ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутрухина Ольга Владимировна

Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_venets_prirody_pomogi_zashchitit_kolobka.docx106.23 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД «Человек -  венец природы»

(ознакомление с природой) старшая группа

Цель: Систематизировать представление детей о признаках живого организма. Развивать умения анализировать способы выживания живых организмов через основные признаки.

Методы и приёмы: Морфологический анализ (ТРИЗ – ОТСМ)

Предварительная работа: Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого.

Материал: морфологическая таблица или расчерченная доска (7х7 клеток). Модели признаков живого (картинки животных).

Ход игры:

Воспитатель встаёт и говорит:

- Я – «памятник», да или нет?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Докажите!

Дети: - Вы живая.

Воспитатель: - Докажите!

Дети: - Вы дышите. (воспитатель ставит модель)

- Вы растёте. (модель)

- Вы питаетесь. (модель)

- Вы размножаетесь. (модель)

- Вы испражняетесь. (модель)

- Вы защищаетесь. (модель)

Воспитатель: Я – защищаюсь. Вот по этому признаку мы попробуем с вами определить действительно ли человек – «венец природы». Сравним его способности защищаться с другими животными. (обращает внимание детей на морфологическую таблицу)

(Ставит карточку – заяц)

Воспитатель: - Как защищается заяц?

Дети: - Убегает; защитная шкурка – окрас; (воспитатель по горизонтали ставит знак + и моделирует или записывает эту защитную функцию (см. таблицу))

Воспитатель: (ставит карточку – медведь)

- Как защищается медведь? Он убегает?

Дети: - Нет, он не очень быстро бегает.

Воспитатель: (ставит знак   - )  - Он имеет защитную шкурку, окрас?

Дети: - Нет, окрас медведь не меняет. (знак - ) – У него большие когти.

(Воспитатель пишет или моделирует эту защитную функцию в таблице знак +).

Воспитатель: (ставит карточку – олень)

Дети: - Убегает (+), нет защитной шкурки (-), нет когтей (-), есть копыта (+), рога (+), (воспитатель с детьми моделирует)

Воспитатель: (ставит картинку – ёж)

Дети: - Убегает (-), защитная шкурка (+), когти, рога, копыта (-).

Воспитатель: (ставит картинку – змея)

Дети: - Убегает (-), защитный окрас (+), когти, рога, копыта (-).

Воспитатель: - А как защищается змея?

Дети: Яд (моделируем знаком +)

Воспитатель: (ставит карточку – человек)

Дети: -  Бегает медленнее многих животных (знак -).

- Защитного окраса нет (знак -).

- Когтей, копыт, рогов яда – нет (знак -).

Воспитатель: - Посмотрите на таблицу и сделайте вывод?

Дети: - Человек – самый беззащитный!

Воспитатель: - Вы с этим согласны?

Дети: - Нет!

Воспитатель: - Что же есть у человека? Почему его называют – «венец природы»?

Дети с помощью воспитателя приходят к выводу «Что у человека есть разум, он приспосабливается с помощью ума!»

Воспитатель: - Как?

Дети: - Убегает от опасности – машина, велосипед. (воспитатель в таблице исправляет – на +).

- Защитная шкурка – окрас – спецодежда, гриммеруется (- на +)

- Когти – кожа (- на +)

- Копыта – обувь (- на +)

- Рога – копьё, палка, рогатина (- на +)

- Яд – лекарства (- на +)

Вывод: «Человек – венец природы»

Способы выживания живых организмов

Человек

Змея

Ёж

Олень

Медведь

Заяц

убегает

защитная шкурка - окрас

когти

копыта

рога

яд

                                     

Развивающая игра с детьми 4 – 5 лет (технология ТРИЗ)

«Помоги защитить Колобка».

Цель: Формировать у детей самостоятельность и творческое воображение при придумывании решений проблемных сказочных ситуаций опираясь на «таблицу признаков» объектов.

Предварительная работа: Инсценирование пальчикового театра «Колобок», рисование и лепка по сказке. Знакомство с «таблицей признаков  объектов» в игровом варианте «Чудо – яблонька» (где под каждым «яблочком» - модель одного из признаков. (см. приложение)

Ход игры:

Воспитатель: - К нам в гости пришёл сказочный герой, а какой – догадайтесь сами?

Загадка: И румян он и пригож.

И на солнышко похож.

Положили его остудиться на окошко

Он с окошка – скок!

Покатился по дорожке

Кто это?  (Колобок)

- Так вот, катится он, катится и видит в лесу стоит «Чудо – яблонька» (подвести детей к «таблице признаков»)

- «Чудо – яблонька» спрашивает Колобка.

- Ты кто?

- А какой ты по признаку…? (воспитатель открывает «яблочки»)

- Цвет.

- Влажность.

- Температура.

- Форма.

- Размер.

- Рельеф.

- Количество.

- Части.

Дети описывают Колобка по этим признакам.

Воспитатель: - «Чудо – яблонька» спрашивает: «А разве можно одному по лесу гулять? В лесу много диких хищных зверей. Я тебе помогу, дам тебе волшебные яблочки, они помогут тебе защититься от зверей!»

(В корзине с «яблочками» - на каждом модель признака; дети выбирают себе любое «яблочко» и называют свой признак.)

Воспитатель: «Кто свой признак назовёт, тот своё место займёт».

Далее дети придумывают фантастические варианты по «спасению Колобка».

Например: - Какой признак обозначен на твоём яблочке? (температура)

- Каким надо сделать Колобка по признаку «температура», чтобы дикие голодные звери его не смогли съесть? (очень горячим или наоборот, холодным как лёд)

Воспитатель выслушивает рассуждения всех детей.

- По «рельефу» - колючим, липким и т.д.

- По «цвету» - чёрным, горелым или синим как плесень.

- По «влажности» - жёстким сухарём, тогда звери поломают зубы.

- По признаку «части» - добавить Колобку крылья, шипы и т.д.

- По «размеру» - малюсенький, незаметный или наоборот.

По другим признакам дети тоже фантазируют, придумывая как уберечь Колобка.

Воспитатель: «Колобок, ты запомнил? Нет! Тогда мы с ребятами нарисуем тебе все эти превращения.»

Далее продуктивная деятельность детей и рефлексия («Как ты помог Колобку? Какой признак использовал?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический анализ ТРИЗ

Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу....

Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»

В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ»....

ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью. «Метод морфологического анализа».

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....

Составление сказок детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ "Морфологический анализ"

В статье представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по составлению сказок с использованием метода ТРИЗ...

Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"

Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...