Морфологический анализ ТРИЗ
методическая разработка по математике на тему
Информация может быть использована педагогами для выступления на педагогическом часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_analiz_triz.docx | 714.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из элементов ТРИЗ-технологии является метод морфологического анализа.
Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.
Метод создан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. Получил известность с 1942 г. (США).
Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности. Применяется при исследовании проблемных ситуаций и выборе направлений решений.
Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.
Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.
Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:
1. Точно сформулировать проблему.
2. Определить важнейшие элементы объекта.
3. Определить варианты исполнения элементов.
4. Занести их в таблицу.
5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
6. Выбрать оптимальный вариант.
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.
Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их
Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.
Таким же образом можно несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить хищников, а по горизонтали – травоядных). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного, где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.
Этим же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку:
- Где наш герой будет жить?
- Каким он будет по характеру, внешнему виду, повадкам?
- Кто будут его друзья, а кто враги?
- Что интересного с ним произойдёт?
- Кто из волшебников, и с помощью каких чудесных способов, ему поможет или помешает?
- Чем закончится сказка?
С помощью схемы морфанализа можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно! Только обязательно – от простого соединения двух объектов в нечто третье, новое, нужно перейти к представлению его внешнего вида, функций, среды обитания, ресурсов существования, его контактов. В противном случае ребёнок, не чувствуя удовольствия от творческого процесса быстро потеряет к нему интерес, т.к. не увидит чего-то созданного им самим и обретшего некие черты реальности (пусть и с помощью взрослого на первом этапе).
Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:
· выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);
· время, место существования, обитания;
· положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;
· классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к физическим упражнениям посредством метода «морфологического анализа».
Приобщение к физической культуре посредством ехнологии ОТСМ - Триз....
«Загадки с грядки» (морфологический анализ)
конспект итогового занятия...
ООД " Человек - венец природы" с использованием морфологического анализа (ТРИЗ – ОТСМ)
Ознакомление детей с признаками живого. Моделирование признаков живого....
Матрица или морфотаблица как средство метода ТРИЗ «Морфологический анализ»
В данной статье описывается на примере суть метода ТРИЗ «Морфологический анализ»....
Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов и метод морфологического анализа в технологии ТРИЗ»
Использование ТРИЗ технологии в развитии речи детей...
ТРИЗ при ознакомлении финансовой грамотностью. «Метод морфологического анализа».
Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....
Составление сказок детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода ТРИЗ "Морфологический анализ"
В статье представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по составлению сказок с использованием метода ТРИЗ...