....
Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов и метод морфологического анализа в технологии ТРИЗ»
Использование ТРИЗ технологии в развитии речи детей...
ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью. «Метод морфологического анализа».
Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....
Составление сказок детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ "Морфологический анализ"
В статье представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по составлению сказок с использованием метода ТРИЗ...
Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"
Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...